Урок математики в 6 классе «Подобные слагаемые»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель: формирование понятия подобных слагаемых и умения приводить подобные слагаемые.
Задачи
Образовательные 1. Сформировать понятие подобных слагаемых.
2. Сформировать навыки приведения подобных слагаемых.
3. Продолжить формирование вычислительных навыков; навыков
рационального счета.
Развивающие 1.Продолжить формирование элементарных мыслительных операций.
2. Развивать внимание, память, речь.
Воспитательные 1.Воспитывать общую культуру; самостоятельность, активность; умение работать в парах, группах.
Вид урока: проблемное обучение
План урока
1.Мотивация.
2. Актуализация.
3.Открытие новых знаний.
4.Первичное закрепление.
5.Самостоятельная работа.
6.Включение в систему знаний.
7.Подведение итогов. Домашнее задание.
8. Рефлексия.
Оборудование: компьютер, экран, карточки, компьютерная презентация, контрольный тест в виде таблицы на листах.
Ход урока
Мотивация.
- Эпиграфом к нашему уроку будут слова М.И. Калинина: «Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе».
- Что же вы можете получить от занятий математикой? Здесь хочу привести слова А.Маркушевича: «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».
Актуализация знаний
1.Работа по карточкам.
№1
Упрости выражение и подчеркни коэффициент: а) -3 (-7k) 4p, b) .
№2
Упрости выражение и подчеркни коэффициент: а) -5m (-4n) 8k, b) .
2.Фронтальный опрос учащихся по теме: «Коэффициент», «Раскрытие скобок».
Перед скобкой плюс стоит
Он о том и говорит,
Что ты скобки опускай,
Да все числа выпускай.
Перед скобкой минус строгий
Загородит нам дорогу.
Чтобы скобки убирать,
Надо знаки поменять.
3. Устный счет.
-30+70 -30-(-70)
40 40
-30-70 30-(-70)
-100 100
-(-30)+70 -(-30)-(-70)
100 100
-30+(-70) -30-30
-100 -60
0-70 0-(-30)
-70 30
4. Раскрытие скобок.
Раскройте скобки:
a - (b + c + d – k - f)
a - (-b - c – d + k + f)
a - (b – c + d – k + f)
a - (b –c + d – k + f)
a + (b + c + d – k – f)
a + (-b - c - d – k – f)
a - (-b + c - d + k – f)
a + (b + c - d + k – f)
5. Упростить выражения.
Упрости: -15a (-2)d, 3mn (-4)
В чем сходство и отличие: -7-5-3
(В 1 вычитание, во 2 сложение. В 1 целые, во 2 дробные. 3 числа в обоих. 1 можно тоже переписать в виде суммы.) Назовите слагаемые в 1 выражение.
Какое следующее число в верхней строчке? (-1)
Открытие новых знаний.
Учитель: На доске записаны выражения в 2 столбика. Найдите отличительное свойство.
8а-10а, 2а+15а 5,5b-3, 2c+8n
6у+6у+6у 4v+4h+4c
Ученики обсуждают ответ в группах. (У слагаемых в левом столбике одинаковые буквенные множители)
-Такие слагаемые называются подобными
Учитель: А чем могут отличаться между собой подобные слагаемые? (Только коэффициентом)
Учитель: Подобные слагаемые будем подчеркивать одинаковой линией.
Работа с книгой.
с.224. Прочитать два определения.
с.225. Рубрика «Говори правильно».
Первичное закрепление.
Найдите подобные слагаемые: -3b+5b-3а-6a
-x-5у-0,2x+4y
Привести подобные слагаемые
-3а + 6а – 9а =
7ab – 3ab + 2ab =
-8c + 3c + 8c =
-k + 4k – 7k =
Ученики: выполняют задание в тетрадях, в парах. Затем одновременно 3 ученика по тетради свое решение на доску. Сверяем ответы.
Учитель: Можно ли выражения в левом столбике? А как это сделать? (8-10)а= -2а (6+6+6)у=18у
Ученики: отвечают на поставленный вопрос, работая в группах. Делают записи в тетрадях.
Учитель: Проверяет ответ группы. Правильное решение записывается на доске. А каким свойством вы пользовались? (распределительным) слайд 8. Проанализируйте решения и попробуйте составить общее правило сложения подобных слагаемых.
Ученики: 1. сложить коэффициенты.
2. результат умножить на общую буквенную часть.
Учитель: вывешивает плакат.
Узнали вы, что, значит, привести подобные слагаемые? (нет) А где можно найти ответ? (в учебнике)
Ученики: Находят ответ в п.41(привести-сложить). Читают «учимся правильно говорить».
А можно ли выполнить приведение подобных слагаемых в заданиях… Какие свойства позволяют это делать? Работают в группах. Мы можем объединить подобные слагаемые
-3b+5b-3а-6a
-x-5у-0,2x+4y
1/5n-3/6d+1/5n+3/6d+8
Самостоятельная работа
Учитель: Выполните аналогичные задания на карточке №2.
Вариант 1 Вариант 2
1. Подчеркните подобные слагаемые:
3а+8в+3в-4в+2a+3a 9m-7n+m-7m+n+9m
2. Приведите подобные слагаемые:
-5х+3х-7х+х (-8х) 10с-2с+8с-с (15с)
4,7а+2,7а-4,7а+3а (5,7а) -6,3у+4у-1,4у+6,3у (2,6у)
4m-6,4n+2,2n-0,7m ( 3,3m-4,2n ) 2,5а-1,4b-6a+5,7b (-3,3a+4,3b)
Учитель: Проверьте свои работы по ответам (открыть крыло).
Норма оценки: «5» - без ошибок
«4» - 1 ошибка
«3» -2 ошибки
Поднимите руки, кто получил оценку «5» или «4»?
Физкультминутка
Включение в систему знаний.
№1283(1 столбик)
№1284(1столбик)
Задание на повторение
№1301(1)
Комбайнер перевыполнил план на 15% и убрал зерновые на площади 230 га. Сколько гектаров по плану должен убрать комбайнер?
Решение:
100% + 15% = 115% - плана выполнил комбайнер;
115% - 230 га
100% - x га
=
x = 200(га)
Ответ: 200 га по плану должен убрать комбайнер.
№1293 (а, г)
Решите устно уравнение:
а) x+ 4 = 0
x = - 4
г) (y – 3) (y + 1) = 0
y = 3 или y = - 1
Домашнее задание.
П.41, №№1304 (а, б),), 1306 (а - г), 1311*
Рефлексия.
- С чем мы познакомились на уроке?
- Что мы называем подобными слагаемыми?
- Что значит привести подобные слагаемые?
- Что вам понравилось на уроке?
- Что было трудно?
- С каким настроением вы уходите с урока? (улыбнулись мне, друг другу, гостям).