1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 10 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | 52 урок, 17 урок в теме |
Тема урока | Правовое регулирование занятости и трудоустройства |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | Базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты (по ПРП): |
Личностные: выработается осознание личностной необходимости правовых знаний по вопросам несовершеннолетних; обучающиеся смогут использовать полученные знания при выборе профессии и ориентации на рынке труда; обучающиеся социально адаптируются к жизни в современном обществе |
Метапредметные: у обучающихся усовершенствуются навыки самостоятельного получения знаний через работу с документами: Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, Декларация прав человека, Конвенция по правам ребёнка, Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»; систематизируются знания, отработаются навыки ведения дискуссии, умения аргументировано излагать свою позицию; обучающиеся выполнят международного права и российского законодательства по вопросу трудовых прав несовершеннолетних; |
Предметные: у обучающихся сформируется представление о роли труда в жизни человека, о трудовом законодательстве, о нормативных актах, регулирующих особенности труда несовершеннолетних, а также работников, совмещающих работу с обучением; обучающиеся ознакомятся с деятельностью профсоюзов (профсоюзных организаций) по трудовым гарантиям несовершеннолетних работников, обеспечением контроля за соблюдением их трудовых прав |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): труд, рынок труда, трудовое право, трудовые отношения, работник, работодатель, трудовой договор, рабочее время, время отдыха, защита трудовых прав, гарантия работникам, социальное обеспечение, охрана труда. |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы): урок по предмету «Обществознание» для 10 класса по теме «Правовое регулирование занятости и трудоустройства». Комбинированный урок, изучение новой темы. На уроке предусмотрено использование Конституции РФ, Трудового Кодекса РФ. |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Здравствуйте, ребята! Ребята, я предлагаю вам прослушать и обсудить притчу. «Однажды прохожий увидел, как группа людей несет тяжелые камни. Подошел он к одному из них и спросил: «Что ты делаешь?» - Не видишь, занимаюсь тяжелой, никому не нужной работой. С этим же вопросом, путник обратился ко второму и получил ответ: - Деньги зарабатываю. А третий на этот же вопрос ответил: - Строю Шартрский собор!» Учащимся предлагается ответить на вопросы: - О чем эта притча? Как вы ее понимаете? - Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятия? На экране слайд - Шартрский собор (строительство1194—1260 годы) - католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр (Франция). Является одним из шедевров готической архитектуры. В 1979 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО - Правильно, мы будем говорить о труде, но не просто о труде, а о трудовых правоотношениях. |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового Форма организации учебной деятельности: мозговой штурм. |
- как называется отрасль права, регулирующая трудовые отношения? - когда можно сказать о человеке «он работает»? -как Вы думаете, в каких случаях действия человека будут регулироваться трудовым правом? |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
Сегодня на уроке вы узнаете, почему при трудоустройстве важен трудовой договор. Сегодня на уроке вы научитесь тому, как определить нарушение ваших трудовых прав.. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Задание 1. Давайте познакомимся со статьей 37 Конституции РФ (текст на партах) и определим принципы труда в РФ Работают со статьёй 37 Конституции РФ и делают вывод: Труд должен быть Свободен | Безопасен | Доброволен | Оплачиваем | Право на отдых | Право на разрешение споров | Задание 2. У меня в руках предметы! Выберите себе комплект: Трудовой договор (пакет документов для заключения трудового договора), время труда и отдыха (швабра и ласты), права работника и работодателя (трудовой кодекс, деньги). Учитель предлагает учащимся работу в группах над созданием мини-проекта: 1 гр. определяет условия заключения трудового договора. 2 гр. определяет продолжительность рабочего времени и времени отдыха. 3 гр. заполняет таблицу. проекты, отражая результат работы на ватманах: 1 гр. - условия заключения трудового договора. 2 гр. - определяет продолжительность рабочего времени и времени отдыха. 3 гр. – таблица: Работник | Линии сравнения | Работодатель | Право иметь | Работа, рабочее место | Обязанность предоставить | Обязанность выполнять | Исполнение трудовых функций работником | Право использовать | Право получать | Зарплата | Обязанность выплачивать | Обязанность соблюдать | Дисциплина труда | Право требовать | Право иметь | Отдых | Обязанность предоставить | Обязанность соблюдать | Беречь имущество | Право требовать | |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Молодцы, вы хорошо поработали в группах, а сейчас я предлагаю вам внимательно просмотреть небольшой видеофрагмент «Незаконное увольнение». -Какие нарушения норм трудового права были допущены? |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Ребята а вы любите сказки? Вспомните сказки посвященные труду? Я решила напомнить вам несколько фрагментов из сказки Золушка! Найдите в сказке нарушение трудовых прав несовершеннолетней Золушки! |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Семнадцатилетний ученик ПТУ Петренко на протяжении года в свободное от обучения время работал курьером в фирме «Рассвет». Какой длительности должно быть его рабочее время? |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
На предприятии для заключения трудового договора обратились следующие лица: а) подросток 15 лет, окончивший восемь классов общеобразовательной школы; б) офицер, уволенный в запас из рядов Вооруженных Сил РФ; в) домохозяйка, ранее нигде не работавшая; г) выпускник высшего учебного заведения. Какие документы должен представлять каждый из вышеуказанных лиц? В течение какого срока должна быть оформлена трудовая книжка на впервые поступающих на работу и какое значение имеет трудовая книжка? |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Текст Ленивицу мать отправила на заработки к работодателю метелице, дав ей свое письменное согласие на трудоустройство. Метелица заключила с 15-летней Ленивицей трудовой договор в письменной форме, разъяснила ей ее обязанности и пообещала щедрое вознаграждение. По договору Ленивица должна была выбивать перины так, чтобы пух летел; готовить завтрак и обед; работать с 9.00 до 13.00. Первые несколько дней несовершеннолетняя Ленивица исправно выполняла свои обязанности. В следующие два дня она начала лениться, не приготовила завтрак, так как проспала, плохо выбила перины, а во время обеда перебила посуду. Затем она вообще перестала выбивать перины, а завтраки готовила время от времени. День ото дня она все больше ленилась и уже к 11.00 бросала все свои дела. В это время в город приехали бродячие артисты, которые давали представление как раз тогда, когда у Ленивицы был рабочий день. С той поры Ленивица вообще перестала ходить на работу. Метелица была очень недовольна своей работницей и предложила ей расторгнуть трудовой договор. Задание: проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями. Метелица нарушила порядок и условия заключения трудового договора. Метелица установила своей работнице 24-часовую рабочую неделю. Ленивица выполнила свои обязанности в соответствии с трудовым договором. Права Метелицы были нарушены. Свои ответы аргументируйте. |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Составьте три правила для трудоустройства. Запишите в тетрадь и обменяйтесь мнениями. |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
К каждому заданию на уроке формируются четкие критерии, по которым учащиеся могут сами объективно оценить результаты своей работы. |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Ответьте на вопросы: -какова тема урока? -какая цель урока? -достигли цели урока? -что узнали нового? |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
п.25, изучить, ответить на вопросы устно. На выбор: составить резюме или заполнить трудовой договор. |