1. | Организационный момент Цель: Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала 1-2 мин. | -Здравствуйте, ребята. -Итак, друзья, внимание! Вновь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнём сейчас урок! | Приветствуют учителя. | Л: - самоопределение; - осмысление; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; П: - установление причинно-следственных связей; К: - планирование учебного сотрудничества с учителем; Р: - волевая саморегуляция; |
2 | Актуализация знаний Цель: актуализация опорных знаний необходимых для «открытия нового знания» с фиксацией индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 7 мин. | -Отправимся в большое космическое путешествие. -Много планет вокруг солнца летает, может быть люди на них обитают. -Давай-ка в ракету мы сядем скорей, помчимся мы в космос света быстрей. -На один урок мы станем с вами космонавтами и совершим воображаемое космическое путешествие. -Настоящие космонавты проходят большую предполетную подготовку. Тренируются на разных аппаратах, изучают множество наук. И конечно им никак не обойтись без математики. -Поэтому сейчас я проверю ваше знание математики. -Откройте тетради, запишите число и классная работа. -Я буду говорить числа, а вы их запишите и представите в виде разрядных слагаемых. -Расстояние от Земли до Луны триста восемьдесят тысяч километров. Самая высокая гора на Луне имеет высоту одиннадцать тысяч пятьсот метров. Первые люди спустились на поверхность Луны еще в тысяча девятьсот шестьдесят девятом году. Представьте эти числа в виду суммы разрядных слагаемых. 380000 = 300000+80000 11500 = 10000 + 1000 + 500 1969 = 1000+900+60+9 -Проверяем. (на слайде) -Вы хорошо прошли предполетную подготовку. -А теперь в путь. Мы летим к планете многозначных чисел. На пути встречаем планеты солнечной системы: (на слайде числа) Диаметр Земли равен 12740 км Диаметр Сатурна - 120500 км Диаметр Марса – 6788 км Диаметр Меркурия – 4878 км Диаметр Юпитера– 143000 км Диаметр Венеры – 12103 км Диаметр Урана – 51000 км Диаметр Нептуна– 49500 км -Расположите числа в порядке возрастания и узнайте, какая из планет самая большая. -Проверяем. (на слайде) | 380000 = 300000+80000 11500 = 10000 + 1000 + 500 1969 =1000+900+60+9 4878, 6788, 12103, 12740, 49500, 51000, 120500, 143000 | Л: - осмысление; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; - эмпатия; - развитие этических чувств и регуляторов морального поведения; П: - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - построение логической цепи рассуждений; К: - формулирование собственного мнения (позиции); - умение договариваться и приходить к общему решению; - использование речи для регуляции своего действия; Р: - волевая саморегуляция; - постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем; - принятие и сохранение учебной задачи; |
3 | Подготовка учащихся к работе на основном этапе Цель: создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвигают цель и формулируют задачи урока. 7 мин. | -Запишите число, которое предшествует числу пять тысяч. -Запишите число, которое предшествует числу десять тысяч. -Запишите число, которое предшествует числу сто. -Запишите число, которое предшествует числу семьдесят две тысячи четыреста. -Запишите число, которое предшествует числу шестьдесят девять тысяч. -Запишите число, которое следует за числом тридцать девять тысяч девяносто девять. -Запишите число, которое следует за числом пятьдесят одна тысяча семьсот. -Запишите число, которое следует за числом восемьдесят три тысячи девятьсот девяносто девять. -Запишите число, которое следует за числом двести девять тысяч девятьсот девяносто девять. -Запишите число, которое следует за числом девятьсот девяносто девять тысяч девятьсот девяносто девять. -Все смогли записать последнее число? -Мы еще не учили семизначное числа. -Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? - Тема урока: Класс миллионов и класс миллиардов. -Какая у нас цель урока? | 4999 9999 99 72399 68999 39100 51701 84000 210000 1000000 -Нет -Мы будем изучать семизначные числа, учиться их записывать. Ответы детей. | Л: - формирование границ собственного знания и «незнания»; - формирование мотивов достижения и социального признания; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; - осмысление; П: - построение логической цепи рассуждений; - подведение под понятие; - формулирование проблемы; К: - учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - использование речи для регуляции своего действия; Р: - волевая саморегуляция; - целеполагание; - выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; |
4 | Этап усвоения новых знаний Цель: организация усвоения учащимися нового знания в результате самостоятельной, совместной работы с учителем. 25 мин | (Вызываю к доске ребенка, чтобы записать число «1000000» -Число, которое следует за числом 999999 – миллион. -Как мы записываем это число? Сколько в этом числе классов, какие? Давайте их назовем. Какие разряды образует третий класс, класс миллионов. (-Миллион записывают так: Это единица с шестью нолями. -Класс миллионов или третий класс, это класс, который образовывает следующие три разряда: единицы миллионов, десятки миллионов и сотни миллионов.) -Единица разряда миллионов – это один миллион или тысяча тысяч. -Десять таких единиц образуют новую разрядную единицу – 10 миллионов. -10 десятков миллионов образуют новую разрядную единицу – 100 миллионов. 1000 миллионов – миллиард. -Миллиард – единица четвертого класса. -В классе миллиардов тоже три разряда: единицы миллиардов, десятки миллиардов и сотни миллиардов. -Как мы читаем большие числа? -Сейчас мы прочитаем число, изображенное на слайде. 305674011316 -Триста пять миллиардов шестьсот семьдесят четыре миллиона одиннадцать тысяч триста шестнадцать -Давайте попробуем прочитать следующее число вместе. 783502197048 -Семьсот восемьдесят три миллиарда пятьсот два миллиона сто девяносто семь тысяч сорок восемь. -Положите перед собой карточки. В карточках записаны единицы каждого класса, нам необходима записать полное число. Я буду вызывать по одному человеку на каждое число, а остальные пишут у себя в карточках. Запишите числа: 7 ед. IV кл., 501 ед. III кл., 526 ед. II кл.,725 ед. I кл. 770 ед. III кл., 100 ед. II кл.,2 ед. I кл. 60 ед. III кл., 5 ед. II кл., 83 ед. I кл. 20 ед. IV кл., 40 ед. III кл., 901 ед. II кл.,7 ед. I кл. -Сверьте с доской. Правильно ли все записано? -Диаметр Солнца составляет один миллион триста девяносто две тысячи километров. -Давайте представим число один миллион триста девяносто две тысячи километров в виде разрядных слагаемых. -У нас получится: 1392000 = -Если вы сложите следующие числа, то узнаете сколько лет нашей Земле. 4000000000 + 500000000 = -Наша Земля возникла примерно четыре миллиарда пятьсот миллионов лет назад. -Солнечная система возникла около пятнадцати миллиардов лет назад. -Попробуйте записать эту цифру. ФИЗМИНУТКА | Внимательно слушают. -Слева направо по очереди называем количество единиц каждого класса и добавляем название класса. Читают несколько учеников с помощью учителя. 7501526725 770100002 60005083 20040901007 1392000 = 1000000 + 300000 + 90000 + 2000 4500000000 15000000000 | Л: - формирование мотивов достижения и социального признания; - установка на здоровый образ жизни; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; П: - осуществление поиска необходимой информации; - использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - выдвижение гипотез и их обоснование; - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; К: - планирование учебного сотрудничества со сверстниками; - учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - умение договариваться и приходить к общему решению; - владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; Р: - познавательная инициатива; - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - прогнозирование; - целеполагание; |
5 | Первичное закрепление Цель: организация усвоения учащимися нового знания в результате самостоятельной, совместной работы с учителем. 7 мин. | -Мы приближаемся к планете Марс. -Это четвертая от Солнца планета. -Она имеет красный цвет поверхности, который вызван большим количеством окиси железа. -На этой планете нам приготовили задание. -Вам нужно записать в свои карточки следующие числа по разрядам под диктовку: Будьте внимательны. -Два миллиарда шестьсот пять миллионов триста тысяч двести семь. -Восемь миллиардов девяносто миллионов шестьдесят пять тысяч три. -Пятьдесят восемь миллионов двести одна тысяча сто сорок -Проверяем. -Летим дальше. -Осторожно! Мы попали в метеоритный дождь. У вас на столах есть вторые карточки, положите их перед собой. -Посмотрите, что случилось. -В записи разрядных слагаемых исчезли некоторые слагаемые. -Попробуйте восстановить запись. 690200030000 = 600000000000 + 80000000000 + 200000000 + 30000 7056448 = 7000000 + 500000 + 63000 + 400 + 40 + 8 90840503110 = 90000000000 + 800000000 + 40000000 + 500000+ 2000 + 100 + 10 -Обменяйтесь карточками со своими соседями и проверьте. (После проверяем на доске) -Летим на самую большую планету – Юпитер. -На этой планете потерпели кораблекрушение инопланетяне. -Они просят о помощи. -У них вышел из строя двигатель летающей тарелки и нет связи с их планетой. -Они просят передать информацию на их планету. Номера каких двигателей им нужны, чтобы отремонтировать летательный аппарат. Давайте им поможем. -Прочитайте числа: 11000070 48056100 284157698 -Молодцы, ребята. Мы помогли инопланетным существам. Продолжаем наш полет. | 2605300207 8090065003 58201140 690200030000 = 600000000000 + 90000000000 + 200000000 + 30000 7056448 = 7000000 + 500000 + 6000 + 400 + 40 + 8 90840503110 = 90000000000 + 800000000 + 40000000 + 500000+ 3000 + 100 + 10 Одиннадцать миллионов семьдесят Сорок восемь миллионов пятьдесят шесть тысяч сто Двести восемьдесят четыре миллиона сто пятьдесят семь тысяч шестьсот девяносто восем | Л: - осознание возможностей самореализации коммуникативными средствами; - осуществление гражданской идентификации личности; - формирование мотивов достижения и социального признания; П: - доказательство; - использование общих приемов решения задач; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач; - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - формулирование проблемы; К: - построение монологического высказывания в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; - использование речи для регуляции своего действия; - контроль действий партнёра; Р: - сличение способа действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона; - выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме; - волевая саморегуляция; |
6 | Закрепление новых знаний Цель: организация усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. 7-8 мин | -Мы долетели до планеты многозначных чисел. -Здесь так много жителей, что они запутались в возрасте и не знают, кто из них старше. -Расположите числа в порядке убывания. -Проверим себя. -Из полета возвратились и на Землю приземлились. -Молодцы, ребята. Из вас получились хорошие космонавты. -Вот мы и благополучно приземлились на нашу родную планету. -Сейчас мы выполним проверочную работу на странице 16 – 17 в тетрадях для практических работ. Открываем их. Первый вариант выполняет на странице 16, а второй вариант – на 17. У вас на выполнение 5 минут. | 715200401010, 801400890, 334851909, 10000000, 630842, 56238 Выполняют на оценку. | Л: - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; - формирование картины мира, культуры, как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека; П: - сравнение, сериация и классификация по заданным критериям; - структурирование знания; - использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач; - использование общих приемов решения задач; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; К: - ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - формулирование собственного мнения (позиции); - построение монологического высказывания в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; Р: - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; - внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; |
7 | Рефлексия Цель: подведение итога урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности учащихся. 2-3 мин | -С чем сегодня на уроке мы познакомились? -Чему мы учились? -Давайте еще раз вспомним, что нужно сделать для чтения многозначного числа: 1) разбить число на классы (отчитать по три цифры справа налево); 2) вспомнить названия классов; 3) прочитать число по классам, начиная с наивысшего класса. Для записи многозначного числа нужно: Определить какие классы названы и сколько их; Записать сначала число единиц высшего класса; Затем записать число единиц низшего класса. -Верно! Вы все очень хорошо поработали. Спасибо за урок. | -Сегодня на уроке мы познакомились с классом миллионов и классом миллиардов. - Мы учились читать и записывать числа, состоящие из этих классов. | Л: - самооценка на основе критериев успешности; - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; П: - рефлексия способов и условий действия; - формулирование проблемы; - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Р: - осознание качества усвоения; - определение уровня усвоения; - адекватное восприятие оценки учителя; |