СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: История компьютера.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

                                 План урока

Урок №

Предмет :

Дата проведения :

Группа №

Специальность :

Преподаватель :Хизриева Н.А.

Тема: История компьютера.

Цели:

  • Обучающаяпознакомить учащихся с основными событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики.
  • Развивающая: способствовать расширению кругозора учащихся, повышению их интеллекта.
  • Воспитательная: воспитание чувства ответственности за общее дело, умения работать в группе и желания прийти на помощь товарищу.

Оборудование:

ПК, проектор, диск с презентацией.

Ход урока – лекции

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели.
  3. Объяснение материала с использованием презентации (учащиеся делают краткую запись в своих тетрадях).

Вычисления в доэлектронную эпоху. Потребность счета предметов у человека возникла еще в доисторические време­на. Древнейший метод счета предметов заключался в сопо­ставлении предметов некоторой группы (например, живот­ных) с предметами другой группы, играющей роль счетного эталона. У большинства народов первым таким эталоном были пальцы (счет на пальцах).

Расширяющиеся потребности в счете заставили людей употреблять другие счетные эталоны (зарубки на палочке, узлы на веревке и т. д.).

Каждый школьник хорошо знаком со счетными палоч­ками, которые использовались в качестве счетного эталона в первом классе.

В древнем мире при счете больших количеств предметов для обозначения определенного их количества (у большин­ства народов — десяти) стали применять новый знак, напри­мер зарубку на другой палочке. Первым вычислительным устройством, в котором стал применяться этот метод, стал абак.

Древнегреческий абак представлял со­бой посыпанную морским песком дощеч­ку. На песке проводились бороздки, на которых камешками обозначались числа. Одна бороздка соответствовала единицам, другая — десяткам и т. д. Если в какой-то бороздке при счете набиралось более 10 камешков, их снимали и добавляли один камешек в следующий разряд. Римляне усовершенствовали абак, перейдя от песка и камешков к мраморным доскам с выточенными желобками и мраморны­ми шариками.

По мере усложнения хозяйственной деятельности и социальных отношений (де­нежных расчетов, задач измерений расстоя­ний, времени, площадей и т. д.) возникла потребность в арифметических вычислени­ях. Для выполнения простейших арифмети­ческих операций (сложения и вычитания) стали использовать абак, а по прошествии веков – счеты.

Следующим этапом развития было создание суммирующей машины. Принято считать, что «биографии» механических счетных машин ведутся от Блеза Паскаля (1623 – 1662), великого французского философа, математика, физика. 17-летний юноша очень хотел облегчить работу своему отцу, сборщику налогов, который просиживал дни и ночи над однообразными и утомительными расчетами. Первая модель машины оказалась неудачной. Паскаль создал еще около 50-ти моделей, работал над созданием счетной машины в течении 5-ти лет и завершил работу в 1645 году. Эта машина выполняла лишь одно арифметическое действие – сложение. Называлась она – «Паскалина».

Через четверть века великий немецкий ученый Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) впервые предложил счетную машину «арифмометр», выполняющую все арифметические действия. Чтобы посчитать на такой машине, человек должен сам выбирать порядок действий, всю логику вычислений.

В середине XIX века английский математик Чарльз Бэббидж выдвинул идею создания программно управляемой счетной машины, имеющей арифметическое устройство, устройство управления, а также устройства ввода и печати.

Аналитическую машину Бэббиджа (прообраз современных компьютеров) по сохранившимся описаниям и чертежам построи­ли энтузиасты из Лондонского музея науки. Аналити­ческая машина состоит из четы­рех тысяч стальных деталей и весит три тонны.

Вычисления производились Аналитической машиной в соответствии с инструкциями (программами), которые разработала леди Ада Лавлейс (дочь англий­ского поэта Джорджа Байрона). Графиню Лавлейс считают первым программистом, и в ее честь назван язык програм­мирования АДА.

Первыми носителями информации, которые использова­лись для хранения программ, были перфокарты. Программы записывались на перфокарты путем пробития в определенном порядке от­верстий в плотных бумажных карточках. Затем перфокарты помещались в Аналитическую машину, которая считывала расположение от­верстий и выполняла вычислитель­ные операции в соответствии с заданной программой.

Развитие электронно-вычислительной техники

ЭВМ первого поколения. В 40-е годы XX века начались работы по созданию первых электронно-вычислительных машин, в которых на смену механическим деталям пришли электронные лампы. ЭВМ первого поколения требовали для своего размещения боль­ших залов, так как в них использовались десятки тысяч электронных ламп. Такие ЭВМ создавались в единичных эк­земплярах, стоили очень дорого и устанавливались в круп­нейших научно-исследовательских центрах.

В 1945 году в США был построен ENIAC (Electronic Numerical Integrator and Computer — электронный числовой интегратор и калькулятор), а в 1950 году в СССР была созда­на МЭСМ (Малая Электронная Счетная Машина).

ЭВМ первого поколения могли выполнять вычисления со скоростью несколько тысяч операций в секунду, последо­вательность выполнения которых задавалась программами. Программы писались на машинном языке, алфавит которого со­стоял из двух знаков: 1 и 0.

Программы вводились в ЭВМ с помощью перфокарт или перфолент, причем наличие отверстия на перфокарте соответствовало знаку 1, а его отсутствие – знаку 0.

Результаты вычислений выводились с помощью печатаю­щих устройств в форме длинных последовательностей нулей и единиц. Писать программы на машинном языке и расшиф­ровывать результаты вычислений могли только высококвалифицированные программисты, понимавшие язык первых ЭВМ.

ЭВМ второго поколения. В 60-е годы XX века были со­зданы ЭВМ второго поколения, основанные на новой эле­ментной базе — транзисторах, которые имеют в десятки и сотни раз меньшие размеры и массу, более высокую надежность и потребляет значитель­но меньшую электрическую мощность, чем электронные лампы. Такие ЭВМ производились малыми сериями и уста­навливались в крупных научно-исследовательских центрах и ведущих высших учебных заведениях.

В СССР в 1967 году вступила в строй наиболее мощная в Европе ЭВМ второго поколения БЭСМ-6 (Большая Электрон­ная Счетная Машина), которая могла выполнять 1 миллион операций в секунду.

В БЭСМ – 6 использовалось 260 тысяч транзисторов, устройства внешней памяти на магнитных лентах для хранения программ и данных, а также алфавитно-цифровые пе­чатающие устройства для вывода результатов вычислений.

Работа программистов по разработке программ существенно упростилась, так как стала проводиться с использо­ванием языков программирования высокого уровня (Алгол, Бейсик и др.).

ЭВМ третьего поколения. Начиная с 70-х годов прошлого века, в качестве элементной базы ЭВМ третьего поколения стали использовать интегральные схемы. В интегральной схеме (маленькой полупроводниковой пластине) могут быть плотно упакованы тысячи транзисторов, каждый из которых имеет размеры, сравнимые с толщиной человеческого волоса.

ЭВМ на базе интегральных схем стали гораздо более компактными, быстродействующими и дешевыми. Такие мини-ЭВМ производились большими сериями и были доступными для большинства научных институтов и высших учебных заведений.

Персональные компьютеры. Развитие высоких техноло­гий привело к созданию больших интегральных схем — БИС, включающих десятки тысяч транзисторов. Это позволило приступить к выпуску компактных персональных компьютеров, доступных для массового пользователя.

Первым персональным компью­тером был Apple II («дедушка» современных компьютеров Macintosh), созданный в 1977 году. В 1982 году фирма IBM приступила к изготовлению персональных компью­теров IBM PC («дедушек» современ­ных IBM-совместимых компьютеров).

Современные персональные компьютеры компактны и обладают в тысячи раз большим быстродействием компьютер Apple II по сравнению с первыми персональ­ными компьютерами (могут выпол­нять несколько миллиардов операций в секунду). Ежегодно в мире производится почти 200 миллионов компьютеров, доступных по цене для массового потребителя.

Персональные компьютеры могут быть различного ко­нструктивного исполнения: настольные, портативные (ноутбуки) и карманные (наладонники).

Современные супер-ЭВМ

Это многопроцессорные ком­плексы, которые позволяют добиться очень высокой произ­водительности и могут приме­няться для расчетов в реаль­ном времени в метеорологии, военном деле, науке и т. д.

  1. Закрепление.

 

Используя лекцию и таблицу, ответьте на вопросы:

  • Почему современные персональные компьютеры в сотни раз меньше, но при этом в сотни тысяч раз быстрее ЭВМ первого поколения?
  • Почему современные персональные компьютеры доступны для массового потребителя?

 

 

 

  1. Задание на дом.
  1. Подобрать интересные сообщения из истории развития ЭВМ в нашей стране.
  2. Подобрать интересные сообщения о внедрении вычислительной техники и о применении ее в г.Майкопе.

 

Просмотр содержимого документа
«Тема: История компьютера.»




План урока

Урок №

Предмет :

Дата проведения :

Группа №

Специальность :

Преподаватель :Хизриева Н.А.

Тема: История компьютера.

Цели:

  • Обучающаяпознакомить учащихся с основными событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики.

  • Развивающая: способствовать расширению кругозора учащихся, повышению их интеллекта.

  • Воспитательная: воспитание чувства ответственности за общее дело, умения работать в группе и желания прийти на помощь товарищу.

Оборудование:

ПК, проектор, диск с презентацией.

Ход урока – лекции

  1. Организационный момент.

  2. Постановка цели.

  3. Объяснение материала с использованием презентации (учащиеся делают краткую запись в своих тетрадях).

Вычисления в доэлектронную эпоху. Потребность счета предметов у человека возникла еще в доисторические време­на. Древнейший метод счета предметов заключался в сопо­ставлении предметов некоторой группы (например, живот­ных) с предметами другой группы, играющей роль счетного эталона. У большинства народов первым таким эталоном были пальцы (счет на пальцах).

Расширяющиеся потребности в счете заставили людей употреблять другие счетные эталоны (зарубки на палочке, узлы на веревке и т. д.).

Каждый школьник хорошо знаком со счетными палоч­ками, которые использовались в качестве счетного эталона в первом классе.

В древнем мире при счете больших количеств предметов для обозначения определенного их количества (у большин­ства народов — десяти) стали применять новый знак, напри­мер зарубку на другой палочке. Первым вычислительным устройством, в котором стал применяться этот метод, стал абак.

Древнегреческий абак представлял со­бой посыпанную морским песком дощеч­ку. На песке проводились бороздки, на которых камешками обозначались числа. Одна бороздка соответствовала единицам, другая — десяткам и т. д. Если в какой-то бороздке при счете набиралось более 10 камешков, их снимали и добавляли один камешек в следующий разряд. Римляне усовершенствовали абак, перейдя от песка и камешков к мраморным доскам с выточенными желобками и мраморны­ми шариками.

По мере усложнения хозяйственной деятельности и социальных отношений (де­нежных расчетов, задач измерений расстоя­ний, времени, площадей и т. д.) возникла потребность в арифметических вычислени­ях. Для выполнения простейших арифмети­ческих операций (сложения и вычитания) стали использовать абак, а по прошествии веков – счеты.

Следующим этапом развития было создание суммирующей машины. Принято считать, что «биографии» механических счетных машин ведутся от Блеза Паскаля (1623 – 1662), великого французского философа, математика, физика. 17-летний юноша очень хотел облегчить работу своему отцу, сборщику налогов, который просиживал дни и ночи над однообразными и утомительными расчетами. Первая модель машины оказалась неудачной. Паскаль создал еще около 50-ти моделей, работал над созданием счетной машины в течении 5-ти лет и завершил работу в 1645 году. Эта машина выполняла лишь одно арифметическое действие – сложение. Называлась она – «Паскалина».

Через четверть века великий немецкий ученый Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) впервые предложил счетную машину «арифмометр», выполняющую все арифметические действия. Чтобы посчитать на такой машине, человек должен сам выбирать порядок действий, всю логику вычислений.

В середине XIX века английский математик Чарльз Бэббидж выдвинул идею создания программно управляемой счетной машины, имеющей арифметическое устройство, устройство управления, а также устройства ввода и печати.

Аналитическую машину Бэббиджа (прообраз современных компьютеров) по сохранившимся описаниям и чертежам построи­ли энтузиасты из Лондонского музея науки. Аналити­ческая машина состоит из четы­рех тысяч стальных деталей и весит три тонны.

Вычисления производились Аналитической машиной в соответствии с инструкциями (программами), которые разработала леди Ада Лавлейс (дочь англий­ского поэта Джорджа Байрона). Графиню Лавлейс считают первым программистом, и в ее честь назван язык програм­мирования АДА.

Первыми носителями информации, которые использова­лись для хранения программ, были перфокарты. Программы записывались на перфокарты путем пробития в определенном порядке от­верстий в плотных бумажных карточках. Затем перфокарты помещались в Аналитическую машину, которая считывала расположение от­верстий и выполняла вычислитель­ные операции в соответствии с заданной программой.

Развитие электронно-вычислительной техники

ЭВМ первого поколения. В 40-е годы XX века начались работы по созданию первых электронно-вычислительных машин, в которых на смену механическим деталям пришли электронные лампы. ЭВМ первого поколения требовали для своего размещения боль­ших залов, так как в них использовались десятки тысяч электронных ламп. Такие ЭВМ создавались в единичных эк­земплярах, стоили очень дорого и устанавливались в круп­нейших научно-исследовательских центрах.

В 1945 году в США был построен ENIAC (Electronic Numerical Integrator and Computer — электронный числовой интегратор и калькулятор), а в 1950 году в СССР была созда­на МЭСМ (Малая Электронная Счетная Машина).

ЭВМ первого поколения могли выполнять вычисления со скоростью несколько тысяч операций в секунду, последо­вательность выполнения которых задавалась программами. Программы писались на машинном языке, алфавит которого со­стоял из двух знаков: 1 и 0.

Программы вводились в ЭВМ с помощью перфокарт или перфолент, причем наличие отверстия на перфокарте соответствовало знаку 1, а его отсутствие – знаку 0.

Результаты вычислений выводились с помощью печатаю­щих устройств в форме длинных последовательностей нулей и единиц. Писать программы на машинном языке и расшиф­ровывать результаты вычислений могли только высококвалифицированные программисты, понимавшие язык первых ЭВМ.

ЭВМ второго поколения. В 60-е годы XX века были со­зданы ЭВМ второго поколения, основанные на новой эле­ментной базе — транзисторах, которые имеют в десятки и сотни раз меньшие размеры и массу, более высокую надежность и потребляет значитель­но меньшую электрическую мощность, чем электронные лампы. Такие ЭВМ производились малыми сериями и уста­навливались в крупных научно-исследовательских центрах и ведущих высших учебных заведениях.

В СССР в 1967 году вступила в строй наиболее мощная в Европе ЭВМ второго поколения БЭСМ-6 (Большая Электрон­ная Счетная Машина), которая могла выполнять 1 миллион операций в секунду.

В БЭСМ – 6 использовалось 260 тысяч транзисторов, устройства внешней памяти на магнитных лентах для хранения программ и данных, а также алфавитно-цифровые пе­чатающие устройства для вывода результатов вычислений.

Работа программистов по разработке программ существенно упростилась, так как стала проводиться с использо­ванием языков программирования высокого уровня (Алгол, Бейсик и др.).

ЭВМ третьего поколения. Начиная с 70-х годов прошлого века, в качестве элементной базы ЭВМ третьего поколения стали использовать интегральные схемы. В интегральной схеме (маленькой полупроводниковой пластине) могут быть плотно упакованы тысячи транзисторов, каждый из которых имеет размеры, сравнимые с толщиной человеческого волоса.

ЭВМ на базе интегральных схем стали гораздо более компактными, быстродействующими и дешевыми. Такие мини-ЭВМ производились большими сериями и были доступными для большинства научных институтов и высших учебных заведений.

Персональные компьютеры. Развитие высоких техноло­гий привело к созданию больших интегральных схем — БИС, включающих десятки тысяч транзисторов. Это позволило приступить к выпуску компактных персональных компьютеров, доступных для массового пользователя.

Первым персональным компью­тером был Apple II («дедушка» современных компьютеров Macintosh), созданный в 1977 году. В 1982 году фирма IBM приступила к изготовлению персональных компью­теров IBM PC («дедушек» современ­ных IBM-совместимых компьютеров).

Современные персональные компьютеры компактны и обладают в тысячи раз большим быстродействием компьютер Apple II по сравнению с первыми персональ­ными компьютерами (могут выпол­нять несколько миллиардов операций в секунду). Ежегодно в мире производится почти 200 миллионов компьютеров, доступных по цене для массового потребителя.

Персональные компьютеры могут быть различного ко­нструктивного исполнения: настольные, портативные (ноутбуки) и карманные (наладонники).

Современные супер-ЭВМ

Это многопроцессорные ком­плексы, которые позволяют добиться очень высокой произ­водительности и могут приме­няться для расчетов в реаль­ном времени в метеорологии, военном деле, науке и т. д.

  1. Закрепление.



Используя лекцию и таблицу, ответьте на вопросы:

  • Почему современные персональные компьютеры в сотни раз меньше, но при этом в сотни тысяч раз быстрее ЭВМ первого поколения?

  • Почему современные персональные компьютеры доступны для массового потребителя?







  1. Задание на дом.

  1. Подобрать интересные сообщения из истории развития ЭВМ в нашей стране.

  2. Подобрать интересные сообщения о внедрении вычислительной техники и о применении ее в г.Майкопе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!