СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "История музыки в лицах" (МХК)

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке раскрывается эволюция музыкального искусства от древности до современности. Урок можно проводить как по МХК, так и по музыке.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "История музыки в лицах" (МХК)»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО МХК

11 - ой класс

Дата проведения _________



История музыки в лицах:

от классики к современности


Цель: ознакомить учащихся с историей музыкального искусства, раскрыть особенности музыкального искусства в тот или иной период; обучать их различать и анализировать жанры музыки, использовать специальную художественную терминологию, приобретённые знания в процессе художественно-творческой самореализации, развивать умение аргументировать собственные суждения и впечатления, полученные во время общения с искусством, формировать навыки толерантного ведения дискуссии по вопросам искусства; воспитывать эмоциональную чувствительность к музыке, чувство уважительного отношения к музыкальным произведениям разного содержания.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-исследование

Методы и приёмы: работа с видеоматериалом, беседа, слово учителя, рассказ учителя, игра «Угадай мелодию», работа с аудиоматериалами, микрофон

Термины и понятия: музыка, венский классицизм, некачественная музыка

Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийная доска, презентация, видеоматериал, аудиозаписи

__________________ Ход урока _______________


І. Организационный момент

  • Проверка готовности класса к уроку

ІІ. Мотивация к изучаемому. Оглашение темы и цели урока

  • Просмотр видеофрагмента «История музыки»

Слайд 1




  • Слово учителя с элементами беседы

Вы за 5 минут видео просмотра ознакомились с музыкой от древности до современности

  • Что вас заинтересовало в данном фрагменте?

  • Менялась ли музыка в течение всего времени?

  • Как вы думаете, почему музыка видоизменялась?

Да, вы правы, менялись события в жизни людей, менялась и музыка. Недаром великие люди говорили: «Музыка может сказать больше любых слов, а иногда так и бывает».

Мы очень часто говорим о том, что музыка сегодня не та, не качественная. Что мы вкладываем в смысл понятия некачественная? А главное почему музыка такой стала? Почему она регрессирует?

Я думаю, что ответить на эти вопросы мы сможем лишь тогда, когда ближе познакомимся с музыкой, с эпохами, в которых она развивалась (запись темы в тетради)

Слайд 2




IІІ. Восприятие и усвоение знаний, формирование и развитие умений и навыков

  1. Краткий ракурс в историю музыки

  • Рассказ учителя с элементами беседы

Когда же возникла музыка?

Слайд 3




Древние греки считали, что музыка дарована им богами.

Учёные же на основе археологических и этнографических исследований установили, что музыка появилась ещё в первобытном обществе.

  • Вспомните, как жили и чем занимались первобытные люди?

  • Какая охота была характерна для первобытных людей?

У древних людей она была связана с их повседневной жизнью. Женщины напевали, баюкая детей, пастухи созывали стадо звуками рожков, воинственные возгласы повергали в ужас врагов и зверей, на которых охотились.

Певцы подчёркивали ритм ударами в ладоши или притопыванием.

Позже люди подметили, что ритмичные громкие звуки издают при ударе плоские камни, куски дерева, раковины. Они-то и стали первыми музыкальными инструментами.

Возможно музыка первобытных людей была такой? (Слайд 3 щелчок)

Прослушивание африканских барабанов

А может и другой.

Какой была первобытная музыка, мы не знаем, но, вероятно, не очень благозвучной. В ней было много звукоподражаний: в песнях первобытные люди повторяли звуки окружающего их мира -крики диких зверей, птиц.

Главным элементом первобытной музыки был ритм.

А потом пришли цивилизации – например античная, которая подарила людям театр, праздники, посвящённые богам, олимпийские игры. А ведь эти все действа сопровождала музыка.

А потом пришло Средневековье - эпоха тяжёлого гнёта, войн, крестовых походов и всевластия римско-католической церкви, оказывающей огромное воздействие на все сферы общественного развития, в том числе и на музыку, которая, в отличии от великой, радостной античной музыки, становиться заложницей церкви и тех мрачных событий, о которых я вам уже говорила. Хотя нельзя забывать о высокой музыке рыцарства, но это тоже показатель эпохи – героизма и чувств.

А потом чувства вспыхнули вновь, церковь уже не такая влиятельная и отношение меняется к человеку – «человек мира всего» - говорили греки. И вот мы говорим о Возрождении или Ренессансе, – один из наиболее ярких периодов в истории музыки. Различные культовые жанры – мессы, мотеты, каноны, магнификаты – составили основу творчества крупнейших композиторов эпохи Возрождения: Ф. Ландино, К. Джезуальдо, Дж. Габриэли, Дж. Палестрина (Италия), Г. де Машо, К.Жаннекен (Франция), Г.Дюфаи, Я.Окегем, Я.Обрехт, О.Лассо (Нидерланды), А.Кабесон, К.Моралес (Испания), Л.Зенфль, Г.Гасслер (Германия), Дж.Булль (Англия). Далеко вперед шагнула и теория музыки, сделавшая много для её раскрепощения от церковных догм и смело провозгласившая принципы «нового искусства».

А потом пришло барокко – пышное, лёгкое, ветряное. Это 17 век, век когда мы говорим о монархии, абсолютной монархии, и монарх – это символ экспрессии и драматизма.

Но когда-то мы устаём от шума, пышности, экспрессии, и нам хочется умиротворения. Так вот такой период настал в конце 17 в. с приходом классицизма, когда музыка стала настолько образцовой и показательной, что её слушают и сегодня.

А за классицизмом мы говорим о реализме, а потом модернизме и постмодерне. Но учёные-искусствоведы как раз и утверждают, что после классицизма музыка становилась не такой, не качественной.

Почему же так? А ответить на этот вопрос нам и поможет музыка, её композиторы и исполнители.

  1. Венский классицизм

Вершиной развития музыки считают 18-19 века, период классицизма, который подарил нам

Слайд 4


Иоганн Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена. Эти композиторы разные судьбой, но объединяло их одно - работа в Видене, которая со временем стала одним из центров музыкального мира. Композиторы создали направление в музыкальной культуре второй половины XVIII - начала XIX в. - Венскую классическую школу.

Венский классицизм - художественное направление в европейской музыкальной культуре II половины XVIII - начала XIX в.

Расцвет венского классицизма пришёлся на 1780-1810-е годы. Представителями этой школы считают прежде всего Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена.

Искусство венских классиков полна оптимизмом, верой в победу добра и справедливости. Композиторы венской школы ввели очень стройную и логичную систему правил построения произведения. Благодаря такой системе самые сложные чувства воплощали в ясную и совершенную форму. Система жанров, форм и правил гармонии, разработанная венской школой, сохраняет своё значение и сегодня.

И вот он Моцарт, ярчайшая личность своего времени и не только.

«Чудо-ребёнок с раннего возраста разъезжал с отцом по концертам и удивлял публику. Чтобы выступления были более зрелищными, отец завязывал Моцарту глаза, перед тем как тот начинал играть на клавире. Также полотном накрывали и клавиатуру. Однако это не мешало одарённому ребёнку развлекать музыкой великосветскую публику». Мальчику 5 лет, а он уже сочиняет, ему 8 лет, а он уже играет такие шедевры…

Прослушивание Моцарта (Слайд 4 щелчок)

Как то раз, когда Вольфганг Амадей Моцарт оформлял бумагу со сведениями о своих доходах, к записи о жаловании придворного композитора императора Иосифа он сделал приписку, в которой содержалось следующее: «Это слишком много за то, что я делаю, и слишком мало за то, что мог бы делать».

А в кинофильме «Амадей» Моцарта похоронили в одной могиле с нищими, зашитым в полотняной мешок. Его хоронили по третьему разряду: тело положили не в мешок, а в гроб, но гроб этот зарыли в общей могиле. В этом ритуале не было ничего необычного для того времени — так хоронили бедняков. В отдельных могилах с надгробиями хоронили лишь богачей и знать.

А вот Гайдн начал писать музыку, совершенно не зная музыкальной теории. Позднее он говорил: "У меня никогда не было настоящего учителя. Я начал обучение с практической стороны - сначала пение, затем игра на музыкальных инструментах, и лишь потом - композиция. Я больше слушал, чем изучал. Я слушал внимательно и старался использовать то, что произвело на меня наибольшее впечатление. Вот так я приобретал знания и умения".

Не менее интересен Бетховен. В 1796 году он начинает терять слух. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения.

Прослушивание Бетховена (Слайд 4 щелчок)

К периода классицизма следует отменить и творчество Шуберта.

Существует предание о том, как в один из осенних дней 1817 года Шуберт встретил на улице Вены богато одетую даму с белым лицом и старомодной причёской. Назвав Франца по имени, она представилась его Судьбой и предложила ему на выбор определить будущее: остаться безвестным учителем и умереть в глубокой старости, окружённым детьми и внуками, или подарить миру сказочно-красивую музыку, но уйти из жизни в неполные тридцать два года. Через несколько дней Шуберт бросил школу, чтобы навсегда посвятить себя музыке.

Вслед за классическим периодом в развитии классической музыки наступил романтический период. Музыка в романтический период отличается энергией, интенсивностью и страстью. Строгие формы классической музыки обрели экспрессию и выражение. Музыка стала ближе к искусству, литературе и театру.

Романтический период был периодом рождения солистов-виртуозов как явления, исполнители становились звёздами своих дней.

Слайд 5




Список виртуозов возглавляют пианисты Лист и Шопен, и скрипач Паганини. Все они были музыкальными бриллиантами эпохи романтизма.

В середине романтической эпохи взошла звезда Джузеппе Верди, который признан одним из величайших композиторов всех времён. Он перевернул всю итальянскую оперу, представив миру новые сюжеты произведений, часто с социальными, политическими или патриотическими темами, и это в сочетании с прямым и ясным подходом к созданию музыки очень сильно воздействовало на слушателей.

Прослушивание Верди (Слайд 5 щелчок)

Все композиторы классического периода принесли что-то новое в музыку, и…музыка, как утверждают музыковеды, остановилась в своём развитии, в ней уже не появлялось что-то новое. Почему? На этот вопрос мы сможем ответим позже, когда проследим дальнейшую историю музыку.

Итак, наступает XX век и, продержавшись ещё немного, период романтизма уступает место новым течениям и направлениям в уже ставшей классической музыке. Происходят значительные изменения в музыке - приходит период модернизма.

На смену классической музыке приходит массовая музыка, в которую простые рабочие люди принесли динамичность, энергию, ритм.

  • С чем были связаны такие изменения? Вспомните историю.

    Да, ребята, происшедшие на рубеже 19-20 столетия революционные преобразования мира привели к изменениям сознания людей, к желанию что-то изменить в жизни. Большая масса простых людей во всем мире взялась переделывать мир для себя. Эти преобразования коснулись и музыки.

    И с тех пор музыка стала достоянием не избранного элитного общества, а большой массы людей. Отсюда и название "Музыка массовых жанров".

    Эта музыка вам ближе по возрасту и по духу. Поэтому предлагаю вам сыграть в игру «Угадай мелодию», благодаря которой вы пополните свои знания по музыке массовых жанров.

    • Игра «Угадай мелодию»

    • Угадать песню, жанр и исполнителя (по возможности). Записать жанры массовой музыки в тетрадь

    Слайд 6

    1. Луи Армстронг «Лед май пипл гоу» (джаз)

    2. Опа гарнанстайл (диско)

    3. Майкл Джексон (поп-музыка)

    4. Rock N Roll Injection - On Level

    5. Эдит Пиаф («Падам, падам») (французский шансон)

    6. Гр. Квин «Чемпион» (рок)

    • Эвристическая беседа

    Я думаю, что теперь мы можем ответить на поставленный вопрос в начале урока. Но знать материал не самое главное, главное уметь его проанализировать. Итак:

    1. Что было приоритетным у композиторов-классиков при рождении музыки? Вспомните о Моцарте, Бетховене (любовь к музыке, они это делали не для обогащения, а для души)

    2. Почему музыка первой половины ХХ в. меняет стиль? С какими историческими процессами это было связано? (стремление забыть тяжёлое революционное прошлое, с помощью музыки отвлечься от жизненных проблем)

    3. На что ориентирована современная музыка? (на массу, на признание, на славу, чем быстрее напишут, тем быстрее получат прибыль, а «поспешишь - людей насмешишь»)

    ІV. Закрепление материала

    • Микрофон

    Сформировать полный ответ на проблемный вопрос

    V. Итоги урока

    VI. Домашнее задание

    Читать с. 122-130, 144 – 155, подготовить историческую справку о опере

    Составьте своеобразное расписание музыкальных произведений, которые помогли бы вам провести приятно и интересно день











    Составьте своеобразное расписание музыкальных произведений, которые помогли бы вам провести приятно и интересно день

    Назначение музыки

    Название произведения,

    его жанр

    Исполнитель

    для просыпания



    для зарядки



    для помощи в обучении



    для общения с друзьями



    для развлечений



    для общения с семьёй



    для сна



    _____________________________________________________________________

    Составьте своеобразное расписание музыкальных произведений, которые помогли бы вам провести приятно и интересно день

    Назначение музыки

    Название произведения,

    его жанр

    Исполнитель

    для просыпания



    для зарядки



    для помощи в обучении



    для общения с друзьями



    для развлечений



    для общения с семьёй



    для сна



    ____________________________________________________________________

    Составьте своеобразное расписание музыкальных произведений, которые помогли бы вам провести приятно и интересно день

    Назначение музыки

    Название произведения,

    его жанр

    Исполнитель

    для просыпания



    для зарядки



    для помощи в обучении



    для общения с друзьями



    для развлечений



    для общения с семьёй



    для сна



    ____________________________________________________________________



    Составьте своеобразное расписание музыкальных произведений, которые помогли бы вам провести приятно и интересно день

    Назначение музыки

    Название произведения,

    его жанр

    Исполнитель

    для просыпания



    для зарядки



    для помощи в обучении



    для общения с друзьями



    для развлечений



    для общения с семьёй



    для сна



    _____________________________________________________________________

    Составьте своеобразное расписание музыкальных произведений, которые помогли бы вам провести приятно и интересно день

    Назначение музыки

    Название произведения,

    его жанр

    Исполнитель

    для просыпания



    для зарядки



    для помощи в обучении



    для общения с друзьями



    для развлечений



    для общения с семьёй



    для сна



    ____________________________________________________________________

    Составьте своеобразное расписание музыкальных произведений, которые помогли бы вам провести приятно и интересно день

    Назначение музыки

    Название произведения,

    его жанр

    Исполнитель

    для просыпания



    для зарядки



    для помощи в обучении



    для общения с друзьями



    для развлечений



    для общения с семьёй



    для сна



    ____________________________________________________________________