Тема урока: Тела и вещества. Физические свойства веществ. Агрегатное состояние веществ.
Цель темы: создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело», «вещество», «свойства веществ»; научить различать вещества на основе их физических свойств, описывать известные вещества; закрепить умения сравнивать, обобщать, делать выводы
Тип урока - Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Основные понятия: тело, вещество, природные вещества, искусственные вещества, физические свойства веществ, физические явления, кристаллы, материал, агрегатное состояние вещества.
Метапредметные связи: биология, физика, экология.
Формы работы – фронтальная, индивидуальная, парная.
Планируемый результат:
Личностные УУД:
1.Принятие социальной роли обучающегося
2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
3.Умение управлять своей познавательной деятельностью.
4.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Регулятивные УУД:
1.Умение планировать и регулировать свою деятельность.
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
4.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
2.Умение работать с текстом, выделять в нем главное.
2. Устанавливать причинно- следственные связи.
3.Давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.
2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
4.Использовать информационные ресурсы для поиска информации.
5.Умение слушать учителя и отвечать на вопросы.
Цель урока: сформировать понятие о веществах и их физических свойствах
Задачи урока:
-обозначить понятие «вещество», «свойства веществ», «физическое тело», «физические свойства веществ»;
-способствовать развитию умений сравнивать, делать выводы;
-провести инструктаж по технике безопасности в кабинете химии.
Оборудование урока: учебник, презентация, проектор, компьютер, вещества: мел, вода.
Ход урока
Организационный момент
2. Актуализация знаний:
Науки , изучающие природу, называются естественными.
- Приведите примеры таких наук? - физика, биология, география (учащиеся отвечают)
К числу естественных наук относится и химия. Каждая из наук изучает свою область знаний.
- Что же изучает химия? (учащиеся отвечают)
- Перечислите примеры химическое оборудования?
Открываем тетради и записываем тему урока: Тела и вещества. Физические свойства веществ. Агрегатное состояние веществ.
Изучение нового материала
Вещества, их разнообразие и физические свойства.
Что же такое вещество?
Вещество – это то, из чего состоит физическое тело (запись в тетрадь)
К числу веществ относят речной песок, железо, стекло, камни
- Как вы думает, по какому признаку можно отличить вещество от тела? - вещество не имеет форму (ответы учащихся)
За последние 200 лет человечество изучило свойства веществ больше, чем за всю историю развития химии. Естественно, количество веществ так же стремительно растет, это связано, прежде всего, с освоением различных методов получения веществ.
В повседневной жизни мы сталкиваемся с множеством веществ. Среди них – вода, железо, алюминий, пластмассы, сода, соль и множество других.
Например: стакан и стекло - 2 разных тела, состоящие из одного вещества- стекло
Вещества, существующие в природе, например, кислород и азот, которые содержатся в воздухе, вещества, растворенные в воде, природного происхождения, называются природными веществами. (запись в тетрадь)
Алюминия, цинка, ацетона, извести, мыла, аспирина, полиэтилена и многих других веществ в природе не существует. Их получают в лаборатории и производит промышленность. Искусственные вещества не встречаются в природе, их создают из природных веществ. (запись в тетрадь)
Некоторые вещества, существующие в природе, можно получить и в химической лаборатории. Так, при нагревании марганцовки выделяется кислород, а при нагревании мела – углекислый газ. Ученые научились превращать графит в алмаз, выращивают кристаллы рубина, сапфира и малахита.
Наряду с веществами природного происхождения существует огромное множество и искусственно созданных веществ, не встречающихся в природе. Вещества, не встречающиеся в природе, производятся на различных предприятиях: фабриках, заводах, комбинатах и т.п.
В условиях исчерпания природных ресурсов нашей планеты, сейчас перед химиками стоит важная задача: разработать и внедрить методы, при помощи которых можно искусственно, в условиях лаборатории, или промышленного производства, получать вещества, являющиеся аналогами природных веществ. Например, в природе запасы топливных ископаемых на исходе. Непременно настанет тот момент, когда нефть и природный газ закончатся. Уже сейчас ведутся разработки новых видов топлива, которые были бы такими же эффективными, и не загрязняли окружающую среду. На сегодняшний день человечество научилось искусственно получать различные драгоценные камни, например, алмазы, изумруды, бериллы.
Чтобы закрепить полученные знания, давайте выполним следующее задание:
Напишите в тетради в два столбика названия веществ и тел: Стакан, кислород, ключ, льдина, ртуть, свеча, вода, железо, капля, гвоздь, черепица, гипс, известь
Физические свойства вещества - признаки, по которым одно вещество отличается от другого, или устанавливают сходства между ними. (запись в тетрадь)
- Почему тела, рассмотренные нами, например окно, стакан изготавливаются именно из стекла, а не из другого материала, например - металла?- у них определенные свойства, качества (ответ учащихся)
Веществ очень много, и каждый из них обладает определенными физическими и химическими свойствами.
Вещества могут существовать в нескольких агрегатных состояниях, три из которых вам известны: твердое, жидкое, газообразное. Например, вода в природе существует во всех трех агрегатных состояниях: твердом в виде льда и снега, жидком (жидкая вода), и газообразном (водяной пар).
Известны вещества, которые не могут существовать в обычных условиях во всех трех агрегатных состояниях. Например, таким веществом является углекислый газ. При комнатной температуре это газ без запаха и цвета. При температуре –79°С данное вещество «замерзает» и переходит в твердое агрегатное состояние. Тривиальное название такого вещества «сухой лед». Такое название дано этому веществу из-за того, что «сухой лед» превращается в углекислый газ без плавления, то есть, без перехода в жидкое агрегатное состояние, которое присутствует, например, у воды.
Таким образом, можно сделать важный вывод. Вещество, при переходе из одного агрегатного состояния в другое не превращается в другие вещества. (запись в тетрадь). Сам процесс некоего изменения, превращения, называется явлением.
Физические явления – вещества, при которых вещества изменяют агрегатное состояние, но при этом не превращаются в другие вещества. (запись в тетрадь)
Каждое индивидуальное вещество обладает определенными свойствами. Свойства веществ могут быть различными или сходными друг с другом. Каждое вещество описывают при помощи набора физических и химических свойств.
Рассмотрим в качестве примера воду. Вода замерзает и превращается в лед при температуре 0°С, а закипает и превращается в пар при температуре +100°С. Данные явления относятся к физическим, так как вода не превратилась в другие вещества, происходит только изменение агрегатного состояния. Данные температуры замерзания и кипения – это физические свойства, характерные именно для воды.
Испарение спирта, как и испарение воды – физические явления, вещества изменяют агрегатное состояние. После проведения опыта можно убедиться, что спирт испаряется быстрее, чем вода – это физические свойства этих веществ.
К основным физическим свойствам веществ можно отнести следующие: цвет, запах, растворимость в воде, агрегатное состояние, плотность, температура кипения, температура плавления, теплопроводность, электропроводность. (запись в тетрадь)
Такие физические свойства как цвет, запах, вкус, форма кристаллов можно определить визуально, с помощью органов чувств, а плотность, электропроводность, температуру плавления и кипения определяют измерением. Сведения о физических свойствах многих веществ собраны в специальной литературе, в частности – в справочниках.
Физические свойства вещества зависят от его агрегатного состояния. Например, плотность льда, воды и водяного пара различна. Газообразный кислород бесцветный, а жидкий – голубой. Смена агрегатного состояния вещества сопровождается резкой сменой физических свойств. Сегодня известны 4 агрегатных состояния вещества: газообразное, жидкое, твердое и плазма.
Знание физических свойств помогает «узнавать» немало веществ. Например, медь – единственный металл красного цвета. Соленый вкус имеет только поваренная соль. Иод – почти черное твердое вещество, которое при нагревании превращается в темно-фиолетовый пар. В большинстве случаев для определения вещества нужно принимать во внимание несколько его свойств.
Давайте попробуем описать вещества по следующему плану. Записываем: агрегатное состояние в обычных условиях, цвет, запах, твердость, пластичность, растворимость в воде.
В качестве примера охарактеризуем физические свойства воды. Цвет – бесцветна (в небольшом объеме), запах – без запаха, агрегатное состояние – при обычных условиях жидкость, плотность – 1 г/мл, температура кипения – +100°С, температура плавления – 0°С, теплопроводность – низкая, электропроводность – чистая вода электричество не проводит.
При описании физических свойств твердых веществ принято описывать структуру вещества. Если рассмотреть образец поваренной соли под увеличительным стеклом, можно заметить, что соль состоит из множества мельчайших кристаллов. В соляных месторождениях можно встретить и весьма крупные кристаллы.
Кристаллы – твердые тела, имеющие форму правильных многогранников(запись в тетрадь)
Кристаллы могут иметь различную форму и размер. Кристаллы некоторых веществ, таких как поваренная соль – хрупкие, их легко разрушить. Существуют кристаллы довольно твердые. Например, одним из самых твердых минералов считается алмаз.
Если рассматривать кристаллы поваренной соли под микроскопом, можно заметить, что все они имеют идентичное строение. Если же рассмотреть, например, частицы стекла, то все они будут иметь различное строение – такие вещества называют аморфными. К аморфным веществам относят стекло, крахмал, янтарь, пчелиный воск.
Аморфные вещества – вещества, не имеющие кристаллического строения.
1. Физическое тело (предмет) – всё то, что окружает нас, и мы сами.
Бывают тела живые и неживые.
2. Вещество - форма существования материи, что составляет совокупность частиц (атомов, молекул, ионов и др.), из которых состоит физическое тело.
Каждая частица имеет одинаковый состав, строение и свойства.
3. Материал – одно или несколько веществ, используемых для изготовления физических тел (предметов).
4. Свойства вещества - признаки, по которым вещества отличаются одно от другого или подобные между собой.
Бывают физические, физико-химические и химические.
Агрегатное состояние вещества – это состояние вещества со всей совокупностью физических свойств. (запись в тетрадь)
4. Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний
Итак, мы с вами изучили новые термины и их определения. Давайте вспомним:
- Чем вещество отличается от тела?
- Что такое вещество?
- Что такое материал?
- Дать определение «кристалл»?
- Перечислить физические свойства веществ
- Опишите по плану следующие вещества : железо, алюминий.
Итоги урока
Организует обсуждение результатов. Выстраивают причинно- следственные связи
6. Рефлексия:
Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели.
- Как вы считаете, узнали ли вы сегодня что-то новое и полезное для себя?
- Какова роль веществ в нашей жизни?
Домашнее задание (дифференцированное)
Изучить материалы урока: конспект, видеоуроки по ссылкам:
https://youtu.be/k7TpolKgRSM https://youtu.be/Mc5swn59-Lw https://youtu.be/iMmkUbMY_jI
https://youtu.be/4g2G1Uafhag https://youtu.be/kzwIQRuEI_4 https://youtu.be/UZTH0Go9FFI
По учебнику (Габриеляна) изучить §§ 3,4.
Выполнить письменно по рабочей электронной тетради стр. 4 №№4-8