СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока кубановедения 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для проведения урока кубановедения в 3 классе.Можно использовать во внеурочной деятельннсти. Посвящен обычаям жителей Кубани.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока кубановедения 3 класс»

Урок кубановедения в 3 классе

Тема: «Народные обычаи и традиции»

Автор: Сапитон Л.Н.

Класс: 3

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель:

Познакомить с народными обычаями и традициями.

Задачи:

1. Знакомить учащихся с народными обычаями и традициями;

2.Развивать творческие и коммуникативные способности, прививать навыки самостоятельной, творческой работы в форме групповой исследовательской деятельности;

3.Воспитывать уважения к культурным и национальным традициям предков, прививать любовь к малой родине;

4.Здоровьесбережение учащихся

Формирование УУД

Планируемые результаты.

Предметные :

Знать о народных обычаях и традициях Кубани.

Личностные :

Уважать культурные и национальные традиции жителей Кубани; испытывать чувство гордости и патриотизма за свой край, своих земляков;

Метапредметные.

Регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи, стоящие перед группой; планировать работу в группе; определять свои обязанности (свой вклад в общую работу), оценивать результаты работы в группе.

Познавательные УУД: сравнивать, понимать суть проблемы; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге с товарищами по группе, обсуждать различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутировать, при необходимости делегировать полномочия для презентации результатов работы группы другим участникам, давать корректные советы по оформлению результатов работы группы.


Оборудование:

  • Карта края, карточки с заданиями, акварельные краски, кисточки, жаворонки из солёного теста,2 толковых словаря, игрушечный конь, икона , рушники, каравай, солонка с солью, яйца-раскраски, православный крестик на верёвочке, узелок с землёй ,презентация, проектор, экран, ноутбук; телефоны с выходом в интернет

  • Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, работа в группах, индивидуальная.


Источники. Учебник «Кубановедение» М.В.Мирук, Е.Н.Ерёменко, Т.А.Науменко, Н.Я.Паскевич








ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель входит с караваем .

- Здравствуйте, ребята!

II.      Формулирование темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.    

- Почему я пришла к вам с хлебом-солью? (Такая традиция в России)

Интересно узнать, как появилась эта традиция и другие традиции наших предков?

- Как думаете, какая тема нашего урока? Подберите близкое по смыслу слово к слову традиция ( обычаи)

III. Актуализация знаний 

-А знаете ли вы, что означают слова «традиция» и «обычай»?

-Где можно узнать значение слов?

Групповая работа

Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова

  1. группа. Найдите значение слова «традиция».

«Традиция- 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту».

2 группа. Найдите значение слова «обычай» в интернете.

«Обычай -традиционно установившиеся правила общественного поведения.».

Слайд №2

Слайд 3 - Традиция в переводе с латинского означает «передача».

Слайд 4. Иначе это слово в русском языке звучит- «предание»

IV. Открытие новых знаний.

  1. Исследовательская деятельность.

-Переместимся в прошлое в дом казака. Как назывался раньше дом у кубанских жителей? (Хата).

Слайд 5

Каждая группа становится жителями хаты. Каждой группе надо будет выполнить 2 задания.


  1. задание для каждой хаты.


Группе нужно найти через интернет информацию об обычае, название которого записано на первом листике в файле, лежащем на столе.

Обсудить, что самое важное в тексте. Определить, кто из группы будет рассказывать своими словами нам о традиции на Кубани.

В случае затруднения обратиться за помощью к учителю.

Группам даётся 15 минут на подготовку.

1 группа ищет информацию о традиции уважения старшего;

2-я группа о традиции воспитания мальчиков-воинов;

3-я группа об обряде крещения;

4-я группа о встрече Рождества Христова;

5-я группа о празднике Урожая на Кубани.









Учитель помогает группам, у которых есть сложности в поиске информации.


  1. Защита результатов исследовательской деятельности и составление кластера «Народные обычаи и традиции».


После подготовки, группы представляют продукт своей исследовательской деятельности. Учитель дополняет ответы детей, чередуя слайды 6-9 презентации.

(Приложение 1. Дополнительная информация об традициях и обрядах).


Дети оформляют кластер названиями обычаев.

3. Работа с картой

- Найдите на карте, которая лежит на партах, город Краснодар и город Сочи.

- Найдите эти населённые пункты на карте на доске.


4. Работа с учебником.

-Откройте учебник на странице 79.

Чтение 2-го абзаца.

- О каком из обычаев жителей Кубани вы узнали? (Всё делать сообща)

Значит, выполнять задание группе нужно всем членам группы.



В каждой хате происходит какое-то событие. Вы прочитаете об этом событии и сделаете инсценировку. Действуйте по плану, который лежит у вас на партах. Для успешной работы на столах присутствует необходимый раздаточный материал.


5 . Инсценировка обрядов.


-В файле под номером 2 лежат карточки с заданием. Это задание нужно выполнить по предложенному плану. (Приложение 2)

В приложении 2 представлены сценки для инсценировки обычаев и задания:


Группа 1

  • проводы в армию;

  • культ коня на Кубани.

Во время инсценировки сценки «Проводы в армию» физминутка (учитель включает песню в исполнении Кубанского казачьего хора «Как родная меня мать провожала», зовет всех танцевать в хороводе)

Группа 2

  • обряд строительства хаты

Группе надо будет восстановить правильную последовательность действий при строительстве хаты.

Группа 3

  • встреча весны

После рассказа об обычае встречать весну, ученики 3-ей группы подарят каждой группе по жаворонку из теста, на которых дети 3-ей группы дорисуют глаза, клюв и хвост.

Группа 4

  • праздник Пасха

На вырезанном из картона яичке, учащиеся раскрасят раскраску-церковь и, после инсценировки обычая, подарят по яичку каждому ученику.

Группа 5

  • обычай гостеприимства


6. Работа над понятием «Межнациональные ценности»


- Но у всех людей мира есть общие ценности. Прочитаете слова.

Слайд 14.

Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца.

Закройте глаза, только честно, не подглядывать! А теперь поднимите руки те, кто хоть раз в жизни терял на время эти качества? Только честно, ведь этого никто кроме меня не увидит, а я никому не расскажу. Спасибо! Опустите руки, откройте глаза. Я рада, что у вас хватило смелости признаться.

Действительно, научиться быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, не легкий.

Кто больше всего нуждается в доброте? (Все) Пусть же межнациональной традицией будет доброе отношение друг к другу.

Обычаи и традиции

V.     Обобщение изученного материала

Праздник урожая

Уважение старших Встреча весны


Гостеприимство Строительство хаты

Казак рождался воином Крещение Культ коня Пасха Рождество Христово





Доброта

У нас получился вот такой кластер.

- Мы познакомились с несколькими кубанскими обычаями.

-Какая главная ценность заложена во всех традициях? (Доброта)


У вас на партах лежит файл с цифрой 3. Достаньте из него картинки. (Приложение 3) Разложите их так, чтобы хорошо было видно. Сейчас я буду зачитывать загадки, пословицы, стихи. Вы поднимаете ту картинку, на которой изображение того обычая, про который я буду говорить.


1.Горе и гибель народу, у которого младшие перестанут почитать старших. (Уважение старших)


2.Казак без коня, что воин без ружья. (Казак-воин)


3.Молитву над тобой произнеся,

Омыл в купели батюшка тебя.

И крестных своих матерь и отца

Ты почитай до самого конца:

Пред Богом поручились за тебя,

Твои грехи – на совесть их вина. (Крещение)


4. В какой праздник среди зимы можно услышать под окном или дверью такую песню:


Коляда, коляда, Или курочку с хохлом

Ты подай пирога, Петушка с гребешком!

Или хлеба ломтину, Отворяйте, хозяева, сундучки,

Или денег полтину, Вынимайте пятачки! (Рождество Христово)

5. Золотистый вызрел колос.

Ценный груз, притом весьма -

Принимай страна урожай в закрома!

6. Где враг, там и казак. (Казак без службы - не казак.)


7. Прежде, чем начать это делать, под углы хаты закладывали монеты, чтобы быть богатыми; посыпали шерсть животных, чтобы водился скот. (Строительство хаты)


8. Принесите Весну на своем хвосту,

Жаворонки, прилетите, Красну Весну принесите. (Встреча весны)


9. Эту сдобную вкусняшку

Все пекут лишь раз в году.

В воскресенье, в светлый праздник

Подают её к столу. (Пасха)


10.Что есть в печи, все на стол мечи(Гостеприимство)

VI. Контроль усвоения. Рефлексия

- Есть ли обычаи, которые в настоящее время соблюдаются?

-Какие?

-О какой традиции вы только сегодня узнали?

-О какой традиции вы бы хотели больше узнать?

- Какие ещё вы знаете традиции?


Выберите из файла фразеологизм (написаны на листиках), который характеризует вашу работу сегодня:

Шевелить мозгами

Слушать краем уха

Хлопать ушами


-Заполните лист самооценки и взаимооценки.


VII. Итог.

Мало знать традиции своего народа, надо быть достойными преемниками лучших традиций кубанской земли. Я уверена, вы будете с уважением относиться к прошлому своей родины, и надеюсь в будущем своим трудом прославите свое имя и край.


Домашнее задание на выбор.

  • Подготовить сообщение об обычаях людей разных национальностей, проживающих на Кубани.

  • Подготовить сообщение о любимом семейном празднике. Нарисовать рисунок или подобрать фотографии.


Угощение караваем. Учитель помогает быстро разрезать ученикам 5-й группы каравай на маленькие кусочки и разложить на одноразовые тарелочки. Участники группы угощают всех детей караваем с солью, предварительно раздав ученикам по влажной салфетке.

Список используемой литературы :

1. Бондарева Н.А. Культурные традиции кубанского казачества. Армавир, 2003.

2. Маслов А. Кубанская старина. // Православный вестник Кубани. № 1, 2006.

6. Толмачева А.Т. Земля на зернышке стоит // Читаем, учимся, играем. № 8, 2004.

7. Шептун. Из истории Православной Церкви на Кубани. 1996.



Интернет ресурсы:

http://nsportal.ru/

http://azbyka.ru/dictionary/03/vsenoschnoe_bdenie-all.shtml

http://www.svetoch-opk.ru/

http://www.yuga.ru/articles/society/4345.html

http://www.youtube.com/watch?v=uo3t2IPGAA4#t=36

http://muzofon.com/search/

http://www.vsezagadki.ru/




Подводя итог урока, могу сказать, что учащиеся усвоили новый материал в полном объёме, тренировались взаимодействовать в группе, получили практические навыки работы.

Перегрузки учащихся как физической, так и психической не было, благодаря смене видов деятельности и форм работы. Форма проведения урока способствовала развитию коммуникативных, творческих способностей учащихся.

Урок соответствовал уровню развития учащихся и уровню учебной подготовки.

Урок обогатил меня на будущее тем, что я убедилась: система творческих заданий работает как технология, воспроизводима в любом классе.

Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления, сохранив продуктивную мотивацию к учению.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!