Предметные - Знание особенностей природных регионов России: Север России, Урал, Сибирь, Дальний Восток - умение находить и показывать на карте природные регионы России. - умение рассказывать о коренных жителях и традициях народов регионов России - | Метапредметные - Овладение навыками смыслового чтения. - умение обрабатывать и анализировать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний. - овладение способностью понимать учебную задачу. – умение работать в группе | Личностные - осознание традиционных ценностей многонациональной России - овладение чувством гордости за свою Родину российский народ и историю России - потребность в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий |
Содержание деятельности учителя: -А теперь нам предстоит узнать, чем мы будем заниматься на этом уроке. Для этого надо разгадать кроссворд. (раздается карточка с кроссвордом) 1. День торжества. (Праздник.) 2. Праздник 12 декабря. День ... . (Конституции.) 3. 23 февраля - День защитника ... . (Отечества.) 4. Праздник со слезами на глазах - День ... . (Победы.) 5. Одна из забав, которые ввел Петр I при праздновании Нового года - ... стрельба. (Пушечная.) 6. 8 марта - Международный ... день. (Женский.) 7. 12 июня - День ... . (России.) 8. 1 ... отмечали Новый год до Петра I. (Марта.) 9. Любимый праздник детворы -... год. (Новый.) 10. День учителя, День медика, День водителя, строителя. Это... праздники. (Профессиональные.) 11. День рождения, свадьба, годовщина свадьбы. Это ... праздники. (Семейные.) – проверьте свою работу - Какое же слово у вас получилось в выделенных клетках? А теперь посмотрите на доску - Прочитайте тему урока, записанную на доске. - Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? | Содержание деятельности учащихся: Разгадывают кроссворд Отвечают «путешествие» Читают тему урока «Путешествие по России» Определяют цель урока: «узнать больше о России, народах России, их традициях, познакомимся с городами. |
Содержание деятельности учителя: рассказываю и показываю на карте территорию России - Посмотрите на карту России. Как велика и необъятна наша страна! Она протянулась от Северного Ледовитого океана до Черного моря, от Балтийского моря до Тихого океана. Когда на Дальнем Востоке встает солнце, мы уже ложимся спать. Когда на севере страны наступают холода, на юге - плещется теплое море, цветут каштаны. Каждый уголок России славится своей природой, художественными промыслами, людьми, которые там живут. 128 разных народов населяют нашу страну. Это русские, татары, башкиры, мордва, чуваши, карелы, удмурты, марийцы и многие другие. И все мы россияне! Сейчас мы отправимся в путешествие по нашей необъятной стране. Будьте очень внимательны, потому что по прибытию домой вам надо будет рассказать о том, что вы узнали. Организует групповую работу. -Вы будете работать группами. -Сейчас каждой команде я предлагаю выбрать командира. -Командиры группы вытаскивают карточку с названием маршрутного листа, вам предстоит познакомиться с ним очень подробно, а поможет вам в этом учебник. На карточках написаны страницы и маршрут, по которому каждая группа отправится в путешествие по обозначенному уголку России. Расскажите так, чтобы те кто не читали могли понять и запомнить. Россия большая страна. И вся ее территория разделена на природные регионы. Каждый из них имеет свое название. Каждый уголок нашей Родины чем-нибудь знаменит. Начнем мы свое путешествие с Дальнего Востока и Сибири. У вас на столах лежат маршрутные листы с указанием задания. Маршрут № 1 – «Путешествие на Дальний Восток России» (группа учащихся изучает материал на с. 180–182 учебника). Маршрут № 2 – «Путешествие по просторам Сибири России» (группа учащихся изучает материал на с. 183–185 учебника) - изучите материал по плану 1. какие народы населяют. 2. занятия и обычаи населения. 3. знаменитые города. 4. достопримечательности. Изложите информацию о каждом регионе на листах, можно использовать дополнительную литературу, рисунки, фотографии Перед рассказом показываю территорию Слежу за выполнением задания помогаю прикрепить фигурки людей А сейчас немного отдохнем физкультминутка Давным-давно жил царь Горох И делал каждый день зарядку. Он головой крутил-вертел И танцевал вприсядку. Плечами уши доставал И сильно прогибался, Он руки к небу поднимал, За солнышко хватался. - Первыми встречают новый день жители Дальнего Востока. Отсюда и начинает солнце свой путь над территорией нашей страны. Вместе с ним мы начинаем путешествие по России. - сейчас представителям команд предстоит выйти к доске и представить по плану свой регион остальные группы внимательно слушают и заполняют информационные карточки. Выступления групп по новой теме | Содержание деятельности учащихся: Следят по карте, слушают рассказ Вспоминают правила работы в группах Выбирают командира группы Командиры группы вытаскивают карточку с заданием Каждая группа работает над своим маршрутом, распределяют обязанности в группе, обсуждают в какой форме будет и выступление, (беседа, рассказ, кроссворд) знакомятся с текстом учебника по своей теме Излагают информацию на листах, подбирают дополнительные материалы На территорию района на карту в ходе рассказа прикрепляют фигурки людей в национальных костюмах Выполняют физкультминутку Слушают отвечающих, заполняют таблицы Дальний Восток 1. Какие народы населяют. | Чукчи, коряки¸ ительмены, эскимосы. | 2. Занятия населения. | Охота, рыбная ловля, оленеводство. | 3. Знаменитые города. | Владивосток | 4. Достопримечательности. | Модель парусника «Маньчжур» | Сибирь 1. Какие народы населяют. | Буряты, якуты, тувинцы, хакасы, алтайцы, ненцы, эвены, эвенки, ханты, манси. | 2. Занятия населения. | | 3. Знаменитые города. | Якутск, Улан – Удэ, Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Тобольск, Омск. | 4. Достопримечательности. | Башня Якутского острова, институт мерзлотоведения, Природный заповедник «Столбы», Мост длиной в 2 км «Красный Яр», Кремль в Тобольске. | |
Содержание деятельности учителя: Наше путешествие подошло к концу. Давайте подведем итоги нашей работы - Какую цель мы ставили в начале урока? - что нового вы узнали из нашего путешествия? - в каких городах вы хотели бы побывать после нашего урока? «Наша Родина» И красива, и богата Наша Родина, ребята. Долго ехать от столицы До любой ее границы. Все вокруг свое, родное: Горы, степи и леса: Рек сверканье голубое, Голубые небеса. Каждый город Сердцу дорог, Дорог каждый сельский дом. Все в боях когда-то взято И упрочено трудом! Г. Ладонщиков | Содержание деятельности учащихся: -узнать больше о России, народах России, их традициях, познакомимся с городами. - ответы учащихся -Отвечают на вопрос, объясняют почему - слушают стихотворение |
Диагностика достижения планируемых результатов: (тест, задания) Тест по окружающему миру Путешествие по России для учащихся 4 класса с ответами. Тест состоит из 3 частей (Часть А, Часть В и часть С). В части А — 4 задания, в части В — 2 задания, в части С — 1 задание. Часть А А1. Укажи город, известный пуховыми платками. 1) Екатеринбург 2) Санкт-Петербург 3) Оренбург 4) Вологда А2. Назови столицу Татарстана. 1) Ульяновск 2) Краснодар 3) Воронеж 4) Казань А3. Вспомните, рядом с каким городом родился М. В. Ломоносов. 1) с Архангельском 2) с Калугой 3) с Дмитровом 4) с Челябинском А4. Определи праздник чукчей. 1) молодого оленя 2) плуга 3) стрельбы по мишеням 4) кумыса Часть В В1. Отметь народ Северного Кавказа. 1) осетины 2) якуты 3) калмыки 4) ханты В2. Укажи город-герой. 1) Новороссийск 2) Тольятти 3) Элиста 4) Орёл Часть С С1. Выбери города Сибири. 1) Улан-Удэ 2) Иркутск 3) Псков 4) Тобольск Ответы на тест по окружающему миру Путешествие по России А1-3 А2-4 А3-1 А4-1 В1-1 В2-1 С1-124 |