СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему "Паронимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока (фрагменты) на тему "Паронимы" в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Паронимы"»

Фрагменты урока

Класс _________5 класс________________________________________________

Учебный предмет_______Русский язык ________________________________________

Темы ___Паронимы

Этап 1

ТАБЛИЦА 1


Теоретический материал

источник

задания

Теоретический материал 1

Паронимы (от греч. para — вблизи, около, опута — имя) — это слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию. Например: абонемент — абонент, дипломат — дипломант —дипломник, человечный — человеческий, экскаватор — эскалатор и др.

Как правило, паронимами являются слова одного корня, родственные слова. Паронимический ряд составляют слова, принадлежащие к одной части речи. Например: представить — предоставить (глав); эффектность — эффективность (сущ.).

Так как паронимы сходны по звучанию, их иногда неправильно употребляют в речи. Чтобы не сделать ошибки, необходимо понимать, в чём заключается смысловое различие слов, знать, с какими словами они могут употребляться. Например: представить справку, отчёт, проект — предоставить слово, равные права, кредит; оплатить проезд — заплатить за проезд; одеть ребёнка — надеть пальто на ребёнка; эффективный метод — эффектный вид и т. д.

Учебник. Русский_язык_10-11_класс_Гольцова/5.html



Паронимы- это?

В каком тексте достаточно информации для ответа на вопрос?

Теоретический материал 2

ПАРОНИМЫ (от греч. para – возле + onyma – имя). Однокоренные слова, близкие по значению или частично совпадающие в своем значении («банковский» – «банковый», «встать» – «стать», «драматический» – «драматичный»). К П. иногда относят также разнокоренные слова, близкие по звучанию и вследствие этого смешиваемые в речи («экскаватор» – «эскалатор»). Опознание П. в речи представляет значительные трудности для иностранцев, что требует от преподавателя использования специальных упражнений.

ГРАМОТА.РУ – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» | Словари | Проверка слова (gramota.ru)

Перечитайте определение, сравните, сделайте вывод, какое определение вы бы порекомендовали однокласснику.

Найдите словарную статью, определяющую понятие «однокоренные слова»

Теоретический материал 3

https://uchebnik.mos.ru/system_2/atomic_objects/files/003/246/220/transcoded/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC.mp4


Посмотрите видео, запишите основные теоретические термины и примеры к ним, составьте предложения с ними.

Задание, провоцирующее сопоставление двух (трех) теоретических текстов



Сравните тексты, определите стилистическую принадлежность каждого текста. Аргументируйте ответ.


Этап 2. Информация о лингвисте, два задания в формате читательской грамотности к данной информации с указанием компетентностной области и объекта оценивания.

ТАБЛИЦА 2

Текст о лингвисте

Источник информации о лингвисте

Формулировка задания

Компетентностная область

Объект оценивания

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

А.С. Пушкин. Научные идеи Михаила Васильевича Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Значительны открытия М.В.Ломоносова в лингвистике. Опубликованная в 1757 году «Российская грамматика» М.В.Ломоносова является первым научным описанием русского языка, в котором рассмотрены вопросы морфологии, синтаксиса, словопроизводства, систематизированы орфографические правила и орфоэпические нормы. Огромна заслуга М.В.Ломоносова в развитии теории красноречия (риторики).

Его «Краткое руководство к красноречию» стало фактически первой книгой такого рода, написанной на русском языке. До Ломоносова учебники красноречия составлялись либо на церковно-славянском, либо на латыни. Значительное расширение лексического состава нового литературного языка, сближение его с разговорной речью и вместе с тем сохранение всего богатства, свойственного письменной традиции,— такими были основные принципы реформаторской деятельности Ломоносова в русской словесности.


1.Найдите соответствие между номерами слов и их определениями: к каждой позиции первого столбца подберите позицию из второго столбца.

Университет

Высшее учебное заведение

Идея

Основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-нибудь.

Отрасль

Отдельная сфера науки, знаний, производства

Описание

Сочинение, изложение, в котором описывают что-нибудь.

Красноречие

Дар хорошо и красиво говорить, ораторский талант.

Грамматика

Свод правил об изменении слов и сочетании слов в предложении.













2. Запишите номер, под которым изображен М.В.Ломоносов.

1.

2.

3.

4.



Лингвистические

Коммуникативные

Предметные

учебно-языковые

Умение различать языковые явления, группировать единицы языка по определенному признаку, делать анализ.

Умение анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, пользоваться словарями, делать выводы.










Задание 1. Зубастая щука в зубном кабинете


Сыграла эффектно на старом кларнете.


А врач эффективно ей зубы лечил.


Поступком он смелым всех- всех удивил.


Меня же друзья за проступки ругают.


Порой осуждают, порой обсуждают.


Удачливым парнем считают меня.


Удачной покупкой хвалилась сестра.


Кто прав?


Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает Павлик, садится за стол и бормочет:


- Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть.


- Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, - возразил Витя.


- Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было.


- Кто, по-вашему, прав?


1.Составьте словарную статью с двумя паронимами из текста


2. Создайте тематический эскиз из слов-паронимов



IV.Домашняя самостоятельная исследовательская деятельность на тему «Паронимы».