Урок-презентация
Тема: ”Решение квадратных уравнений”
Тип урока. Урок повторения, обобщения знаний.
Цели урока:
Обучающие (создание условий для формирования познавательных и логических УУД):
- углубление и систематизация теоретических знаний;
-закрепление навыков решения квадратных уравнений различными способами;
Развивающие (создание условий для формирования регулятивных УДД):
- развитие умения ставить перед собой цель, планировать свою работу;
- развитие логического мышления, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
- развитие самостоятельности, потребности к самообразованию, к активной творческой деятельности;
Воспитательные ( создание условий для формирования коммуникативных и личностных УДД):
-учиться работать в группах, развивать взаимовыручку, умение выслушать мнение товарищей, отстаивать свою точку зрения, учиться умению строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- воспитание чувства ответственности, культуры общения, уважения друг к другу, взаимопонимания, взаимоподдержки, уверенности в себе.
Задачи урока
направленные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:
-формирование умения работать с информацией по теме;
-формирование умения различать уравнения и выбирать методы решения;
-формирование вычислительных навыков;
- освоение способов решения уравнений повышенного уровня сложности;
-формирование мотивации к учению и познанию;
-привитие интереса к предмету;
-формирование умения слушать, слышать, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения;
- формирование умения работать самостоятельно, в группах, в парах;
-формирование различных форм рефлексии.
- формирование умения строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- формирование чувства ответственности, культуры общения, уважения друг к другу
Оборудование и материалы к уроку.
Доска, тетрадь, учебник, раздаточный материал.
Экран, ноутбук, проектор, приложение к уроку: презентация на электронном носителе.
Ход урока
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята и гости нашего урока! Математику не зря называют "Царицей наук", ей больше, чем какой-либо другой науке свойственны красота, изящность и точность.
Одно из замечательных качеств математики – увлекательность и любознательность. Постараемся доказать это на уроке.
Для того, чтобы узнать тему урока, нужно решить следующие анаграммы
Слайд №2
Анаграммы: T Д B A K A P (квадрат);
K E Р Ь H O (корень);
Р Н И У В Е А Н Е (уравнение)
Слайд №3
(Тема «Квадратные уравнения)
Ребята, предлагаю вам самим сформулировать цели урока.
Слайд №4
( Цели урока)
Учитель уточняет формулировки учеников:
«Сегодня на уроке мы обобщаем и систематизируем знания по теме
« Квадратные уравнения», закрепляем навыки решения квадратных уравнений различными способами. Каждый из вас должен уметь верно, и рационально решать квадратные уравнения. Эта тема очень важная в курсе математики, она является ступенькой в изучении более сложного материала. В старших классах мы будем решать логарифмические, показательные, тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным.»
Слайд №5
Эпиграф:
“Уравнение это золотой ключ, открывающий все математические сезамы” С.Коваль.
Слайд №6
Значение слова «Сезам»
Учитель:
Каждый из вас имеет возможность получить оценку за урок по результатам работы на различных его этапах. Для этого у вас на партах лежат карты результативности, в которые вы будите фиксировать свои успехи в баллах.
Напишите свою фамилию и имя.
Карта результативности
ФИ ученика__________________________________________
| Актуализа-ция Знаний (решение кроссворда ребуса) Работа в парах | Устный счет | Самостоя-тельная работа на применение Т.Виета | Тест ( по 2 вариан-там) | Решение уравнений по теореме Виета для полного квадратно-го уравнения | Итого бал-лов |
Баллы | | | | | | |
Учитель: « Приступим к проверке готовности к работе»
Слайд №7
Немецкий математик
Христиан фон Вольф
(1679 – 1754 г. г.)
в 1710 ввёл термин «квадратное уравнение».
Слайд№8
Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до н. э. вавилоняне.
А что о квадратных уравнениях знаете вы?
2.Актуализация знаний учащихся
Слайд№9
Разгадай ребус
Какое слово получилось в центральном столбике (Вавилон)
Слайд № 10
Самопроверка решения ребуса. Выставление баллов в оценочный лист
Слайд №11
Актуализация знаний (продолжение) устная работа по уравнениям
1.Назовите коэффициенты квадратного уравнения.
а)4х2+2х-1=0 б) -5х+х2+4=0 в) х2-2х=0 г) 5х2=0
2.Какое из уравнений является приведенными квадратными?
а) 9х2-4х+3=0 б) - х2+7х-4=0 в) х2+10х+25=0
3.Решите уравнение:
а) х2-2х=0 б) 4х2+1=0 в) 5х2=0 г) х2-3=0 д) х2-25=0
Работа с оценочным листом.
Слайд №12
Портрет Франсуа Виета.
Какую теорему он открыл.
Сформулируйте теорему Виета.
Слайд №13.
В тетрадях запишите уравнения , найдите Д, при Д0,по Т. Виета найдите и запишите корни
1.Найдите корни квадратного уравнения, не используя формулы корней:
2.Составьте приведенное квадратное уравнение, корнями которого являются числа 3 и -7:

Учитель: проверка, заполнение оценочного листа
Слайд № 14
Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс
однажды заметил: «Учиться можно весело... Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
Учитель:
Следующий вид деятельности «Выполнение тестовых заданий»
К каждому заданию из предложенных вариантов ответов выбрать и обвести кружочком верный.
3.Тест
Вариант 1.
1.Какое из уравнений не является квадратным?
а)6х2+7х-6=0;
б)2х2 -7=0;
в)10+2 х2=0;
г)2х3-7=0.
2.Какое из уравнений является неполным квадратным?
а)3 х2-8х+15=0;
б) 2х2 -7=0;
в)5х2-8х+3=0
г)2х-5=0.
3.Укажите корни неполного квадратного уравнения: х2 - 9=0
а) -3 и +3; б)3 и 6; в) нет корней; г) 0.
4.Выберите неполное квадратное уравнение, не имеющее корней:
а) 2х2 +8=0; б) х2 -3х=0; в) х2 =16; г)х2 -2х=0;
5.Укажите дискриминант данного квадратного уравнения: 6х2 +3х-1=0;
а) 44; б)33; в) 0; г)-15
6.Укажите, не решая , сумму и произведение корней приведенного квадратного уравнения: х2+8х+15=0
а) х1+х2=8; х1х2=15
б) х1+х2=8; х1х2=-15
в) х1+х2=-8; х1х2=15
г) х1+х2=-8; х1х2=-15
7.Один из корней квадратного уравнения равен 3. Найдите второй корень
уравнения х2-5х+6=0
а) 2; б) 3; в)6; г)1.
Тест.
Вариант 2.
1.Какое из уравнений не является квадратным?
а) 5х2+3х-6=0;
б)7х3 -9=0;
в)11+8 х2=0;
г)6х2+7х-6=0;
2.Какое из уравнений является неполным квадратным?
а) у2+8у+15=0;
б)4у2 -7=0;
в)3у2-8у+3=0
г)8у-1=0.
3.Укажите корни неполного квадратного уравнения: х2 - 4=0
а) о; б)3 и 6; в) нет корней; г) -2 и +2;
4.Выберите неполное квадратное уравнение, имеющее только один корень:
а) 2х2 +3=0; б) 2х2 =0; в) х2 =16; г)х2 -2х=0;
5.Укажите дискриминант данного квадратного уравнения: х2 +10х+17=0;
а) 100; б)32; в) 0; г)168
6.Укажите, не решая , сумму и произведение корней приведенного квадратного уравнения: х2-13х-11=0
а) х1+х2=13 х1х2=11
б) х1+х2=-13; х1х2=-11
в) х1+х2=13; х1х2=-11
г) х1+х2=-13; х1х2=11
7.Один из корней квадратного уравнения равен 9. Найдите второй корень
уравнения х2-8х-9=0
а) -1; б) 2; в)-3; г)4.(5-7 мин)(5 слайд)
Учитель : обменяйтесь листочками для взаимопроверки.
Результат занесите в оценочный лист
Слайд №15
Ключи к тестам
Слайд №16
Физминутка
Дети встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
Слайд №19
(Задача ЕГЭ)
Нередко у учеников возникает вопрос «Зачем нам ту или иную тему изучать» Вам всем предстоит сдача ОГЭ, а потом и ЕГЭ. Предлагаю задачу ЕГЭ.для решения которой необходимо решить квадратное уравнение.
«В боковой стенке цилиндрического бака вблизи дна закреплен кран. После его открытия вода начинает вытекать из бака, при этом высота столба воды в нем меняется по закону h(t)=3,2-1,44t+0,16t² ( h – высота в метрах), где t – время в минутах.
В течение какого времени вода будет вытекать из бака?»
Слайд №20
(Решение задачи ЕГЭ)
3,2-1,44t+0,16t²=0
320-144t+16t²=0
t²-9t+20=0
t(1)=5 t(2)=4
Какой из корней удовлетворяет условию задачи
( 4 )
Слайд №21
«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».
Эмиль Золя
Слай№22
Приёмы устного решения
некоторых квадратных уравнений.
Теорема Виета находит широкое применение
и в уравнениях вида aх2 + bх + с = 0.
Использование некоторых свойств даёт значительные преимущества
для быстрого получения ответа при решении квадратных уравнений.
Рассмотрим эти свойства:
1) a + b +с = 0 х1 = 1, х2 = с/а.
5х2 + 4х – 9 = 0; х1 =1, х2 = - 9/5.
2) а - b + с = 0 х1 = - 1, х2 = - с/а.
Например: 4х2 + 11х + 7 = 0; х1 = - 1, х2 = - 7/4.
Решить уравнение:
Работа в парах.
1) 14х2 – 17х + 3 = 0
2) х2 – 39х - 40 = 0
3)100х2 – 83х - 18 3= 0
Ответы
1)1; 3/14. 2) -1;40.
3) -1;183/100.
Слайд №23
Слушаю – забываю. Смотрю – запоминаю.
Делаю – понимаю. Конфуций
Слайд №24
Творческое задание: А теперь применим полученные знания при решении более сложного уравнения.
Уравнение высвечивается на экране.
(5х+1)2 + 6(5х+1) – 7=0
Учитель: Как будем решать данное уравнение?
Учащиеся, видя скобки, предлагают раскрыть их.
Учитель: Конечно, можно раскрыть скобки, привести подобные , найти дискриминант, затем корни данного уравнения, но это слишком долго.
А теперь посмотрите ещё раз внимательнее!
Ребята замечают, что есть одинаковые слагаемые в уравнении, учитель подводит их к мысли о том, что можно заменить эти слагаемые на новые переменные, т.е. методом замены переменных.
У доски ученик решает данное уравнение, замечая, что после введения новой переменной получаем уравнение вида: t2+6t-7=0, которое можно решить, используя новые знания, полученные сегодня на уроке.
t1=1; t2=-7 , затем, возвращаясь к замене, получим корни исходного уравнения: х1=0 и х2=-1,6.
Учитель: Красивое решение? Теперь этот метод возьмём на вооружение, т.к. в сложных задачах ГИА он часто используется.
Слайд №25
Составьте математическую модель для решения задачи:
В прямоугольном треугольнике один катет меньше гипотенузы на 4 см, а другой – на 8 см. Найдите гипотенузу.
Слайд№26

Слайд №27
Домашнее Задание
1. Решить уравнение

2.Решить задачи:
1. При каких значениях параметра р уравнение имеет один корень
х²- рх + 9 = 0
2. «Футболист на тренировке подбросил мяч вертикально вверх. Высота (
), на которой находится мяч через t секунд полета вычисляется по формуле
, где
≈ 10 (м/с2). Через сколько секунд мяч упадет на землю?»
«5» – задания 1-3
«4» – задания 1-2
«3» - задание №1
Учитель:
Поведение итогов
- Итак, мы проделали большую работу. Повторили теорию, касающуюся квадратных уравнений. Решали различные их виды.
Вы старательно зарабатывали баллы, настало время подвести итог.
Подсчитайте сумму баллов заработанных в течение урока.
Критерии оценки
20 – 23 балла | «5» |
14 –19 баллов | «4» |
6 – 13 баллов | «3» |
5 баллов | «2» |
Слайд№ 28
Рефлексия.
Продолжи предложение...
У меня получилось...
Я научился...
Сегодня на уроке я смог...
Урок дал мне для жизни...
За урок я...
Литература:
1. Макарычев А.Н. Учебник « Алгебра,8» , М: Мнемозина, 2014.
2.А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса. М: Илекса, 2014.
3. Математика. Большой энциклопедический словарь, 3-е издание, М: Большая Российская энциклопедия, 1998.
4.http://www.sil.si.edu/digitalcollections/hst/scientific-identity/fullsize/SIL14-W005-04a.jpg
15