СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему: "Справедливость" по основам светской этики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 12 на тем у" Справедливость" по основам светской этики 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Курс ОРКСЭ»

Курс: ОРКСЭ

Модуль: Основы светской этики

Тема: Справедливость

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: Создание условий для формирования нравственных качеств личности младших школьников через расширение их представлений о справедливости.

Задачи: 1.Познакомить с представлениями о справедливости и моральными правилами справедливого человека.

2. Развивать умение анализировать поступки свои и других людей, исходя из содержательной характеристики понятия «справедливость».

3. Воспитывать чувство справедливости, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми, сопричастности, личной ответственности за свои поступки.

Основные термины и понятия: справедливость, моральные правила справедливого человека, признаки справедливости

Планируемые результаты урока:

А) личностные: oценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм; объяснять, какие поступки являются справедливыми, а какие – нет.

Б) предметные: oсмысление того, что такое справедливость, по каким признакам можно судить о справедливости, какие моральные нормы надо соблюдать, чтобы быть справедливым.

В) Регулятивные УУД:

формировать действия целеполагания, взаимооценки, самооценки.

Познавательные УУД:

развивать умения: осуществлять информационный поиск, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной речи, высказывать свою точку зрения и обосновывать её, читать текст учебника, развивать умение работать в паре, группе, вступать в учебное сотрудничество.

Ход урока

I этап Вводный (мотивационно – организационный)

1.Проверка готовности к уроку.

2.Актуализация знаний.

Наш урок начнем с проверки знаний, которые вы уже успели получить на уроках по основам светской этики. Закончи предложения.(Читаю предложения , дети пишут ответы в тетради. Самопроверка со слайда 1.)

- Слово этика придумал около 2500 лет назад …(Аристотель)

-Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей … (Мораль)

-Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними ….(Добро)

-Осознание человеком необходимости исполнения моральных норм… (Долг)

- Когда говорят: « На этого человека можно положиться, это означает….» (Что мы знаем, как он поведет себя)

- Патриотический долг выражается в заботе …( О Родине, о ее процветании)

- Моральный долг иногда называют …. (Моральными обязанностями)

3. Постановка цели и задач урока.

Наш урок начну с одной истории:

Я в углу стою, скучаю –

за проступок отвечаю

и тихонечко грущу –

справедливость всё ищу!

Мы с мячом играли. Сразу,

как-то так попали в вазу.

Пусть, я пнул, разок- другой

по мячу своей ногой…

Вазу мяч разбил – не я!

В чём же здесь вина моя?

Я  стою, а мяч с котом

обежал уже весь дом…

Ну, скажите же на милость

где же в этом справедливость?

- О каком понятии мы будем говорить на уроке? (О справедливости)

-Давайте проверим, расшифровав анаграмму (читать только русские буквы)

С Z П Р А В Е V Д W Л И В Q О С Т Ь.(на доске)

- Откроем учебник на стр 28 и прочитаем тему урока.

- Предположите, о чем мы будем говорить, изучая эту тему? Чему научимся? Что бы вы хотели узнать еще?

(Предположения детей)

- А на уроке мы узнаем следующее. Прочитаем рубрику «Вы узнаете» на странице. ( Читает 1 ученик).

-Наши предположения оказались верны?

-Надеюсь, наша работа будет плодотворной и мы ответим на все поставленные вопросы.

II этап Основной (Информационно- аналитический)

1.Беседа по теме

-Как вы думаете, что такое справедливость? (Ответы детей?)

Трудно перечислить все то, что стоит за этим понятием. Чтобы лучше понять тему урока, начнем с чтения притчи, которая так и называется «Справедливость» (Приложение 1, на столах у детей. Читает учитель)

- Кто из героев оказался самым мудрым?

- Какое качество характера она проявила?

- Какой вывод она сделала? ( Каждый человек должен заниматься своим делом и в этой мудрости справедливость всей жизни).

Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний. Аристотель называл справедливость совершенной добродетелью

-Найдите определение справедливости в учебнике и запишите в тетрадь. Постарайтесь его запомнить.

- Назовите близкие слова к этому понятию.( Правильность, совесть, правда, равенство)

- Как вы думаете, справедливость свойственна всем людям?

- Припомните случаи, когда с вами обошлись несправедливо.

-А что значит быть справедливым человеком) (быть порядочным, честным, праведным).

2.Работа с учебником

- Узнаем об основных признаках, по которым можно судить о справедливости. Давайте обратимся к учебнику и поработаем в паре. Прочитайте в учебнике 6-8 абзацы на стр. 28-29. Запишите в тетрадь эти признаки, поясняя их. (1.Соразмерность – поступок должен быть оценен по заслугам, 2. Признак уравнивания - требует равенства труда и отплаты, ценности вещи и ее цены) (Слайд 2)

- Как же справедливый человек должен относиться к другим людям? (справедливо)

Существуют моральные правила, которыми должны руководствоваться люди. Самостоятельно прочитайте текст на стр. 29 со 2 абзаца и выделите эти правила ( устно в парах)

- Мы так много говорим о справедливости, а что значит поступать несправедливо? Прочитайте последний абзац на стр. 29 и сделайте вывод из прочитанного (Человек теряет способность оценивать себя, становится неспособным увидеть нравственные недостатки и не сможет их исправить)

-Вспомните случаи, когда вы относились несправедливо по отношению к другим людям, родственникам.

- Получили ли ответы на вопросы, которые были заданы в начале урока?

- Как вы поняли, что такое справедливость?

- Дополнили бы вы еще пунктами моральные правила, кроме тех, что были упомянуты в учебнике?

- Как вы думаете, сложно ли быть справедливым человеком? Объясните. (Ответы детей)

Вот что сказал Виктор Гюго: Быть добрым легко - быть справедливым трудно.

III этап Заключительный (Оценочно-рефлексивный)

Самостоятельная работа (Работа в группе)

-1.Каждая группа получает тексты ситуаций. Попробуйте найти из этой ситуации справедливый выход.

  • Твой друг не выполнил домашнее задание, и просит тетрадку, чтобы его списать.

  • Твой друг на переменках постоянно толкается и обзывается.

  • Твой друг предлагает тебе взять со стола одноклассника его новую ручку, которой еще ни у кого нет.

  • Твой друг, бегая по классу на переменке, опрокинул горшок с цветком, а попало за этот поступок тебе.

2.Обсуждение результатов самостоятельной работы

Рубрика «Это интересно» (Слайд 3)

Ребята, 20 февраля 2017 года – Всемирный день социальной справедливости. Всемирный день социальной справедливости отмечается ежегодно 20 февраля. В 2017 году дату справляют жители России, Украины, Беларуси и других стран мира. К празднику имеют отношение люди, которые противодействуют общественной несправедливости. В мероприятиях участвуют представители политических организаций, общественных, государственных учреждений, активисты благотворительных фондов, сотрудники социальных служб, правоведы, участники профессиональных союзов.

Подведение итогов урока.

Был ли разговор полезен для каждого из вас?

О чём заставил задуматься?

Домашнее задание.

Прочитать текст с. 28-29

Обсудить с родителями и написать свод правил, которые помогут справедливо относиться к другим людям.






Приложение 1

Притча «Справедливость»

Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить.
И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке.
Но все дело было в том, что дом не ее, а конура — Шарикова!
И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив, стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!
Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили — век доживать!