Дата: 17.02.22
Предмет: Русский язык
Класс: 6 класс
Учитель: Ясуева М.Х
Тема: Личные местоимения.
Цель урока: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.
Задачи урока:
Образовательные: расширить знания о личных местоимениях; сформировать знания об особенностях их склонения.
Развивающие: развивать умения правильного употребления личных местоимений в речи; правильно писать местоимения с предлогами; развивать умения рассуждать, обобщать; развитие творческого и логического мышления.
Воспитательные: формировать мотивацию к обучению, воспитывать уважение к русскому языку, бережное отношение к слову, взаимоуважение и взаимопомощь.
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока:
Ι. Организационный момент.Мотивация.
Рада видеть вас в полном составе, в хорошем настроении. Нам предстоит интересный урок, надеюсь, вы будете активно работать.
2..Орфоэпическая разминка. Постановка ударения в словах.
Доверху,договоренность,дождалась,дозвониться,дозировать,донизу,донельзя,докрасна,досуг
Жалюзи (мн.ч.и ср.р.)..
- Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос-беседа.
1. Что называется местоимением?
Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
2. Как изменяются местоимения?
Местоимения изменяются по падежам, некоторые по родам и числам.
3. Какими членами предложения могут быть местоимения?
В предложении местоимения обычно бывают подлежащим, дополнением, определением.
4. Назовите разряды местоимений, с которыми вы познакомились на предыдущем уроке.
Личные, возвратное, вопросительные, относительные, неопределенные,
притяжательные, указательные, определительные.
3. Переход к теме.
- А теперь прослушайте стихотворение и запишите местоимения в тетрадь.
Чтение стихотворения.
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
(Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)
- Какие это местоимения?
(Личные)
-Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?
( Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).
4. Объяснение нового материала
В устной и письменной речи мы с вами часто используем различные местоимения.
Вот и во фразе, которую вы только что услышали, есть два местоимения.
1. Назовите эти местоимения.
МЫ, С ВАМИ
2. Как можно назвать эти местоимения?
личные
3. А почему они называются личными?
Личные местоимения обозначают какое-либо лицо.
Учитель: Личные местоимения Я-МЫ, ТЫ-ВЫ, ОН-ОНА-ОНО-ОНИ обозначают какое-либо лицо, но не называют его.
Посмотрите на доску.
Это местоимения, которые относятся к разряду личных.
Какой вывод можно сделать, посмотрев на третий столбик?
(Местоимение «он» изменяется по родам и числам.)
Верно.
А теперь давайте попробуем просклонять все местоимения устно, а мест. Я-письменно. Упр.438.
Напомните мне, что значит просклонять? (Изменять по падежам.)
| Местоимения 1 лица | Местоимения 2 лица | Местоимения 3 лица |
И.п. | Я, мы | Ты, вы | Он, она, оно, они |
Р.п. | Меня, нас | Тебя, вас | Его, её, их |
Д.п. | Мне, нам | Тебе, вам | Ему, ей, им |
В.п. | Меня, нас | Тебя, вас | Его, её, их |
Т.п. | Мной (-ю), нами | Тобой (-ю), вами | Им, ей (ею), ими |
П.п. | (обо) мне, (о) нас | (о) тебе, (о) вас | (о) нём, (о) ней, (о) них |
Как вы видите, все эти местоимения разделяются на три лица: первое, второе и третье.
- А теперь послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Кавказ».
Я счастлив был с вами , ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..
Запишем его. Как мы записываем стихотворные строки?
(Каждую с большой буквы.)
Ребята, пожалуйста, найдите личные местоимения и подчеркните их как члены предложения, укажите падеж.
5. Закрепление изученного материала.
2.От местоимений он, она, они образуйте падежные формы с предлогами и запишите их. Сначала выполните самостоятельно в тетрадях, а затем проверим.
К (он), о (она), вокруг (они), напротив (она), с (она), благодаря (он, она, они), навстречу (он).
К (он) - к ней (правило с.63)
о (она) - о ней
вокруг (они) - вокруг них
напротив (она) - напротив неё
с (она) - с ней
благодаря (он, она, они) - благодаря ему, благодаря ей, благодаря им
навстречу (он) - навстречу ему
Молодцы!
6. Итог урока.Рефлексия.
А теперь подведем итог урока:
Какие местоимения относятся к разряду личных?
(Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)
Что происходит с целым словом и корнем некоторых местоимений при их склонении?
(Слово иногда меняется целиком (я, меня), а иногда происходит чередование (тебя, тобой).)
Что появляется у местоимений 3-его лица после предлогов?
(Появляется буква «н» после предлогов у местоимений 3-его лица.)
Какая роль у местоимений «ты» и «вы?
(Они могут обозначать и конкретного человека и вообще любое лицо).
Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке.
Всем спасибо!
7. Запишите домашнее задание: П. 77,упр. 444.