1. Организационный момент Цель: проверка готовности учащихся к работе на уроке, проверка эмоционального настроя обучающихся | Эмоциональный отклик на произведение искусства в соответствии с заданным образом. (Л) | Муз. приветствие. Организует учеников к началу урока, проверяет их готовность. Как щедро льются эти звуки Из-под небесной высоты, Я к ним протягиваю руки- Ладони музыкой полны! - Здравствуйте, юные любители музыки! Мозговой штурм. О взаимосвязи каких видов искусства мы продолжаем с вами говорить в этом полугодии? | Готовятся к уроку, исполняют попевку – музыкальное приветствие. Музыка и литература. |
2.Актуализация знаний. Цель: подведение обучающихся к формулированию темы урока и постановки основных задач. | Уметь находить ответ на частные вопросы из личного опыта. (К) Уметь определять цель учебной деятельности. (Р) | Ребята, на предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в произведениях писателей и поэтов. Узнали, что под влиянием музыкальных образов появляются замечательные стихи рассказы, в которых выражены чувства и мысли поэтов и писателей. Назовите какие литературные жанры вы знаете? Какому литературному жанру можно отнести эти строки? ( читаю «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…) Назовите этот литературный жанр. Кто написал эти сказки? В строчках его сказок ощущалась музыкальность, особая литературная мелодичность. Недаром все сказки А.Пушкина нашли свое продолжение в музыке композиторов – сказочников…Назовите этих композиторов (П.И. Чайковский, Н.А. Римский – Корсаков). И сегодня мы отправляемся в сказку. Но не простую, а музыкальную. Музыка тоже может рассказывать сказки особыми словами – звуками: ласковыми, добрыми или таинственными, тревожными. Если проследить, как меняется окраска музыки, ее настроение, то становится понятным, о чем повествуется в сказке, рассказанной музыкой. Сформулируйте тему урока.. Сегодня мы будем слушать и анализировать не простые сказки, а музыкальные – в которых музыка также является главным действующим героем. Какую цель мы поставим себе на сегодняшнем уроке? Какие учебные задачи будем решать?. | Личностные УУД: - Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Учащиеся перечисляют литературные жанры. Это сказка. А.С.Пушкин. Сказка в музыке. Отвечают на вопросы учителя. |
3.Расширение представлений по теме. Физ. минутка | Ведение эвристической беседы Умение строить речевые высказывания.(К) поиск ответа в диалоге с учащимися Анализ прослушанного фрагмента «Если весело живется – делай так! | Чтобы попасть в сказку – отгадайте загадки: звучит тема царевны- лебедь 1. За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама– то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. В какую сказку мы попали? Кто написал оперу по сказке Пушкина? Какой муз. инструмент помог нарисовать средствами музыки портрет царевны- лебедь? Какая по характеру тема: песенная или танцевальная? 2. Звучит «Полет шмеля» Н.А.Римского – Корсакова Кого вы представили под эту музыку? Это герой из какой сказки? И вновь мы в опере какого композитора- сказочника? Захотелось Гвидону взглянуть на своего отца и при этом остаться незамеченным, помогла ему в этом царевна, превратив его в шмеля. Его появление в царстве салтановом вызвало переполох. Досталось и сёстрам, и бабе Бабарихе «Полёт шмеля Послушайте, как звучит музыка? А как композитор изобразил гудение шмеля? 3.Она красива и мила , имя ее от слова «зола». Вспомните какой французский писатель написал эту сказку? Звучит муз. фрагмент «Вальс и полночь» из балета С.Прокофьева «Золушка» А теперь в какой муз. спектакль мы попали? Кто же автор этого балета? Что такое балет? 4. Вспомните, какой русский композитор обратился к сказочному фольклору, создав программное сочинение симфоническую. миниатюру? (звучит «Кикимора» А.Лядова) Болото –дом ее родной, к ней в гости ходит водяной? | Отгадывают муз. фрагмент. Отвечают на вопросы учителя Тембры струнно- смычковых инструментов. Мы услышали.. Сказка о царе Салтане Н.А. Римский- Корсаков быстро, стремительно, весело) (тембр скрипок и виолончели, вращательные движения) Золушка. Шарль перро. В балет. Дают определение жанру балет. С.Прокофьев А.К.Лядов- мастер симфонической миниатюры. |
4. Обобщение знаний. 5.Подведение итога, рефлексия | Вокально- хоровая работа | Исполнение песни «Сказки гуляют по свету» Путешествуя по Стране Сказок, Чудес и Волшебства, мы познакомились с замечательной музыкой композиторов-классиков. Давайте перечислим их фамилии и героев сказок, с которыми мы сегодня встретились. Путешествие заканчивается, но сказочная тропинка бесконечна…И заканчивая наш урок, я думаю, будет уместно вспомнить слова, которыми обычно заканчиваются наши любимые сказки: «Сказка- ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок!» Чему же учат нас добрые, старые сказки? В каком жанре литературы мы сегодня встретили музыку? Вот и сказке конец, а кто слушал –молодец! До свидания, до новых встреч! | Коллективное исполнение - вокальная работа над элементами исполнительских навыков; - выразительное исполнение песни Делают вывод. |