Курс: ОРКСЭ
Модуль: Основы светской этики
Тема: Справедливость
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: Создание условий для формирования нравственных качеств личности младших школьников через расширение их представлений о справедливости.
Задачи: 1.Познакомить с представлениями о справедливости и моральными правилами справедливого человека.
2. Развивать умение анализировать поступки свои и других людей, исходя из содержательной характеристики понятия «справедливость».
3. Воспитывать чувство справедливости, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми, сопричастности, личной ответственности за свои поступки.
Основные термины и понятия: справедливость, моральные правила справедливого человека, признаки справедливости
Планируемые результаты урока:
А) личностные: oценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм; объяснять, какие поступки являются справедливыми, а какие – нет.
Б) предметные: oсмысление того, что такое справедливость, по каким признакам можно судить о справедливости, какие моральные нормы надо соблюдать, чтобы быть справедливым.
В) Регулятивные УУД:
формировать действия целеполагания, взаимооценки, самооценки.
Познавательные УУД:
развивать умения: осуществлять информационный поиск, делать выводы.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной речи, высказывать свою точку зрения и обосновывать её, читать текст учебника, развивать умение работать в паре, группе, вступать в учебное сотрудничество.
Ход урока
I этап Вводный (мотивационно – организационный)
1.Проверка готовности к уроку.
2.Актуализация знаний.
Наш урок начнем с проверки знаний, которые вы уже успели получить на уроках по основам светской этики. Закончи предложения.(Читаю предложения , дети пишут ответы в тетради. Самопроверка со слайда 1.)
- Слово этика придумал около 2500 лет назад …(Аристотель)
-Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей … (Мораль)
-Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними ….(Добро)
-Осознание человеком необходимости исполнения моральных норм… (Долг)
- Когда говорят: « На этого человека можно положиться, это означает….» (Что мы знаем, как он поведет себя)
- Патриотический долг выражается в заботе …( О Родине, о ее процветании)
- Моральный долг иногда называют …. (Моральными обязанностями)
3. Постановка цели и задач урока.
Наш урок начну с одной истории:
Я в углу стою, скучаю –
за проступок отвечаю
и тихонечко грущу –
справедливость всё ищу!
Мы с мячом играли. Сразу,
как-то так попали в вазу.
Пусть, я пнул, разок- другой
по мячу своей ногой…
Вазу мяч разбил – не я!
В чём же здесь вина моя?
Я стою, а мяч с котом
обежал уже весь дом…
Ну, скажите же на милость
где же в этом справедливость?
- О каком понятии мы будем говорить на уроке? (О справедливости)
-Давайте проверим, расшифровав анаграмму (читать только русские буквы)
С Z П Р А В Е V Д W Л И В Q О С Т Ь.(на доске)
- Откроем учебник на стр 28 и прочитаем тему урока.
- Предположите, о чем мы будем говорить, изучая эту тему? Чему научимся? Что бы вы хотели узнать еще?
(Предположения детей)
- А на уроке мы узнаем следующее. Прочитаем рубрику «Вы узнаете» на странице. ( Читает 1 ученик).
-Наши предположения оказались верны?
-Надеюсь, наша работа будет плодотворной и мы ответим на все поставленные вопросы.
II этап Основной (Информационно- аналитический)
1.Беседа по теме
-Как вы думаете, что такое справедливость? (Ответы детей?)
Трудно перечислить все то, что стоит за этим понятием. Чтобы лучше понять тему урока, начнем с чтения притчи, которая так и называется «Справедливость» (Приложение 1, на столах у детей. Читает учитель)
- Кто из героев оказался самым мудрым?
- Какое качество характера она проявила?
- Какой вывод она сделала? ( Каждый человек должен заниматься своим делом и в этой мудрости справедливость всей жизни).
Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний. Аристотель называл справедливость совершенной добродетелью
-Найдите определение справедливости в учебнике и запишите в тетрадь. Постарайтесь его запомнить.
- Назовите близкие слова к этому понятию.( Правильность, совесть, правда, равенство)
- Как вы думаете, справедливость свойственна всем людям?
- Припомните случаи, когда с вами обошлись несправедливо.
-А что значит быть справедливым человеком) (быть порядочным, честным, праведным).
2.Работа с учебником
- Узнаем об основных признаках, по которым можно судить о справедливости. Давайте обратимся к учебнику и поработаем в паре. Прочитайте в учебнике 6-8 абзацы на стр. 28-29. Запишите в тетрадь эти признаки, поясняя их. (1.Соразмерность – поступок должен быть оценен по заслугам, 2. Признак уравнивания - требует равенства труда и отплаты, ценности вещи и ее цены) (Слайд 2)
- Как же справедливый человек должен относиться к другим людям? (справедливо)
Существуют моральные правила, которыми должны руководствоваться люди. Самостоятельно прочитайте текст на стр. 29 со 2 абзаца и выделите эти правила ( устно в парах)
- Мы так много говорим о справедливости, а что значит поступать несправедливо? Прочитайте последний абзац на стр. 29 и сделайте вывод из прочитанного (Человек теряет способность оценивать себя, становится неспособным увидеть нравственные недостатки и не сможет их исправить)
-Вспомните случаи, когда вы относились несправедливо по отношению к другим людям, родственникам.
- Получили ли ответы на вопросы, которые были заданы в начале урока?
- Как вы поняли, что такое справедливость?
- Дополнили бы вы еще пунктами моральные правила, кроме тех, что были упомянуты в учебнике?
- Как вы думаете, сложно ли быть справедливым человеком? Объясните. (Ответы детей)
Вот что сказал Виктор Гюго: Быть добрым легко - быть справедливым трудно.
III этап Заключительный (Оценочно-рефлексивный)
Самостоятельная работа (Работа в группе)
-1.Каждая группа получает тексты ситуаций. Попробуйте найти из этой ситуации справедливый выход.
Твой друг не выполнил домашнее задание, и просит тетрадку, чтобы его списать.
Твой друг на переменках постоянно толкается и обзывается.
Твой друг предлагает тебе взять со стола одноклассника его новую ручку, которой еще ни у кого нет.
Твой друг, бегая по классу на переменке, опрокинул горшок с цветком, а попало за этот поступок тебе.
2.Обсуждение результатов самостоятельной работы
Рубрика «Это интересно» (Слайд 3)
Ребята, 20 февраля 2017 года – Всемирный день социальной справедливости. Всемирный день социальной справедливости отмечается ежегодно 20 февраля. В 2017 году дату справляют жители России, Украины, Беларуси и других стран мира. К празднику имеют отношение люди, которые противодействуют общественной несправедливости. В мероприятиях участвуют представители политических организаций, общественных, государственных учреждений, активисты благотворительных фондов, сотрудники социальных служб, правоведы, участники профессиональных союзов.
Подведение итогов урока.
Был ли разговор полезен для каждого из вас?
О чём заставил задуматься?
Домашнее задание.
Прочитать текст с. 28-29
Обсудить с родителями и написать свод правил, которые помогут справедливо относиться к другим людям.
Приложение 1
Притча «Справедливость»
Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить.
И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке.
Но все дело было в том, что дом не ее, а конура — Шарикова!
И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив, стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!
Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили — век доживать!