СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему "Неологизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Неологизмы" в 7-классе

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Неологизмы"»

Дата: 23.01.2017г.

Класс: 7

Тема: Неологизмы

Цели урока:

образовательные:

·        познакомить учащихся с понятием неологизм;

·        научить понимать целесообразность применения неологизмов в речи;

·        научить находить неологизмы в многообразии лексики.

воспитательные:

·        повысить интерес учеников к урокам русского языка.

развивающие:

·        развить творческие способности и личностные качества;

·        способствовать развитию навыков работы в группе, чувства ответственности и взаимовыручки;

·        сформировать практические знания о неологизмах и их значении.

Тип: урок ознакомления с новым учебным материалом;

Способ восприятия: зрительно-слуховой

Форма организации учебного процесса: индивидуальная, групповая.

«Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живёт и движется, развиваясь и совершенствуясь... Язык идёт вместе с жизнью народа...»

В.Г.Белинский


Ход урока:



  1. Орг. Момент

2.Психологический настрой:

- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное. 

- Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему: 
Я желаю тебе добра; 
Если тебе будет трудно, я помогу.

Для обеих команд выбираются эксперты (ученики других классов)

3. Формирование ожиданий ученика

Метод «Список покупок»

Цель: выяснить, чего ожидают учащиеся от этого урока. Разбить класс на группы.

Весь класс

Проведение: учащимся предлагается выбрать на доске понравившийся стикер (цвет, форма). С помощью стикеров учащиеся образуют группу в соответствии с формой и цветом. Группа с красными стикерами, группа с зелеными стикерами и т.д. На стикере с одной стороны учащиеся пишут свои ожидания от урока. Стикеры сохраняются до конца урока на парте у каждого учащегося.

4.Проверка домашнего задания

Терминологический диктант
1) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности называются…
2) Все слова в языке называются …
3) Слова, которые употребляются всеми жителями не зависимо от места проживания, называются…..
4) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются …..
5) словарный запас человека  - это…
6) то, что обозначает слово называется….
7) слова, одной и той же части речи противоположные по значению называются  …..
8) слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются…
9) слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются..

Ключ к ответам:

1

диалектными

2

Лексикой

3

Общеупотребительными

4

профессионализмами

5

лексикон

6

Лексическим значением

7

антонимами

8

омонимами

9

синонимами

- взаимопроверка учащимися выполненной работы


5. Вхождение или погружение в тему

 - Сегодня мы продолжим с вами изучать лексику. На прошлых уроках мы говорили с вами о диалектизмах, профессиональных словах, исконно-русских и заимствованных.  Сегодня мы познакомимся с вами с новой группой слов. А какой попробуйте догадаться решив следующее задание:
Четвёртое лишнее:
1. бумага
2. халат
3. лошадь
4. интернет

- Какое слово выбрали? Почему?
- Верно, это слово интернет, потому что оно появилось в нашей речи сравнительно недавно. 
- Слова, которые возникли в нашей речи сравнительно недавно, называются НЕОЛОГИЗМАМИ.
- Запишите тему урока в свои тетради.


Неологизмы («нео» — новый, «логос» — слово (греч.).

Неологизмы — это новые слова общенародного языка. Значительные события общественной жизни, научно-технические открытия способствуют порождению целых серий неологизмов. Эти слова воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока ощущается их новизна, пока они не вошли в общий словарный состав.

Неологизмы не возникают из ничего, они создаются по образцу уже известных в языке слов. Вот некоторые примеры. По образцу слов пароход, теплоход создано слово атомоход. Слова пулемётчик, миномётчик, зенитчик послужили моделью для образования слова ракетчик. Слово приземлиться дало возможность появиться словам прилуниться, приводниться. Имиджмейкер, саммит, Интернет

Создатель новых слов — народ.

Новым словом мы называем новый предмет, а иногда писатели по-новому называют что-то нам хорошо знакомое.

Авторские неологизмы — это слова, придуманные писателями с определённой целью и не получившие широкого распространения.

 

6.Интеллектуальная игра «Философия жизни» или «Мир един» (5 минут)

Цель: заинтересовать класс, дать почувствовать каждому учащемуся нужность изучения темы.

Весь класс

Проведение: Дети становятся в круг. Учащимся предлагается одна фраза, которую нужно продолжить. На уроке будем использовать только утверждение.

«Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему неологизмы…» (продолжите фразу)

Варианты ответов детей:

-это очень хорошо

-потому что мы должны знать русский язык

-она нам пригодится при сдаче экзамена

-она нам нужна для подготовки к контрольной работе

и т.д.

Если ученик затрудняется дать утверждение, он может пропустить свой ход!

7. распределительное письмо:
- Сейчас я буду диктовать слова, а вы распределите их по следующим колонкам:

профессионализмы

диалектизмы

неологизмы

жаргонизмы

Вакцина, указка, акварель, вокализ, наждак, учебник, акваланг, шприц, журнал

Бурак, печурка, драчёны, замолаживает, гутарить, летятина (дичь), залавье (комод)

Провайдер, дизайн, постер, тинейджер, ланч, блокбастер, кастинг, киллер, брокер

Зарубежка, срезался, шпора, 
пара, хвост, общага, стипуха, дубак


справились с этим заданием отлично


справились с этим заданием успешно


справились с этим заданием хорошо


возникли трудности





8. Проработка содержания темы

«Жужжание» групп

Цель: доказать учащимся, что новые слова появляются беспрерывно, каждая новая вещь требует нового названия.

Работа в группе

Проведение: учащимся раздаются карточки, на которых интересные, но непонятные иллюстрации.

Каждая группа должна придумать неологизм на каждую из иллюстрации.

 

9.Метод «Презентация» (5 минут)

Цель: презентовать свои получившиеся иллюстрации с неологизмами.

Группа

Проведение: каждая группа представляет свои иллюстрации и объясняет, почему дали такое название изображаемому.

После презентации обсуждаем вместе вопросы по теме:

1.     Можно ли утверждать, что неологизмы – это иностранные слова?

2.     Трудно ли было придумать названия для иллюстрации? Почему?

3.     Смогли ли мы с вами придумать неологизмы?

 

10. Подведение итогов

Метод «Смайлики»

Цель: узнать насколько познавательным и интересным был урок. Оправданы ли ожидания учащихся (предлагается еще раз сверить свои ожидания с теми, которые были в течение урока)?

Весь класс

Проведение: на стикерах, с другой чистой стороны, нарисовать смайлик J либо L и прикрепить на доску. Напомнить каждой группе, чтобы они выставили себе на стикерах рядом со смайликом оценку за урок.

 

11. Домашнее задание

Найти в газетах и журналах пять неологизмов, записать на отдельных листочках для дальнейшего рассмотрения на следующем уроке.





























«Келісемін» «Бекітемін»

Оқу ісінің меңгерушісі: Ақмешіт ауылының №15 орта

мектеп ММ- нің директоры:

__________А.О.Бакиева __________С.Б.Аппасов

«23» 01.2017.ж. «23»01.2017ж.










Открытый урок по русскому языку

в 7-ом классе

Тема: «Нелогизмы»



Учитель русского языка и литературы

Б.А. Балгожина




















2016-2017 учебный год














































Вакцина, срезался, акварель, бурак, общага, драчёны ,вокализ, замолаживает, гутарить, залавье (комод), наждак , провайдер, дизайн, постер, ланч, блокбастер, кастинг, киллер, брокер, летятина (дичь), учебник, зарубежка, шпора, тинейджер, пара, акваланг,хвост, стипуха, дубак, указка ,шприц, журнал, печурка


профессионализмы

диалектизмы

неологизмы

жаргонизмы












































справились с этим заданием отлично


справились с этим заданием успешно


справились с этим заданием хорошо


Возникли трудности


















Ключ к ответам:

1

диалектными

2

Лексикой

3

Общеупотребительными

4

профессионализмами

5

лексикон

6

Лексическим значением

7

антонимами

8

омонимами

9

синонимами