МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКИ НА ТЕМУ: «ПЕРИМЕТР ПРЯМОУГОЛЬНИКА»
2 КЛАСС
Учебник: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова,
С.И Волкова, С.В. Степанова
УМК «Школа России»
по новому образовательному стандарту
(ФГОС)
Урок математики во 2 классе.
Тема: « Периметр прямоугольника»
Задачи:
Образовательные:
способствовать самостоятельному добыванию знаний и применению их в практической деятельности;
познакомить с понятием «периметр»; Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- ЛичностныеУУД: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Планируемый результат
Предметные: Понимать, алгоритм нахождения периметра многоугольника.. Знать способ нахождения периметра многоугольника. Уметь решать задачи на нахождение периметра, читать математические выражения.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование : линейка, карточки, тест, компьютер, мультимедийная установка, таблица «периметр прямоугольника».
Ход урока
1. Организационное начало. Психологический настрой.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Я желаю всем удачи,
В добрый путь и в добрый час!
- Дети, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня ой как пригодится. Вы постарайтесь производить все расчеты точно, работать быстро и, самое главное, дружно!
2. Каллиграфическая минутка.
50 50 50 50
60 60 60 60
2. Актуализация знаний и умений учащихся.
1.Устный счет.
(На доске запись.)
15-(6+5)
17-(18-9)
(4+8)-7
(90+5)-(43-40)
(46-40)+(58-8)
(3+8)+(12-6)
2. Работа над задачами
1). На экране :Дюймовочка вырастила 27 тюльпатов, а гвоздичек на 3 меньше. К празднику она срезала 15 тюльпанов.
- Из данных выражений :
27-3
27-(27-3)
27-15
27+(27-3)(слайд 1)
выберите те , которые являются ответом на вопросы :
1.Сколько гвоздик вырастила Дюймовочка ?
2.Сколько всего цветов вырастила Дюймовочка ?
3. На сколько больше Дюймовочка вырастила тюльпанов, чем гвоздик ?
4.Сколько тюльпанов осталось ?
2).Найдите записи в которых допущена ошибка.
31+30 34
18+6 = 24 55+32 = 70-17 (Слайд2)
3).На доске :
- Из каких геометрических фигур состоит рисунок котенка ?
- Сосчитайте сколько треугольников ?
-Какой геометрической фигурой представлено туловище ?
- Исправьте ошибку.
- Есть ли у вас дома это животное . Опишите его.
- Как вы заботитесь о нем ?
3. Самоопределение к деятельности.
- Мы определили из каких геометрических фигур состоит котёнок? На какие две группы можно разделить эти фигуры?
- Как теперь можно разделить фигуры на две группы?
- Как одним словом назвать оставшиеся фигуры? На какие две группы можно их разделить?
- Какие фигуры остались?
- Докажите, что оставшиеся фигуры прямоугольники.
- Что такое прямоугольник, какие свойства прямоугольника вы знаете ? (показ слайда).
- В прямоугольнике и квадрате все углы прямые. А о каком человек можно сказать – ПРЯМОЙ ЧЕЛОВЕК?
- В словаре Ожегова прямой человек – значит, откровенный, без задних мыслей.
- Такие люди умеют дружить, помогают решать трудные проблемы, принимают правильные решения. О таких людях написано много книг.
- Пусть на вашем жизненном пути встречаются откровенные «прямые» люди, которые могут сказать правду в глаза, никогда не бросят в трудную минуту.(Слайд3)
4. Открытие нового знания.
1.Постановка темы и цели урока.
- О какой фигуре у нас пойдет речь на уроке более подробно, вы узнаете, если разгадаете загадку : « Я- многоугольник, у меня 4 стороны ( но равны только противоположные) и 4 прямых угла.»Какая это фигура ?(Слайд4)
- Молодцы , вы верно угадали . сегодня на уроке речь пойдет о прямоугольнике. Мы узнаем новые тайны о нем.
2. Создание проблемной ситуации.
- Ребята, посмотрите. К нам на урок пришел гость.
- Кто это ?
- Вы что-нибудь заметили в его поведении ?
- А грустный и задумчивый он от того , что испытывает затруднение. Он решил из проволоки сделать вот такого же котенка. Начал с туловища. Но вот сколько взять проволоки затрудняется.
- Давайте произведем некоторые расчеты, которые ему помогут.
- Начертите в тетради такой же прямоугольник.
- Посчитайте длину проволоки, сложив все данные. ( 6+3+6+3=18 см )
- Что мы нашли в процессе решения ?
- Как назвать это иначе?
- А теперь внимательно посмотрите на данное выражение. Что заметили ? (есть одинаковые слагаемые)
- Что мы знаем о них? ( если слагаемые одинаковые, то сложение можно заменить умножением)
- Замените умножением (6×2+3×2 )
- Верно, это один из способов нахождения периметра прямоугольника.
- Но это решение можно записать по -другому.
- Посмотрите на прямоугольник. Как называется эта сторона ? ( длина ). А это?
( ширина ).
Сколько разных сторон у него ( две : ширина и длина )?
- Запишите их сумму ( 3+6).
- Сколько раз в прямоугольнике встречается длина и ширина ?
- Как это можно записать (3+6×2) ?
-Это еще один из способов нахождения периметра прямоугольника.
- Как вы считаете, какой из способов является наиболее удобным и рациональным?
3. Запись формулы нахождения периметра прямоугольника.
- Если стороны прямоугольника обозначить буквами а и в , как можно записать каждое решение? (а+в+а+в , а×2+в ×2 , (а+в) ×2).
5. Закрепление.
А) Работа с учебником.
а) Стр. 52 №2 устно
- Можем ли мы сразу, глядя на фигуру, найти её периметр?
- Что надо для этого сделать? (измерить стороны)
Измеряем длину (показать рукой). Измеряем ширину.
Золотое правило: измеряем от нуля.
Прочитайте, как нашли периметр фигур?
№ 3 стр. 52 коллективно, письменно
Длина – 3 см Ширина – 2 см Р - ? | Р= 3+3+2+2=10(см) Р= 3+2+3+2= 10(см) Р=( 3+2)*2= 10(см) Ответ: Р=10см. |
Физкультминутка
6. Работа в группах
- Мышонок задаёт задания. Найдите периметр прямоугольника.
(Четырем группам – разные прямоугольники)
Расскажите последовательность выполнения задания:
1. Измерим стороны прямоугольника
2. Найдем сумму длин всех его сторон
3. Сделаем запись на фигуре
1 группа Длина 5 см Ширина 4см | 2 группа Длина 6 см Ширина 4см | 3 группа Длина 5 см Ширина 3см | 4 группа Длина 6 см Ширина 3см |
Проверка:
- Какой периметр у вас получился? (ответы групп)
- А у кого еще такой ответ? Прекрасно! Поаплодируем!
7. Домашнее задание.
В домашнем задании будет задача №5, стр. 79 на нахождение периметра прямоугольника. Прочитайте и скажите, кто справиться с решением этой задачи?
8. Работа над пройденным материалом
- Для вычисления периметра необходимо быстро и правильно вычислять.
-Покажите, как вы умеете считать.
Тестовая работа (Приложение)
9.Итог урока. Рефлексия.
- Вот и подошел к концу наш урок.
- Какие открытия вы сделали на уроке ?
- Чему научил вас урок?
- Кто доволен своей работой ?( дети показывают солнышки). - Ребята спасибо вам за активную и увлеченную работу. Я не сомневаюсь, что в этом вам помогло бодрое, энергичное настроение и ваши знания.
Литература
1. УчебникМ.И.Моро, М.А. Бантова. Математика: для 2 класса, ч. 2. - М.: Просвещение.2010 г.
2. Математика. 2 класс. Система уроков по учебнику Моро М.И. и др.
Савинова С.В. 3. www.vector-images.com