Разработка урока по географии 8 класс.
Тема: Образование почв и их разнообразие.
Цели и задачи:
1. Образовательная: сформировать понятие «почва». Дать представление о почвообразовательных процессах, свойствах почвы, почвенный горизонт.
2.Воспитывающая: способствовать формированию у учащихся представлений об ответственном отношении человека к окружающей нас природе.
3.Развивающаяся: развивать мировоззрение о постоянном изменении почвенного покрова с течением времени.
Оборудование: физическая карта России, и карта Почвы России, атлас, учебник, проектор.
Тип урока: изучение нового материала
Используемые технологии: диалогово - коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности.
Формы: групповая.
Методы: исследовательский, познавательный, практический.
. Ход урока.
I Организационный момент. Объявляю цель урока.
II . Изучение нового материала.
Почва и ее состав.
Объяснение нового материала начинаю с постановки проблемного вопроса перед классом:
Если бы поверхность нашей Земли не была бы покрыта почвой, человек не смог бы на ней существовать. Без почвы не было бы растительности, и человек и другие животные не смогли бы добыть себе пищу.
Почва особое природное тело. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой(органической) и мертвой (неорганической) природы.
Почва состоит из твердой, жидкой, газообразной частей и живых организмов.
Твердая часть-это минеральные и гумусовые вещества ( слайд6) :
Жидкая - вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями (слайд 7) :
Газообразная часть(почвенный воздух) заполняют поры и пустоты в почве (слайд 8):
Почва – верхний плодородный слой земной коры, обладающий плодородием. (слайд 9)
Почвообразующие факторы.
Вопрос классу.
На основе прослушанного сообщения выделяем следующие почвообразующие факторы:
1. « выветривание»: разрушения скальных пород. Ледники приносят массы горных пород, разрушая скалы и горы. В сочетании с химическими элементами вода растворяет и вымывает некоторые виды горных пород. Смена температур способствует разрушению гор. От нагревания и охлаждения на поверхности скал образуются трещины. Туда попадает вода, которая при замерзании еще больше разрушает горы.(слайд 10, 11)
2.появление первых растений – лишайники – пионеры. (слайд 12)
3.деятельность растений. (слайд 13)
В трещины в горных породах попадают семена деревьев, они дают побеги и своими корнями также содействуют разрушению горных пород.
Но это только начало образования почвы. Для образования настоящей почвы в песок или в мельчайшие частички скальных пород необходимо добавить «гумус».
4. деятельность живых организмов. (слайд 14)
В результате деятельности бактерий остатки почти всех растений и животных превращаются в почву. Бактерии разлагают их и повышают плодородие почвы. Земляные черви и другие насекомые также обогащают почву. Образуется гумус.
Гумус — это органическая масса, получаемая из растений и останков животных.(слайд 15)
5. рельеф местности
Механический состав почвы.
Механический состав почвы оказывает влияние на содержание почве влаги и почвенного воздуха, условия роста растений.(слайд 16)
![](https://fhd.multiurok.ru/9/2/5/925ca76aa372fcb6ded63aade2a354a7918f4048/razrabotka-uroka-na-tiemu-obrazovaniie-pochv-i-ikh_1.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/9/2/5/925ca76aa372fcb6ded63aade2a354a7918f4048/razrabotka-uroka-na-tiemu-obrazovaniie-pochv-i-ikh_2.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/9/2/5/925ca76aa372fcb6ded63aade2a354a7918f4048/razrabotka-uroka-na-tiemu-obrazovaniie-pochv-i-ikh_3.png)
Почвы
г
линистые суглинистые песчаные супесчаные
![](https://fhd.multiurok.ru/9/2/5/925ca76aa372fcb6ded63aade2a354a7918f4048/razrabotka-uroka-na-tiemu-obrazovaniie-pochv-i-ikh_6.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/9/2/5/925ca76aa372fcb6ded63aade2a354a7918f4048/razrabotka-uroka-na-tiemu-obrazovaniie-pochv-i-ikh_7.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/9/2/5/925ca76aa372fcb6ded63aade2a354a7918f4048/razrabotka-uroka-na-tiemu-obrazovaniie-pochv-i-ikh_8.png)
тяжелые легкие
Песчаные почвы — легкие и легко оподзоленные. Они состоят из множества песчаных частичек с небольшим количеством примеси глины. В таких почвах вода быстро просачивается. Песчаные почвы содержат мало элементов питания, быстро нагреваются и остывают. Преимущество их — легкая обработка. Растениям на таких почвах не хватает воды и элементов питания, которые быстро вымываются.(слайд 17)
Супесчаные почвы содержат много песка. Эта земля более рыхлая, чем глинистая, поэтому ее легче обрабатывать. Она раньше оттаивает весной, проблем с воздушным питанием коней не возникает.(слайд 18)
Однако такой тип почвы подразумевает более частые поливы и подкормки – вода и быстрее испаряется и просачивается в более нижние слои, при этом влага уносит часть необходимых растениям питательных веществ (особенно соединений азота).
Суглинистые почвы в состоянии накапливать воду и элементы питания. В зависимости от содержания песка бывают рыхлые, тучные и тяжелые.(слайд 19)
Глинистые почвы имеют тяжелую и плотную структуру. Они сырые и водонепроницаемые. В них корни с трудом находят себе дорогу и неглубоко проникают. При засухе почва становится твердой. Глинистая почва плодородна, но необходимо постоянно следить за ее структурой.(слайд 20)
Структура почвы.
Гумус и глинистые частицы склеивают почву в мелкие комочки, такая способность почвы получила название структурная. (слайд 21, 22)
Почвы
Структурные | Бесструктурные |
Хорошо разрыхлены корнями растений и животными - землероями имеют комковатую структуру в порах таких почв имеется в достатке вода, воздух, поэтому они плодородны по механическому составу глинистые и суглинистые кислотность нейтральная | Недостаточно разрыхлены состоят из мелких пылевых частиц впитывают воду, образуя вязкую массу, которая препятствует проникновению влаги и воздуха поэтому они не плодородны по механическому составу супесчаные и песчаные кислотность: песчаные почвы кислые (для занятия земледелием необходимо проводить известкование); супесчаные почвы щелочные (для занятия земледелием необходимо проводить гипсование); |
Основные свойства почвы: (слайд 23)
Строение почвы. (слайд 24)
Аo горизонт лесная подстилка (луговой войлок) самая верхняя часть почвенного профиля — лесная подстилка или степной войлок, представляющая собой опад растений на различных стадиях разложения — от свежего до полностью разложившегося.
А1 горизонт накопления гумуса, наиболее темноокрашенный в почвенном профиле, в котором происходит накопление органического вещества в форме гумуса, тесно связанного с минеральной частью почвы. Цвет этого горизонта варьируется от черного, бурого, коричневого до светло-серого, что обусловлено составом и количеством гумуса. Мощность гумусового горизонта колеблется от нескольких сантиметров до 1,5 м и более.
А2 горизонт вымывания – это осветленный горизонт, из которого вынесена часть органических и минеральных соединений, а иногда и все, что может раствориться. По цвету напоминает золу.
В горизонт вмывания в него попадает, то что теряет верхняя часть почвы. Здесь накапливается много мельчайших частиц (ила, глины). В разных климатических условиях на разных горных породах этом горизонте могут накапливаться разные минералы, например, оксиды железа и алюминия, что придает почве красно-бурый цвет. Мощность от 1 см. до 1, 5 м.
С горизонт материнская (почвообразующая) горная порода, из которой сформировалась данная почва, не затронутая специфическими процессами почвообразования (аккумуляцией гумуса, элювиированием и т. д.). , в этом горизонте нет гумуса.
III Повторение.(слайд 25)
1.Что такое почва?
2. Назвать почвообразующие факторы?
3. Какие различают почвы по механическому составу?
4.Чем отличаются друг от друга песчаные и супесчаные почвы?
5. Чем отличаются друг от друга глинистые и суглинистые почвы?
6. Какими свойствами обладает почва?
7. Что такое плодородие почвы?
8. Что такое гумус?
IV. Выставление оценок.
V Д.з.