СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока обществознания в 10 классе по теме "Правовое регулирование занятости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока обществознания в 10 классе по теме "Правовое регулирование занятости"»



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Гурова Елена Алексеевна

Место работы

МБОУ Елизаветинская СОШ Азовского района

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

10

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

52 урок, 17 урок в теме

Тема урока

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений


Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: выработается осознание личностной необходимости правовых знаний по вопросам несовершеннолетних; обучающиеся смогут использовать полученные знания при выборе профессии и ориентации на рынке труда; обучающиеся социально адаптируются к жизни в современном обществе

Метапредметные: у обучающихся усовершенствуются навыки самостоятельного получения знаний через работу с документами: Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, Декларация прав человека, Конвенция по правам ребёнка, Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»; систематизируются знания, отработаются навыки ведения дискуссии, умения аргументировано излагать свою позицию; обучающиеся выполнят международного права и российского законодательства по вопросу трудовых прав несовершеннолетних;

Предметные: у обучающихся сформируется представление о роли труда в жизни человека, о трудовом законодательстве, о нормативных актах, регулирующих особенности труда несовершеннолетних, а также работников, совмещающих работу с обучением; обучающиеся ознакомятся с деятельностью профсоюзов (профсоюзных организаций) по трудовым гарантиям несовершеннолетних работников, обеспечением контроля за соблюдением их трудовых прав

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): труд, рынок труда, трудовое право, трудовые отношения, работник, работодатель, трудовой договор, рабочее время, время отдыха, защита трудовых прав, гарантия работникам, социальное обеспечение, охрана труда.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы): урок по предмету «Обществознание» для 10 класса по теме «Правовое регулирование занятости и трудоустройства». Комбинированный урок, изучение новой темы. На уроке предусмотрено использование Конституции РФ, Трудового Кодекса РФ.


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Здравствуйте, ребята! Ребята, я предлагаю вам прослушать и обсудить притчу.

«Однажды прохожий увидел, как группа людей несет тяжелые камни. Подошел он к одно­му из них и спросил: «Что ты делаешь?»
- Не видишь, занимаюсь тяжелой, никому не нужной работой.
С этим же вопросом, путник обратился ко вто­рому и получил ответ:
- Деньги зарабатываю.
А третий на этот же вопрос ответил:
- Строю Шартрский собор!»
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- О чем эта притча? Как вы ее понимаете?
- Какое отношение она имеет к  сегодняшнему  занятия? 
На экране слайд - Шартрский собор (строительство11941260 годы) -  католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр (Франция). Является одним из шедевров готической архитектуры.

В 1979 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО

- Правильно, мы будем говорить о труде, но не просто о труде, а о трудовых правоотношениях.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Форма организации учебной деятельности: мозговой штурм.

- как называется отрасль права, регулирующая трудовые отношения?

- когда можно сказать о человеке «он работает»?

-как Вы думаете, в каких случаях действия человека будут регулироваться трудовым правом?



Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


Сегодня на уроке вы узнаете, почему при трудоустройстве важен трудовой договор.

Сегодня на уроке вы научитесь тому, как определить нарушение ваших трудовых прав..


БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Задание 1. Давайте познакомимся со статьей 37 Конституции РФ (текст на партах) и определим принципы труда в РФ

Работают со статьёй 37 Конституции РФ и делают вывод:

Труд должен быть

Свободен

Безопасен

Доброволен

Оплачиваем

Право на отдых

Право на разрешение споров


Задание 2. У меня в руках предметы! Выберите себе комплект: Трудовой договор (пакет документов для заключения трудового договора), время труда и отдыха (швабра и ласты), права работника и работодателя (трудовой кодекс, деньги). Учитель предлагает учащимся работу в группах над созданием мини-проекта:

1 гр. определяет условия заключения трудового договора.

2 гр. определяет продолжительность рабочего времени и времени отдыха.

3 гр. заполняет таблицу.

проекты, отражая результат работы на ватманах:

1 гр. - условия заключения трудового договора.

2 гр. - определяет продолжительность рабочего времени и времени отдыха.

3 гр. – таблица:


Работник

Линии сравнения

Работодатель

Право иметь


Работа, рабочее место

Обязанность предоставить

Обязанность выполнять

Исполнение трудовых функций работником

Право использовать

Право получать


Зарплата

Обязанность выплачивать

Обязанность соблюдать

Дисциплина труда

Право требовать

Право иметь


Отдых

Обязанность предоставить

Обязанность соблюдать

Беречь имущество

Право требовать


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Молодцы, вы хорошо поработали в группах, а сейчас я предлагаю вам внимательно просмотреть небольшой видеофрагмент «Незаконное увольнение».

-Какие нарушения норм трудового права были допущены?

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Ребята а вы любите сказки? Вспомните сказки посвященные труду?

Я решила напомнить вам несколько фрагментов из сказки Золушка! Найдите в сказке нарушение трудовых прав несовершеннолетней Золушки!

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Семнадцатилетний ученик ПТУ Петренко на протяжении года в свободное от обучения время работал курьером в фирме «Рассвет».

Какой длительности должно быть его рабочее время?


Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

На предприятии для заключения трудового договора обратились следующие лица:

а) подросток 15 лет, окончивший восемь классов общеобразовательной школы;

б) офицер, уволенный в запас из рядов Вооруженных Сил РФ;

в) домохозяйка, ранее нигде не работавшая;

г) выпускник высшего учебного заведения.

Какие документы должен представлять каждый из вышеуказанных лиц? В течение какого срока должна быть оформлена трудовая книжка на впервые поступающих на работу и какое значение имеет трудовая книжка?

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Текст

Ленивицу мать отправила на заработки к работодателю метелице, дав ей свое письменное согласие на трудоустройство. Метелица заключила с 15-летней Ленивицей трудовой договор в письменной форме, разъяснила ей ее обязанности и пообещала щедрое вознаграждение. По договору Ленивица должна была выбивать перины так, чтобы пух летел; готовить завтрак и обед; работать с 9.00 до 13.00. Первые несколько дней несовершеннолетняя Ленивица исправно выполняла свои обязанности. В следующие два дня она начала лениться, не приготовила завтрак, так как проспала, плохо выбила перины, а во время обеда перебила посуду. Затем она вообще перестала выбивать перины, а завтраки готовила время от времени. День ото дня она все больше ленилась и уже к 11.00 бросала все свои дела. В это время в город приехали бродячие артисты, которые давали представление как раз тогда, когда у Ленивицы был рабочий день. С той поры Ленивица вообще перестала ходить на работу. Метелица была очень недовольна своей работницей и предложила ей расторгнуть трудовой договор.

Задание: проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями.

  1. Метелица нарушила порядок и условия заключения трудового договора.

  2. Метелица установила своей работнице 24-часовую рабочую неделю.

  3. Ленивица выполнила свои обязанности в соответствии с трудовым договором.

  4. Права Метелицы были нарушены.

Свои ответы аргументируйте.


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Составьте три правила для трудоустройства. Запишите в тетрадь и обменяйтесь мнениями.


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

К каждому заданию на уроке формируются четкие критерии, по которым учащиеся могут сами объективно оценить результаты своей работы.


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Ответьте на вопросы:

-какова тема урока?

-какая цель урока?

-достигли цели урока?

-что узнали нового?

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

п.25, изучить, ответить на вопросы устно.

На выбор: составить резюме или заполнить трудовой договор.




5