: познакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; понимать, что такое доля, половина, треть и четверть; уметь записывать дроби.
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности 1 мин.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 3 мин.
3. Выявление места и причины затруднения–3 мин.
4. Построение проекта выхода из затруднения –5 мин.
5. Реализация построенного проекта–5 мин.
6. «Переменка»–2мин
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 6 мин.
8. Включение в систему знаний и повторение – 6 мин.
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 5 мин.
10. Рефлексия учебной деятельности – 3 мин.
11. Домашнее задание–1мин.
Этапы урока | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Планируемые результаты обучения (на уровне УУД) |
Мотивация Цель: включение учащихся в учебную деятельность | Настраиваются на работу, концентрируют внимание | Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Кроме учебников и тетрадок, у вас на столах лежат цветные карточки. У всех они есть!? Проверьте, пожалуйста. | Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока» Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками |
2.Актуализация и пробное учебное действие | Выполняют задания отвечая на вопрос Обсуждают проблему и приходят к мнению, что им необходимы новые знания. | Помогаю вспомнить понятие доли опираясь на имеющиеся знания из начальной школы. Ребята у вас на партах лежат по апельсину(круг). Представьте, что к вам подошли 5 друзей и просили поделиться апельсином. Сколько достанется каждому? Что вы можете сказать про апельсин? (ответы из класса) - Молодцы! Итак давайте разделим свой апельсин на 5 частей Перед каждым из вас лежит апельсин (круг), поделите его на 5 частей и результат запишите в тетради – Хорошо ребята! Ответим на вопрос этой задачи в конце урока, а пока давайте рассмотрим ряд следующих задач. | Познавательные: Рефлексия: знаю или не знаю Регулятивные: выполняют тренировочное учебное действие Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Выявление места и причины затруднения | Учащиеся анализируют, высказывают предположения, решают задачи Учащиеся, решая вторую задачу привычным способом, фиксируют какого знания им недостаёт. | Задача 1. Кусок проволоки длиной 1 м разделили на 2 части. Какова длина одной части? (1 м = 10 дм; 10 дм : 2 = 5 дм) А можно ли по-другому решить задачу? (Можно, если 1 м поделить пополам получится полметра.) Задача 2. Кусок проволоки длиной 1 м разделили на 3 равные части. Какова длина одной части? (Если решать задачу первым способом, то получается остаток. 10 дм : 3 = 3 дм (ост. 1 дм); 1 дм = 10 см; 10 см : 3 = 3 см (ост 1) и т. д.) – Таким образом, ребята эту задачу нельзя решить тем же способом. И сказать, что «решения нет» мы тоже не можем. Так как проволоку уже разделили и у каждой из трёх частей должна быть какая-то длина. | Познавательные: анализируя и сравнивая задания, извлекают необходимую информацию для подведения под новое понятие Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение. |
Построение проекта выхода из затруднения | Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры. Открытие нового понятия Дробь как результат деления натуральных чисел Формулируют тему и цель урока Обсуждение способов и условий действия. Проявляют познавательную инициативу обучающиеся, вместе с учителем читают готовые записи дробей, определяют место нахождения числителя и знаменателя, их значения. | - Скажите, что мы изучали в начале учебного года? -Натуральные числа -Ребята! Помогите мне! Какие числа называются натуральными?(числа которые используются при счете предметов) -Ответы из класса А ведь с древних времен людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа), но и измерять длину, время, площадь, вести расчеты за купленные товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби. В русском языке слово «дробь» появилось в 8 веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. Ребята! Подумайте и назовите цель сегодняшнего урока! (Цель-познакомиться с дробями) И тогда тема нашего урока? (Тема урока: «Доли. Обыкновенные дроби» Какие задачи мы для себя поставим на уроке? (Ответы учеников) -Ребята, что мы еще можем поделить на доли также как апельсин? -Где еще мы можем применить такое деление? (Отвечают на вопросы все вместе) -Послушайте задачу: Мама купила арбуз и разделила его на 6 равных частей и дала по одной части бабушке, дедушке, папе, двум детям и себе. Посмотрите, на сколько частей мама поделила арбуз? (Мама разрезала на 6 частей, потому что в семье 6 человек, и чтобы арбуз достался каждому) -Как мы назовем часть арбуза?. -Какую часть арбуза получил каждый из членов семьи? -Для записи любой доли используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой. Пишут: арбуза - Что показывает число под чертой? - целое разделили на 5 равных частей (долей). -Так как же образуются доли? (Когда один предмет или единица измерения делятся на равные части) -Что показывает число под чертой? (Число под чертой показывает, на сколько равных долей разделили целое) | Познавательные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем |
Реализация построенного проекта и решение исходной задачи | Решают поставленную задачу. 1.Выполняют задания проговаривая вслух выполненные шаги 2. Отвечают на вопросы учителя | 1.Возвращаемся к проблеме, которая была в начале урока и записываем результат деление апельсина, используя дробь(презентация) 2.Предлагаю учащимся, вспомнить, смысл дроби. (Результат деления натуральных чисел) - числитель (показывает, сколько частей взяли) - знаменатель (показывает, на сколько равных частей разделили целый предмет) | Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Личностные: смыслообразование Коммуникативные выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Реализация построенного проекта и решение исходной задачи | Научится читать и записывать дроби | Решение заданий из учебника | Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Личностные: смыслообразование Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Переменка | Смена деятельности. | Наши алые цветки распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки, Головой качают, тихо засыпают. (Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулак, покачивают кулачками вперед-назад) А теперь, ребята встали, Быстро руки вверх подняли. Повернулись влево, вправо, Тихо сели, вновь за дело. | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Решают поставленную задачу. 1.Выполняют задания проговаривая вслух выполненные шаги 2. Отвечают на вопросы учителя | 1.Возвращаемся к проблеме, которая была в начале урока и записываем результат деление апельсина, используя дробь 2.Предлагаю учащимся, вспомнить, смысл дроби. (Результат деления натуральных чисел) - числитель (показывает, сколько частей взяли) - знаменатель (показывает, на сколько равных частей разделили целый предмет) | |
Включение в систему знаний и повторение | Выполняют задания в парах. Осуществляют самопроверку | Запишите с помощью дроби, какая часть фигуры закрашена. Задание на карточках (Приложение 1) | Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары Познавательные: в паре планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Выполняют самостоятельно с последующей проверкой | Математический диктант. | Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролируют свои действия; коррекция, оценка; Познавательные: самостоятельно выполняют действия, действовать с информацией, Логические устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: использование критериев для обоснования |
Рефлексия учебной деятельности | Проводят самооценку результатов своей деятельности заполняя бланк с вопросами | Сначала мы рассуждали так… Потом мы столкнулись с проблемой… Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)… Мы увидели (поняли)…Значит… Теперь мы будем… | Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений |
Домашнее задание | Обсуждение домашнего задания, записывают в дневник. | Для желающих: Сделать рисунок три пятых, которого закрашены одним цветом, а две пятых – другим Для всех: № 305 №311 №313 | |