СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок разработан в соответсвии с ФГОС.
1 | 1 | 1 | 1 |
2 | 2 | 2 | 2 |
3 | 3 | 3 | 3 |
4 | 4 | 4 | 4 |
5 | 5 | 5 | 5 |
Лист наблюдения группы № 1 Оценка____________________
Участник группы: ____________________________________________________
Тема работы: Грамматическое значение имени существительного.
Материал для наблюдения: Известно, что имена существительные обозначают предмет. Например, книга, тетрадь и др. А будет ли слово «ученик» обозначать предмет? Что оно обозначает?
Познакомьтесь с информацией и заполните таблицу.
Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и названия предметов, вещей, людей, признаков, действий, животных, веществ и т.д
Дополните таблицу примерами из приведенных ниже слов:
Названия существительных
| Примеры | Ваши примеры |
названия людей | Олег, тракторист
|
|
названия предметов | зеркало, стул
|
|
названия признаков | смелость, синева
|
|
названия действий | стрельба, бег
|
|
названия животных | олень, корова
|
|
названия веществ | нефть, малахит, молоко
|
|
названия явлений природы | мороз, снег
|
|
географические названия
| Сатка, Россия |
|
Ливень, забастовка, Москва, зубр, телевизор, доброта, соль, железо, ученик, синева, бодрость, чтение, сметана, кошка, Австралия.
ВЫВОД:
Что знали? | Что узнали? | Чему научились? |
|
|
|
Лист наблюдения группы № 2 Оценка____________________
Участник группы: ___________________________________________________
Тема работы: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Материал для наблюдения: Известно, что имена существительные имеют постоянный морфологический признак – одушевленность и неодушевленность.
К одушевленным существительным относятся слова, обозначающие названия живых существ, например, корова. Одушевленные существительные отвечают на вопрос – Кто?
Неодушевленные существительные являются названиями неживых объектов, например, стул. Неодушевленные существительные отвечают на вопрос – Что?
Слово «МАТРЁШКА» - одушевленное или неодушевлённое?
Познакомьтесь с информацией и заполните таблицу примерами из приведенных ниже слов.
Есть очень удобный способ различения одушевленных и неодушевленных существительных, особенно если точно не знаете, к какому виду относится данное слово. Дело в том, что у одушевленных и неодушевленных существительных разные формы винительного падежа множественного числа. У одушевленных - форма винительного падежа совпадает с формой родительного, а у неодушевленных - с формой именительного. Например:
Одушевлённые | Неодушевлённые |
И.п. (КТО?) ученики | И.п. (ЧТО?) столы |
Одушевленные существительные | Неодушевленные существительные |
|
|
Матрёшка, класс, микроб, снеговик, школа, город, робот.
ВЫВОД:
Что знали? | Что узнали? | Чему научились? |
|
|
|
Лист наблюдения группы № 3 Оценка____________________
Тема работы: Род имени существительного
Участник группы: __________________________________________________________
Материал для наблюдения: Известно, что в русском языке существительные бывают трех родов: мужского (стол, юноша, договор), женского (стена, птица, ночь) и среднего (окно, счастье, метро). А существительное НЕЗНАЙКА какого рода?
Познакомьтесь с информацией и заполните таблицу.
Дело в том, что в лингвистике имена существительные общего рода – нарицательные одушевленные существительные, которые могут в зависимости от речевой ситуации выступать и как слова мужского, и как слова женского рода. Мой сосед по парте – жадина. Моя соседка по парте – жадина. К существительным общего рода не относятся слова, обозначающие профессию или род занятий: врач, учитель, продавец – слова мужского рода. Существительные общего рода относятся к I склонению и имеют в единственном числе И. п. окончание -а (-я).
Заполните таблицу примерами из приведенных ниже слов:
Род имен существительных
| Примеры |
Мужской
|
|
Женский
|
|
Средний
|
|
Общий род
|
|
Незнайка, щётка, забастовка, шоссе, зубр, разиня, доброта, соль, железо, ученик, солнце, бодрость, чтение, сметана, кошка, город, забияка, невежда.
ВЫВОД:
Что знали? | Что узнали? | Чему научились? |
|
|
|
Лист наблюдения группы № 4 Оценка____________________
Участник группы: ____________________________________________________
Тема работы: Изменения существительных.Склонения имен существительных.
Материал для наблюдения: Известно, что имена существительные склоняются, т.е изменяются по числам и падежам. Все ли существительные изменяются?
Познакомьтесь с информацией.
I склонение – представлено существительными женского, мужского и общего рода, которые имеют в начальной форме окончания -а, -я (женщина, липа, юноша, сластена).
II склонение – включает существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме и существительные среднего рода, имеющие в начальной форме окончания -о, -е (борец, уголь, море, кольцо).III склонение – представлено существительными женского рода, имеющими в начальной форме нулевое окончание (дочь, соль, рожь, печь). Кроме того, есть несклоняемые имена существительные.
В современном русском языке существует всего 6 падежных форм:
Именительный Кто? Что?
РодительныйКого? Чего?
ДательныйКому? Чему
Винительный Кого? Что?
ТворительныйКем? Чем?
ПредложныйО ком? О чем?
Просклоняйте существительные: липа, море, соль, жалюзи. Изменяются ли данные слова? Выделите в них окончания. Какого склонения слова?
И.п. липа | И.п. море | И.п. соль | И.п. жалюзи |
Р.п. | Р.п. | Р.п. | Р.п. |
Д.п. | Д.п. | Д.п. | Д.п. |
В.п. | В.п. | В.п. | В.п. |
Т.п. | Т.п. | Т.п. | Т.п. |
П.п. | П.п. | П.п. | П.п. |
ВЫВОД:
Что знали? | Что узнали? | Чему научились? |
|
|
|
Лист наблюдения группы № 5 Оценка____________________
Участник группы: ____________________________________________________
Тема работы: Синтаксическая роль имени существительного.
Материал для наблюдения: Известно, что имена существительные в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения. Могут ли быть существительные другими членами предложения? Всегда ли они могут быть членами предложения?
Познакомьтесь с информацией и выполните задания.
Книга делает человека хозяином вселенной (П. Павленко) — подлежащее;
Вся жизнь человечества оседала в книге (А. Герцен) — дополнение;
Книга — хранилище знаний (Б. Полевой) — сказуемое;
Сырость от земли начинала холодить бок (А. Гайдар) — определение;
Над седой равниной моря ветер тучи нагоняет (М. Лермонтов) — обстоятельство.
Обращения не являются членами предложения.
Подчеркните выделенные имена существительные как члены предложения. Заполните таблицу. В каком предложении вы не подчеркнули имя существительное? Почему?
Предложения | Имена существительные как члены предложения. |
Мать сидит у окна.
|
|
Она листает журнал, рассматривает фотографии людей и природы.
|
|
Моя мать – учитель географии.
|
|
"Мама, помоги мне, пожалуйста!" - прошу её я.
|
|
ВЫВОД:
Что знали? | Что узнали? | Чему научились? |
|
|
|
-СТВ- ВЫСОК- -О- -ТЕЛЬ- -ПРЕВОСХОД- -О -И-
|
-СТВ- ВЫСОК- -О- -ТЕЛЬ- -ПРЕВОСХОД- -О -И-
|
-СТВ- ВЫСОК- -О- -ТЕЛЬ- -ПРЕВОСХОД- -О -И-
|
-СТВ- ВЫСОК- -О- -ТЕЛЬ- -ПРЕВОСХОД- -О -И-
|
-СТВ- ВЫСОК- -О- -ТЕЛЬ- -ПРЕВОСХОД- -О -И-
|
1.-Сегодня на уроке вы сделаете для себя некоторые открытия. -Но сначала повторим. -Записываем в тетрадях число, классную работу. -Какую ошибку заметили? (втОрое – вторить – повторять) -Какие еще орфограммы вы изучили? (вам может помочь форзац учебника) излОжение - излАгать рОсток – прорАстать девчОнка – защЁлка панцИрь – на цЫпочках беЗграничный – беСсоница -Кто помнит, каких частей речи были слова? | 4. -Как вы понимаете выражение «день сурка»? (слайд 3)
|
2. - Посмотрите внимательно на слайд 1) -Докажите, что это текст. День школьника. Утро за окном. Звонок будильника. Шум воды из ванной. Умывание и чистка зубов. Голос мамы и ворчание чайника на кухне. Звон посуды, на столе чашки. Завтрак на столе. Запах бабушкиных пирожков и бутербродов. Вкуснятина! В шкафу школьная форма. Сборы в школу. Портфель с тетрадями и учебниками. На часах – время выхода в школу. Поворот ключа в двери. Из подъезда на улицу и с настроением в школу! Дорога до школы с друзьями. В школе одноклассники, уроки, игры, перемены. До обеда занятия. После занятий дорога домой. Дома родители, задания, компьютер, игры. Ужин и подготовка ко сну. Ночь. Время сна и отдыха. Утро за окном…День сурка… -Это текст? -Что необычного увидели в этом тексте? -Какое сегодня число? | 5. -Но и в нашей стране тоже сегодня великий праздник ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ –День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943). (ныне г.Волгоград) (слайд 4) Подробнее об этом событии вы поговорите на уроках истории. -Вернемся к тексту. Какая часть преобладает в тексте? -В русском языке среди слов треть составляет имя существительное. -Назовите тему урока? (слайд 5) -Запишем тему в тетрадь. |
3. -(слайд 2)Традиционный праздник в США и Канаде, отмечаемый ежегодно 2 февраля. Считается, что в этот день нужно наблюдать за сурком, вылезающим из своей норы. По его поведению можно судить о близости наступления весны. Согласно поверью, если день пасмурный, сурок не видит своей тени и спокойно покидает нору - значит, зима скоро закончится и весна будет ранняя. Если же день солнечный, сурок видит свою тень и, пугаясь её, прячется обратно в нору - будет ещё шесть недель зимы. В нескольких городах и поселениях США и Канады в этот день проводятся фестивали, посвящённые местным суркам-метеорологам, которые привлекают многочисленных туристов.
| 6. -Посмотрите на доску. (слайд 6 ). Я спрятала слово, которым назвала имя существительное. Угадайте это слово. Работа в парах. |
7. ВЫСОКОПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО – самое длинное имя существ. (24 буквы) (слайд 7). Запишем его поморфемно в тетрадь.
| 10. -Проверим вашу работу. (слайды 10-14)
|
8.-Докажите, что это существительное. -Что мы знаем об имени существительном? -Я утверждаю, что вы не все знаете о нем. - Какова цель урока? (слайд 8)
|
|
9. -Откройте учебники на стр.44. В каком разделе будем изучать имя существит.? Организовывает деятельность учащихся в группах по изучению нового материала на основе собственных наблюдений. (слайд 9)
| 12. Из букв слова ВЫСОКОПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО как можно больше составить имен существительные в И.п. ед ч.(слайд 16) |
Класс: 5 Предмет: русский язык Тема урока: «Имя существительное как часть речи».
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цель: Обобщение и углубление знаний учащихся по теме «Имя существительное как часть речи».
Планируемые результаты в ходе урока:
Предметные: учащиеся научатся отличать имя существительное от других частей речи, находить его в тексте, определять его морфологические признаки и синтаксическую роль; объяснять языковые явления.
Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознаёт познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в справочных материалах.
Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится подтверждать аргументы фактами, работает в группе.
Оборудование: ноутбук, проектор
Наглядно-демонстрационные материалы: презентация, листы наблюдений.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент | Приветствует учащихся.Проверка готовности к уроку. | Приветствуют учителя. Проверка готовности к уроку.
|
2. | Мотивация. Актуализация опорных знаний Приём «Покричим» | -Сегодня на уроке вы сделаете для себя некоторые открытия. -Но сначала повторим. -С каким разделом мы знакомились на протяжении нескольких уроков. -Какие орфограммы вы изучили? (вам может помочь форзац учебника) излОжение - излАгать рОсток – прорАстать девчОнка – защЁлка панцИрь – на цЫпочках беЗграничный – беСсоница -Кто помнит, каких частей речи были слова? | -Морфемика. Орфография. Отвечают, опираясь на изученный материал или форзац учебника. Кричат хором буквы в словах в соответствии с правилами написания Сущ., гл. |
3. | Актуализация знаний. Определение темы урока. Целеполагание Погружение в материал Прием «Найди ошибку» Работа в парах (конструирование) Поморфемное письмо Выявление места затруднения (проблемный вопрос) | Организовывает вывод темы и целеполагание. - Посмотрите внимательно на слайд (слайд 1) -Докажите, что это текст. День школьника. Утро за окном. Звонок будильника. Шум воды из ванной. Умывание и чистка зубов. Голос мамы и ворчание чайника на кухне. Звон посуды, на столе чашки. Завтрак на столе. Запах бабушкиных пирожков и бутербродов. Вкуснятина! В шкафу школьная форма. Сборы в школу. Портфель с тетрадями и учебниками. На часах – время выхода в школу. Поворот ключа в двери. Из подъезда на улицу и с настроением в школу! Дорога до школы с друзьями. В школе одноклассники, уроки, игры, перемены. До обеда занятия. После занятий дорога домой. Дома родители, задания, компьютер, игры. Ужин и подготовка ко сну. Ночь. Время сна и отдыха. Утро за окном…День сурка… -Это текст? -Что необычного увидели в этом тексте? -Какое сегодня число? -(слайд 2)Традиционный праздник в США и Канаде, отмечаемый ежегодно 2 февраля. Считается, что в этот день нужно наблюдать за сурком, вылезающим из своей норы. По его поведению можно судить о близости наступления весны. Согласно поверью, если день пасмурный, сурок не видит своей тени и спокойно покидает нору - значит, зима скоро закончится и весна будет ранняя. Если же день солнечный, сурок видит свою тень и, пугаясь её, прячется обратно в нору - будет ещё шесть недель зимы. В нескольких городах и поселениях США и Канады в этот день проводятся фестивали, посвящённые местным суркам-метеорологам, которые привлекают многочисленных туристов. -Как вы понимаете выражение «день сурка»? (слайд 3) -Но и в нашей стране тоже сегодня великий праздник ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ –День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943). (ныне г.Волгоград) (слайд 4) Подробнее об этом событии вы поговорите на уроках истории. -Вернемся к тексту. Какая часть преобладает в тексте? -В русском языке среди слов треть составляет имя существительное. -Назовите тему урока? (слайд 5) -Запишем тему в тетрадь. Исправьте мою ошибку в дате. (ВтАрое) проверочные слова: втОрить (повторять) -Посмотрите на доску. (слайд 6 ). Я спрятала слово, которым назвала имя существительное. Угадайте это слово. ВЫСОКОПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО – самое длинное имя существ. (24 буквы) (слайд 7). Запишем его поморфемно в тетрадь. -Докажите, что это существительное. -Что мы знаем об имени существительном? -Я утверждаю, что вы не все знаете о нем. - Какова цель урока? (слайд 8) | Предложения взаимосвязаны. Основная мысль -Выражение «день сурка» втОрое – вторить, повторять (безуд.гласная в корне) Имя существительное как часть речи Формулируют цели урока: обобщить и расширить знания об имени сущ-м, его грамм.признаках; отработать умения определять и. сущ., его грамм.признаки. Приводят доказательства… Сталкиваются с тем, что не все грамм. и морф.признаки могут определить у слова ВЫСОКОПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО. |
4.
| Построение проекта выхода из затруднения. Метод «Исследоват. работа по эталону» | -Откройте учебники на стр.44. В каком разделе будем изучать имя существит.? Организовывает деятельность учащихся в группах по изучению нового материала на основе собственных наблюдений. (слайд 9) См. приложение | -Морфология. Работают в группах. На основе полученных знаний в начальной школе и исследования самостоятельно добывают новые знания. Записывают выводы. |
5.
| Реализация построенного проекта. | -Проверим вашу работу. (слайды 10-14) | Выходят к доске. На основе наблюдений сообщают выводы об имени существительном и его признаках. |
6. | Рефлексия учебной деятельности. Незаконченное предложение |
| Оценивают свои знания |
7. | Домашнее задание | Из букв слова ВЫСОКОПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО как можно больше составить имен существительных в форме И.п. ед ч.(слайд 16) | Записывают д. з. |
8. | Подведение итогов
| Учитель объявляет оценки учащимся, даёт общую характеристику всему уроку.
|
|
День школьника.
Утро за окном. Звонок будильника. Шум воды из ванной. Умывание и чистка зубов. Ворчание чайника на кухне. Звон посуды, на столе чашки. Завтрак на столе. Запах бабушкиных пирожков и маминых бутербродов. Вкуснятина! В шкафу школьная форма. Сборы в школу. Портфель с тетрадями и учебниками. На часах – время выхода в школу. Поворот ключа в двери. Из подъезда на улицу и с настроением в школу! Дорога до школы с друзьями. В школе одноклассники, уроки, игры, перемены. До обеда занятия. После занятий дорога домой. Дома родители, задания, компьютер, папин ремень (иногда). Ужин и подготовка ко сну. Ночь. Время сна и отдыха.
Утро за окном…День сурка…
День сурка
Значение выражения «день сурка»?
Мы помним – мы гордимся!
Имя существительное как часть речи.
-СТВ-,ВЫСОК-,-О-, -ТЕЛЬ-,ПРЕВОСХОД-,-О,-И-
ВЫСОКОПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО – 24 буквы
Тема урока:
Имя существительное как часть речи.
Цель урока:
обобщить и расширить знания об имени существительном, его грамматических признаках и роли в предложении.
Темы для наблюдений
1 группа - Грамматическое значение имени существительного.
2 группа - Одушевленные и неодушевленные имена существительные .
3 группа - Род имени существительного .
4 группа - Склонение имен существительных.
5 группа - Синтаксическая роль имени существительного.
Наши открытия (1 группа)
названия людей – ученик;
названия предметов – телевизор, железо;
названия признаков – бодрость, доброта, синева;
названия действий – забастовка, чтение;
названия животных – зубр, кошка;
названия веществ – соль, сметана;
названия природных явлений – ливень;
географические названия – Москва, Австралия.
Наши открытия (2 группа)
И.п. = В.п. – неодушевленные
В.п. = Р.п. – одушевленные
Неодушевленные: класс, микроб, школа, город;
одушевленные: матрёшка, снеговик, робот.
Наши открытия (3 группа)
РОД
ПРИМЕРЫ
Женский род
щётка, забастовка, доброта, соль, бодрость, сметана, кошка
Мужской род
зубр, ученик , город
Средний род
шоссе, железо, солнце, чтение
Сущ-е общего рода
незнайка, разиня, забияка, невежда
Наши открытия (4 группа)
По падежам и числам не изменяется слово ЖАЛЮЗИ. Окончания нет!
Наши открытия (5 группа)
Предложения
Имена существительные как члены предложения
Мать сидит у окна.
(кто?) подлежащее, (где?)
Она листает журнал , рассматривает фотографии людей и природы.
обстоятельство
(что? В.п.)Дополнение
Моя мать – учитель географии.
(Кто она?)Сказуемое
«Мама , помоги мне, пожалуйста!" - прошу её я.
Обращение не является членом предложения!
Домашнее задание
Из букв слова ВЫСОКОПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО
составить только имена существительные
в форме И.п. ед ч.
© 2018, Мавлетова Наталья Николаевна 1326 25