Урок обществознания по теме "Общение". 6-й класс
Учебник: Обществознание 6 класс Авторы: Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова.
Цель урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей.
Задачи:
Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.
Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.
Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.
Планируемые результаты:
Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности;
Предметные – осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; научить учащихся формулировать определение понятия “общение”; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.
Метапредметные – приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Средства обучения: учебник, презентация, понятие общения из словарей.
Ход урока
Учитель приветствует учеников. Предлагаю вашему вниманию сюжет из юмористического журнала “Ералаш”. (Презентация. Слайд 1) Видеосюжет. Задает вопросы учащимся: почему внук не понял дедушку? (Слайд 2. Вопрос.)
А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали или вы не понимали собеседника? Ученики отвечают на вопросы учителя.
Далее учитель знакомит учащихся с высказыванием А.Сент-Экзюпери (французский писатель, поэт профессиональный летчик)“Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения” (Слайд 3. Высказывание А.Сент-Экзюпери.) и побуждает к высказыванию учениками собственного мнения.
Дети высказывают свое понимание мысли А.Сент-Экзюпери.
Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?
Учащиеся формулируют тему урока: “Общение”. (Слайд 4. тема урока “Общение”.)
А что вы знаете об этом? ( игра Язнаю,что…)
Учитель вновь активизирует мыслительную деятельность детей, напоминает им , что общение это один из видов деятельности и задает вопрос по структуре деятельности. Из чего состоит любая деятельность?
Ученики отвечают на вопрос учителя. Деятельность начинается с цели, затем подбираются средства, производятся действия и получают результат.
Далее учитель предлагает ученикам сформулировать цель урока и план по достижению цели. Учащиеся формулируют цель урока.
Учитель записывает поставленную учащимися цель на доске.
Цель: Ответить на главные вопросы
Какая главная цель общения?
Что происходит в ходе общения?
Что происходит с людьми в результате общения?
Понять что такое общение и его роль в жизни людей.
План урока:
1. Понятие общения.
2. Цели общения.
Учитель организует работу учащихся по составленному плану. Итак, переходим к рассмотрению понятия “общение” Предлагает учащимся подобрать ассоциации к слову общение
Дети называют свои ассоциации к понятию “общение”. Учитель чертит на доске кластер.
Затем, задает вопрос учащимся: Из каких источников мы ещё можем узнать что такое общение?
Ученики отвечают на вопрос учителя: Можем посмотреть в словарях.
Учитель раздает по группам выдержки из словарей и формулирует задание: внимательно прочитать и дополнить кластер. Напоминает ученикам правила работы в группе.
Дети в группах знакомятся с определениями понятия “общение” анализируют и подбирают дополнения к составленному кластеру. Учитель контролирует выполнение работы.
Философский словарь – “Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности”
Психологический словарь “Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению”
В толковом словаре В. Даля слово “общаться” означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия.
После дополнения кластера ученики сами формулируют понятие общения.
Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. (Слайд 5)
Нет такой деятельности, которая не требовала бы общения. Ведь общаться можно и с человеком, и с природой… Продолжите это список…
Я общаюсь…( с героями книги, со своими питомцами, )
Зачем я это делаю? Какая главная цель общения?( Общение ради самого общения. Ради того, чтобы разделить свои радости, проблемы, посоветоваться.)
Запись в тетради: Цель общения – общение ради самого общения.
Игра «Что дальше?»
- Я начинаю предложение и бросаю мяч одному из вас, он ловит его, заканчивает предложение и бросает мяч обратно мне.
- Я радуюсь, когда…
- Мне хотелось бы, чтобы в нашем классе…
- я горжусь собой, если…
Я думаю, что друг – это…
- Мне хотелось бы чувствовать себя…
- Я очень люблю…
- терпеть не могу когда…
- Мне трудно заставить себя…
- Что происходит в ходе общения? ( обмен информацией)
Итог: В ходе общения человек получает информацию и о самом себе. С ее помощью он оценивает себя глазами других людей.
Запись в тетради. В ходе общения происходит обмен информацией.
Как бы вы ответили на последний вопрос урока?
- Что происходит с людьми в результате общения?
- Если затрудняетесь ответить на этот вопрос найдите ответ на стр.68.
Вывод: Принимая и усваивая информацию, передавая свою информацию в ответ, люди меняются. Поэтому результатом общения можно считать развитие самого человека.
Запись в тетради: В результате общения происходит развитие самого человека.
Рефлексия. Закончи предложение «Я знаю, что…»
Таким образом, ребята при общении важно помнить, что любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами поэтому:
“Попробуйте
не наступать, а уступать.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а руку протянуть.
Не спрятать, а поделиться.
Не орать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить”.
Ребята общайтесь и получайте от общения истинное удовольствие. Благодарю вас за урок истинного общения.
Домашнее задание : записать правила общения 1ряд - с родителями; 2 ряд - с одноклассниками, 3 ряд - с учителями.
5