Тема: Неопределённые местоимения.
Цель: Дать понятие о неопределённых местоимениях.
Задачи:
Образовательные: уметь отличать неопределённые местоимения от местоимений других разрядов, дать понятие об образовании неопределенных местоимений;
Развивающие: развивать навыки правописания неопределённых местоимений, уметь объективно оценивать свою работу во время, уметь работать в группах;
Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к русскому языку.
Оборудование: учебники по русскому языку 6 класс, сигнальные карточки, плакаты, фломастеры, карточки с тестами.
Формируемые компетенции:
Коммуникативная компетенция - прочно овладеть русским языком, уметь применять его в различных сферах жизни, развивать навыки культуры общения;
Информационная компетенция - уметь собирать, обрабатывать полученную информацию;
Компетенция самосовершенствования – регулярно работать над собой, совершенствоваться, упрочнять полученные знания;
Компетенция математической грамотности – уметь составлять опорные схемы, алгоритмы, пользоваться ими в повседневной жизни.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Методы и приёмы: беседа, работа с сигнальными карточками, кластер, «Моя опора», игра «Кто быстрее», тестирование.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие, психологический настрой и проверка посещаемости.
- Здравствуйте, ребята. Мы начинаем урок русского языка. Сперва я хотела бы узнать, какое у вас сегодня настроение. Перед вами на партах лежат изображения с тучками и солнышками. Если вы пришли сегодня с хорошим настроением, поднимите солнышко, а если с плохим – тучку. Хорошо, я вижу у большинства сегодня хорошее настроение, такую же работы мы проделаем и в конце урока. Скажите, кто сегодня отсутствует на уроке? (отчет дежурного)
Повторение пройденного материала.
А) Работа с сигнальными карточками.
- Перед вами лежат сигнальные карточки. Я читаю предложения, и если вы согласны с высказыванием, то поднимаете синюю карточку, если не согласны – красную.
1. Местоимения делятся на 9 разрядов. (ДА)
2. Местоимения я, ты, вы, они относятся к личным местоимениям. (ДА)
3. Притяжательные местоимения указывают на лицо, которые участвуют в речи. (НЕТ)
4. Местоимение себя имеет форму всех шести падежей (НЕТ)
5. Возвратное местоимение только одно. (ДА)
6. Местоимения тот, это, такой, таков относятся к указательным местоимениям. (ДА)
7. Отрицательные местоимения, имеющие в своем составе предлог, пишутся слитно. (НЕТ)
8. Относительные местоимения употребляются для связи частей в сложном предложении. (ДА)
Б) Цифровой диктант.
- Молодцы, ребята. Теперь мы с вами запишем цифровой диктант. Будьте внимательны, эти цифры нам очень понадобятся. Как видите, по кабинету развешаны несколько ключей, на которых написан шифр. Если вы правильно напишите диктант, вы сразу поймете, какой ключик нам будет нужен, чтобы открыть сундучок. В этом сундучке спрятано название нашей новой темы. На протяжении урока вы будете свои полученные баллы отмечать в оценочном листе, в конце урока вы подсчитаете баллы и получите оценку за урок.
Запишите вместо местоимений соответствующие их разряду цифры.
1 – Личные
Я, свой, ваш, ты, себя, ничто, кто, где?, он, наш, никто, который, каждый, столько.
2 – возвратное
3 – притяжательные
4 – указательные
5 – определительные
6 – вопросительные
7 – относительные
8 – отрицательные
Взаимопроверка по слайду: 1,3,3,1,2,8,7,6,1,3,8,7,5,4.
(Отмечают балл в оценочном листе. За каждую правильную цифру по 1 баллу.)
(Ученики подбирают ключ, один ученик открывает сундучок и оглашает новую тему)
Объяснение нового материала.
А) составление кластера «Неопределённые местоимения».
Б) Метод «Моя опора». Ученики класса объединяются в 4 группы. Каждой группе даётся отдельное задание с новым материалом. Каждая группа обсуждает данный материал, составляет на листе опорную схему. Далее каждая группа представляет всему классу свою опорную схему и объясняет данное им правило. Таким образом, весь класс знакомится с новым материалом.
1 группа – неопределенные местоимения образованы от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и суффиксов –то, -либо, -нибудь, например: некто, кое-какой, чей-то.
2 группа – Неопределенные местоимения некто и нечто не изменяются по падежам: Некто имеет форму именительного падежа, а нечто – именительного и винительного падежей. Остальные неопределенные местоимения изменяются по падежам. Неопределенные местоимения, образованные от вопросительных местоимений какой?, который?, чей?, имеют категорию рода и числа.
3 группа – неопределенные местоимения с приставкой кое- и суффиксами –то, -либо, -нибудь пишутся через дефис, например: кое-кто, что-либо, кто-то. (орф. № 64)
4 группа – неопределенные местоимения с приставкой кое- в косвенных падежах с предлогами пишутся раздельно (в три слова), например: кое у кого, кое с чем.
(За опорную схему команда получает общий балл, который также отмечается в оценочном листе)
Физминутка.
- Вы хорошо поработали, ребята, а теперь давайте отдохнём. Встаньте ровненько. Если я назову неопределённые местоимения, которые нужно писать слитно, вы вытянете руки в стороны, если раздельно – вверх, а если через дефис – хлопаем в ладоши.
Кое-что, кое с кем, где-то, некто, какой-нибудь, нечто, кое у кого, кое с чем, несколько, кто-нибудь.
Закрепление.
А) Игра «Кто быстрее». У каждой команды на партах плакаты, на которых записаны в столбик вопросительные местоимения (без вопросительного знака), Каждая команда должна образовать от них неопределённые местоимения и составить с ними словосочетание. Дополнительный балл получает команда, которая справится с заданием быстрее всех (Учитель проверяет полученные словосочетания и оценивает команды, общий балл выставляется в оценочном листе).
Б) Работа по учебнику. Упражнение 466.
Выпишите неопределенные местоимения, раскрывая скобки, объясните их написание. Два ученика работают у доски, остальные в тетрадях.
Какой-то, кто-то, несколько, какой-нибудь, кое-какие, некоторые.
В) Выборочный диктант.
- Из местоимений, которые я вам прочитаю, вы должны выписать только неопределенные.
Кто?, я, где-то, мы, её, кое-кто, откуда, сам, себя, некто, никто, несколько, вы, мой, кто-то, ваш, кое с кем, они, где-либо.
(Взаимопроверка и оценивание: если нет ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», более 5 ошибок – «2»)
Г) Мини-тест в 2 вариантах по 5 вопросов. (взаимопроверка и оценивание: за каждый правильный ответ по 1 баллу)
5. Оценивание.
Ученики получают итоговую оценку по баллам в оценочном листе:
20 – 18 баллов – «5»
17 – 15 баллов – «4»
14 – 10 баллов – «3»
6. Рефлексия.
Сегодня я узнал (а) …
Мне понравилось, что …
Я хочу дома дополнительно узнать о …
- А теперь еще раз поднимите карточку с изображением солнышка или тучки, чтобы показать своё настроение.
7. Задание на дом: Упражнение 467. Повторить все правила правописания местоимений, записать примеры.
Составить дома кластер в виде рисунка на тему «Разряды местоимений».