СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему: "Лучший урок письма"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока для учащихся 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: "Лучший урок письма"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Городовиковская СОШ №1 им. Г. Лазарева»








Всероссийский конкурс «Лучший урок письма»



Номинация: «Лучшая методическая разработка педагога»





Урок письма в 5 классе: «Через тернии к звёздам»






Выполнила: Шаргинова Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Адрес школы с индексом:

359050 Республика Калмыкия, г. Городовиковск,

ул. Ленина, д.7, МКОУ ГСОШ №1

Адрес школьного сайта в интернете:

lidergsh1.ucoz.ru

Контактный телефон: 8(847-31) 9-19-84





Тема: «Через тернии к звёздам»

Оборудование:

Лист ватмана синего цвета, вырезанные звёздочки (награды за правильные ответы), конверты «Мне интересно», «Я доволен», «Мне скучно», «Много непонятного», «Появились вопросы», тексты заданий, листы для ответов, керамическая бутылка с текстом письма от «марсианина».

Задание учащимся к уроку:

  1. Повторить изученное по теме «Имя существительное»

  2. Придумать название своим командам на космическую тему

  3. Нарисовать марку на космическую тему, подписать её своим именем.

Цели и задачи:

  1. Подготовить учащихся к выполнению творческого домашнего задания (Письмо на космическую орбиту)

  2. Повторить изученное по теме «Имя существительное», закрепить основные орфографические навыки

  3. Развивать навыки коммуникативной культуры учащихся

  4. Познакомить учащихся с некоторыми загадками космоса, ориентировать их на самостоятельный поиск новой информации по теме урока.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Основная часть

Вступительное слово учителя.

- Ребята, любите вы получать письма? А писать их? Сегодня мы будем готовиться к написанию необычного письма. Мы отправим письмо в космос.

- Да, вы правы. Мы попробуем написать письмо на космическую орбиту. Но для этого надо сначала проверить, как вы готовы к такой работе. Сегодня вы будете трудиться на уроке в космических командах. Ваша задача не проста: надо продемонстрировать свои знания о космосе и знания русского языка, ведь он является универсальным средством общения. Хотелось бы, чтобы и для жителей Космоса он стал понятным и родным. Насколько вы будете успешны на уроке, оценит наше уважаемое жюри – знатоки русского языка из 10 класса. Итак, внимание, начинаем!



Тур 1

-Ребята, с чего начинается общение? (С приветствия, знакомства)

-А с чего начинается письмо? (Со слов «Здравствуйте») Почему так?

-Капитаны команд, представьтесь. (Капитаны называют себя и объясняют выбор названия своей команды.

- Спасибо. Ребята, вы, наверное, любите смотреть на ночное звёздное небо. Мерцающие звёзды складываются в причудливые созвездия, которым люди дают названия. Безусловно, вы уже научились находить Созвездия Большой и Малой медведицы. И, конечно, каждый из вас знает немало о зодиакальных созвездиях. Предлагаю начать разговор о космосе с них. Сейчас вы услышите стихи о разных созвездиях. Ваша задача написать их в правильной последовательности (как будет о них идти речь), записать их грамотно, через запятую в той форме, как в стихотворении, выделить окончание. По окончании тура сдать свой ответ в жюри. Ещё одно условие: прошу вставать тех, о чьих созвездиях будет идти речь. Всё понятно? Тогда вперёд, «через тернии к звёздам»!

Пояс зодиака
Снег январский на дороге,
Солнце светит в Козероге.

В феврале день подлиннее,
Солнце светит в… (Водолее).

В марте много снежных глыб,
Солнце где-то среди… (Рыб).

А в апреле из… (Овна)
Солнце греет уж сполна.

В мае солнышко в… (Тельце) — Жди веснушки на лице.

В июне Солнце в… (Близнецах),
Фанту дети пьют в кустах.

В июле солнце катит к… (Раку),
Меломан — на грядку к маку.

Август школы открывает,
… (Лев) за солнце убегает.

За окном «засентябрит»,
… (Дева) Солнце приютит.

В октябре, по мненью сов,
Солнце светит из… (Весов).

В ноябре на небосклоне
Сияет Солнце в… (Скорпионе).

В декабре, как сорванец,
За Солнце спрячется… (Стрелец).
(А.Г.Новак)

Тур 2

- Вы хорошо справились с заданием. Теперь задача более сложная. Вам предстоит узнать по портрету планету и вставить пропущенные буквы. Как только будете готовы отвечать, подаёте сигнал и один представитель команды выходит к доске для выполнения задания (Задание выполняют сначала в группе, затем результаты – на доске)

  1. Название этой планеты в перевод… на русский озн..чает «мужская сила» – бог войны, в римском пантеоне почитался как отец римского народа, охр…нитель  полей  и  стад,   позднее  – покр…витель конных сост…заний.

Сияющий кроваво-красный диск, увиденный в телескоп, наверняка ужаснул астронома, открывшего эту планету.     Ни одна из планет Солнечной системы (не) притягивает столько  внимания  и (не) остается  столь  загадочной.     Многие называют её «колыбелью великой древней цивилизаци…», другие  – просто еще одной «мертвой» планетой Солнечной системы. В этом сухом мире когда-то текли  реки, …десь громоздятся  колоссальные  вулканы,  самые  большие  во всей  Солнечной  системе. В  тех  местах,  где  поверхность  дала  трещины, ра…тилаются широкие долины. Как и  на  Луне,  здесь  имеется  множество кратеров.(Марс)

  1. Это бл…жайшая к Земл… планета. Ее даже называют «сестрой Земли». Она довольно хорошо изучена людьми —  к  планете  прибл…жались  (а некоторые  даже  с…дились)  как  советские  АМС  серии   “Венера”,   так   и американские Маринеры. Назвали  её именем римской богин… красоты.

Атмосферу этой пл…неты обн…ружил еще М.В. Ломоносов в 1761 году.  

Рельеф её сильно …глажен  временем:  благодаря  атмосферной  эрози… выветрены  старые  метеоритные  кратеры,  следы  которых  все  же  в…дны  на поверхност… пл…неты. По-видимому, на ней   существуют действующие вулканы. (Венера)

3. Её долгое время сч…тали то полузвездой, то угасшей звездой. И на самом деле — масса  этой пл…неты,  почти в 318 раз большая  массы  Земли,  превышает  массу  всех  остальных  планет, вместе взятых. Если бы эта планета была хотя бы в десять раз  тяжелее, давление и температура в ее недрах были бы  достаточны  для  начала  ядерных реакций, а ,следовательно,  и самосвечения, но этого  не  произошло,  и  она никогда не была звездой.     Наверняка самым привлекательным объектом на её поверхност… при  наблюдении… и изучении…  всегда  было  Большое  Красное  Пятно. Ученые считали его то огромным островом гелиевого льда в  водородном  океан…,  то  исполинским постоянно изв…ргающимся вулкан…м. Сейчас однозначно установлено, что это гигантский ц…клон, вращающийся в атмосфере планеты  против  часовой  стрелки уже по крайней мере 400 лет (с момента его открытия)  и  совершающий  полный оборот за шесть земных суток. Расчеты показывают, что в  условиях  атмосферы этой пл…неты такие  колоссальные   вихри   могут   существовать   по   нескольку тысячелетий!(Юпитер)

4. В популярных книгах по астрономии… иногда приводится забавный рисунок:  

в гигантском воображаемом  бассейн… с  водой  с  ле…костью  пробк…  плавает эта планета.  Эта  фантастическая  ситуация  отражает  реальный  факт:  это единственное тело  Солнечной  системы,  которое  легче  воды.  

Из небесных об…ектов,  окружающих  её,  самым  известным  является, конечно же, знаменитое кольцо (а точнее кольца). Оно было  обн…ружено  очень давно и со  временем  его  структура  все  подробнее  открывалась  ученым  и соответственно усл…жнялись представления о нем. Говорили об одном,  затем  о трех, о семи и, наконец, о «безумном мире колец». Состоит кольц…  из  мелких глыб льда или камня, покрытого льдом, диаметрами от  нескольких  сантиметров до метров. Общая толщина кольца  не  превышает  3  км. Каждая  из  глыб  по  сути   является самостоятельным спутником планеты. Природу в…зникновения колец и условия  их существования учёным ещё предстоит ра…крыть. (Сатурн)


Тур 3

А эту планету вы узнаете? (текст о планете Земля)

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…

Попробуйте теперь закончить это стихотворение

Береги  ………….       —

 Ведь     …………..           нету!

(Береги свою планету, ведь другой, похожей, нету! )


Физкультминутка

Встали у своих парт.  Выполняем задания без слов. Желательно, чтобы вы действовали сообща, двигались одновременно, не говоря ни слова при этом. Наше жюри оценит и эту работу.

        - Изобразите вращение Земли

           - Изобразите движение воды

          - Молодцы!

Тур 4

Интрига урока

Появление таинственной бутылки (её в нужный момент должен кто-то из членов жюри достать и потребовать разъяснений, как она могла сюда попасть).

В бутылке находится письмо. Ребята рассказывают о таком виде почты. Побеждает тот, чей рассказ будет более убедительным и интересным.


Чтение письма.

 2 января

 Братья! Счастлив и горд доложить: я прибыл на Землю!

 Мой путь на ракетном корабле длился около трех месяцев, и вот вчера, на закате солнца, я приземлился вблизи большого холма,  у  подножия  которого раскинулся незнакомый город. Сейчас я дам себе небольшой отдых, а потом  - за работу, за необыкновенную, прекрасную, благородную работу! Свое краткое сообщение я пишу с места посадки, завтра я - первый человек из  космоса  - войду в город, где живут люди Земли. Какая  это  будет  великая  минута  в истории  вселенной!  Я  раскрою  перед   жителями   Земли   тайну   своего существования, я расскажу им о том, что прибыл с планеты  Марс,  для  того чтобы две человеческие цивилизации все узнали друг о друге. Что это  будет за зрелище! Дух захватывает  при  одной  мысли  об  этой  минуте!  Я  вижу огромную, ликующую толпу, которая жадно ловит каждое мое слово; я расскажу им о великих открытиях, об истории Марса, о наших идеях, которые  обогатят детское сознание обитателей Земли, более  молодой  по  сравнению  с  нашей планетой. Заверяю вас, дорогие братья марсиане, что ваш посланец  окажется достойным великой миссии, выпавшей на его долю.

 

- Какая-то ошибка! Письмо пришло не по адресу.   Что можно сказать адресату, что можно ему ответить?

 Время на расследование по тексту и составление ответа 10 минут. Приступайте к работе и не забывайте о правилах этикета при составлении письма. 

(У каждой команды на столе памятки «Нормы этикета при написании письма».)


3. Домашнее задание

-Итак, ребята мы подошли к последнему туру сегодняшнего урока. Вы хорошо поработали. Дома вам предстоит написать письмо на космическую орбиту.

-О чём можно написать в этом письме?

-К кому будете обращаться?

-Предложите свои идеи для этой работы. Чем больше вариантов вы успеете предложить за 7 минут, тем больше звёзд заработаете. Старайтесь в своих группах дать возможность высказаться каждому, запишите на листе все идее и представьте их на общее обсуждение. -Итак, время пошло.

Формируется «банк идей» для выполнения домашнего задания.


4.Подведение итогов урока

- Ребята, вы получали за каждое задание звёзды. На доске у нас есть лист ватмана с изображением неба, прикрепите звёзды так, чтобы получились созвездия.

Слово жюри. Награждение – выставление оценок за работу на уроке (команда-победитель получает оценки 5, кроме того, оценки получают наиболее активные участники урока)


5.Рефлексия

- Вы услышали мнение о вашей работе жюри. Нам тоже интересно знать ваше мнение.

К уроку вы рисовали почтовые марки на тему «Космос». Прикрепите их к одному из конвертов.

Конверты «Мне интересно», «Я доволен», «Мне скучно», «Много непонятного», «Появились вопросы».
































Памятка

1. Письмо пишут только на хорошей бумаге (писать письмо на листах, вырванных из тетради, - признак дурного тона)
2. Письмо лучше писать от руки (это касается частных писем, деловые письма обычно печатаются)
3. Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения (при этом следует учитывать, в каких отношениях находятся адресант и адресат)
4. Письмо не должно начинаться с изложения собственных новостей (следует спросить сначала о делах адресата)
5. Письмо необходимо строить по законам логики: вступление, основная часть, заключение
6. Письмо может содержать сведения о своих близких и друзьях, о том, как проводится свободное (рабочее) время
7. Письмо следует писать разборчиво; если почерк не совсем разборчив – извинитесь за плохой почерк
8. Письмо должно быть написано грамотно (если вы сомневаетесь в написании того или иного слова – обратитесь к орфографическому словарю)
9. Письмо уместно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни

10. Письмо должно заканчиваться подписью адресанта
11. Письмо перед отправлением следует перечитать





































Приложение

Критерии оценивания ответов (для жюри)

  1. Ответы о созвездиях

  1. Правильно написаны слова – 3 балла (1ошибка – 2 балла, 2ошибки - 1 балл)

  2. Правильно выделены окончания – 2 балла

  3. Нет нарушений в порядке созвездий – 1 балл

  1. Ответы о космонавтике.

  1. Определили верно связь слов – до 3 баллов

  2. Предложение составлено без ошибок – до 3 баллов

  3. Синтаксический разбор сделан верно – до 3 баллов

  1. Работа с интерактивной доской

  1. Определили правильно планету – 1 балл

  2. Правильно вставили пропущенные буквы – до 3 баллов

  1. «Письмо марсианину»

  1. Написано без нарушений норм этикета – 3 балла

  2. Интересно по содержанию – 3 балла

  3. Грамотно в речевом плане – 3 балла

  1. «Банк идей»

  1. За каждую идею 1 балл.