Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Уксянская средняя общеобразовательная школа»
Далматовского района Курганской области
Урок
по основам безопасности жизнедеятельности в 9 классе на тему:
«Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности»
Разработала преподаватель организатор ОБЖ
МКОУ «Уксянская средняя школы»
Бояркина Татьяна Александровна
2022год
село Уксянское
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема урока: Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности
Тип урока: интегрированный урок с применением финансовой грамотности и ИК.
Время проведения: 40 минут.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, раздаточный материал
Цель урока. Систематизировать представления учащихся об общей культуре населения в области безопасности жизнедеятельности, подчеркнув значение уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России. Сформировать убеждение в том, что национальная безопасность России — забота не только государства, но и каждого гражданина России.
Задачи
создать условия для формирования у обучающихся знаний о культуре безопасности и видах источников опасностей в социальной среде
овладеть знаниями о финансовых мошенничествах, развитие экономического образа мышления
Изучаемые вопросы
1. Возрастание отрицательного влияния последствий чрезвычайных ситуаций и человеческого фактора на национальную безопасность России.
2. Общая система обеспечения безопасности населения страны.
3. Уровень культуры в области безопасности населения страны и национальная безопасность России.
Планируемые результаты:
окончив изучение темы, обучающийся будет иметь представление о различных видах источников опасностей в социальной среде, а также в интернет пространстве
будет знать о мерах предотвращения опасных ситуаций в быту и при использовании интернет приложений
научится соблюдать ряд общепринятых правил безопасного поведения в жизни
Предметные
- Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной речи.
- Инициатива, находчивость, активность при работе в группе.
-Умение самостоятельно ставить цели
Познавательные, метапредметные
-Умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые задачи на уроке и познавательной деятельности -Овладение терминологией (финансовая пирамида, фишинг, скимминг, ливанская петля, обман)
-Умение решать задачи на соответствие и т. д
Коммуникативные
- умение слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение
Ход урока
Учитель: Мы живем с вами на планете Земля. Последние цифры по переписи населения говорят о том, что на планете проживает 8 млрд. человек. Но в современном мире чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в жизнедеятельности человека.
Последствия чрезвычайных ситуаций, имеющих место в России, оказывают все возрастающее влияние на состояние национальной безопасности России.
В Российской Федерации сохраняется тенденция ежегодного роста числа чрезвычайных ситуаций, обусловленных опасными природными явлениями. В техногенной сфере наблюдается высокий уровень аварийности, а по отдельным видам производства наблюдается ее рост (по данным МЧС России).
Статистика чрезвычайных ситуаций по Российской Федерации
Человеческий фактор оказывает постоянно возрастающее отрицательное влияние на безопасность личности, общества и государства и является если не главным, то определяющим фактором в деле обеспечения национальной безопасности России.
В современном мире особое место занимают чрезвычайные ситуации социального характера: войны, терроризм, похищение людей, наркомания, алкоголизм, курение и др. Эти чрезвычайные ситуации нередко называют «рукотворными», так как причиной происшествия является только человек, т. е. человеческий фактор составляет 100%.
По оценкам ряда ученых в ближайшие 50 лет возможен эволюционный кризис человечества как биологического вида. Основной причиной этого является противоречие между нежеланием промышленно развитых стран сократить уровень потребления природных ресурсов и высокими темпами прироста населения в большинстве развивающихся стран. Результатом может стать перспектива исчерпания не возобновляемых природных ресурсов (нефть, газ и др.) и многократное превышение допустимой антропогенной нагрузки на биосферу.
Под культурой безопасности жизнедеятельности понимается система исторически сложившихся социально значимых ценностей, а также определенных качеств личности, которые регулируют, направляют и контролируют его образ жизни и деятельности, обеспечивая оптимальный уровень защищенности.
Рассмотрим основные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности, которые должны быть гармонично развиты в личности: образовательный, мировоззренческий, технологический и экологический.
жизнедеятельности.
1. Мировоззренческая проблема формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
Человеческая практика показывает, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности, т.е. любая деятельность потенциально опасна.
В силу невозможности достижения абсолютной безопасности мир пришел к утверждению концепции приемлемого риска, суть которой заключается в обеспечении такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени и с которой можно согласиться. В Российской Федерации сложилась достаточно серьезная демографическая ситуация, связанная с тем, что рост смертности значительно превышает рост рождаемости, и только за последние два года эту тенденцию государству удалось остановить, хоть и не значительно, но переломить. Следует отметить, что резко возросла смертность в результате игнорирования населением страны элементарных правил безопасности. Только по трем позициям (ДТП, отравления некачественным алкоголем, пожары) в России ежегодно погибает около 100 тысяч человек. Для сравнения, за 10 лет ведения боевых действий в Афганистане погибло около 15 тысяч человек. Естественно встает вопрос изменения сложившейся ситуации, поскольку она коренным образом затрагивает национальные интересы страны.
Из сказанного следует, что в обществе необходимо кардинально менять систему взглядов на обеспечение безопасных условий жизнедеятельности. Основой формирования личности безопасного типа должны стать гуманистические общечеловеческие ценности, доброта и чуткость, милосердие, толерантность, чувство долга и ответственности, что было всегда присуще народам, населяющим РФ. В решении этой важнейшей задачи велика и ответственна роль средств массовой информации.
2. Технологический аспект формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
В данном случае культуру безопасности можно представить как сумму умений, навыков, индивидуальных психофизических и личностных качеств человека, необходимых для успешных действий в чрезвычайных и экстремальных ситуациях.
Практика показывает, что из всех лиц, оказавшихся в экстремальной ситуации, только 10–20 % способны действовать решительно и умело, 40–60 % – в первые полчаса действуют неадекватно и только после этого времени начинают поступать в соответствии со сложившейся обстановкой. 10–20 % впадают в апатию и не способны к принятию самостоятельных решений.
В данных условиях формирование личности безопасного типа предполагает конкретную психологическую и физическую подготовку. Возрастает роль заместителей директоров по безопасности образовательных организаций, учителей ОБЖ, осуществляющих подготовку всех категорий образовательного процесса в области защиты от чрезвычайных ситуаций, им как никому необходимо хорошо знать способы организации и методику проведения таких занятий.
3. Экологическая проблема формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
Экологические проблемы в последнее время стали одними из острейших. Вмешательство человека во все сферы природы вызывает резкое ухудшение состояния экологических систем, нередко даже гибель уникальных природных комплексов, сокращение и исчезновение популяций отдельных видов растений и животных, опасность необратимых изменений в структурах географических сфер.
Критическую ситуацию образуют следующие негативные тенденции:
– потребление ресурсов Земли настолько превысило темпы их естественного воспроизводства, что истощение природных богатств стало оказывать заметное влияние на их использование, на национальную и мировую экономику и привело к необратимому обеднению литосферы и биосферы;
– отходы, побочные продукты производства и быта загрязняют природу, вызывают деформации экологических систем, нарушают глобальный круговорот веществ и создают угрозу для безопасных условий жизнедеятельности человека.
Сложившаяся ситуация требует безотлагательного вмешательства. С одной стороны, государство должно использовать имеющиеся рычаги воздействия на лиц, нарушающих природоохранное законодательство, и перейти от намерений к действиям в отношении злостных нарушителей. С другой стороны, необходимо экологическое образование и воспитание всех категорий населения. Ситуация, когда предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, воде, почве превышают установленные нормы порой в десятки раз, недопустима. Каждый гражданин своей страны на своем участке деятельности должен помнить, что он оставит своим детям и внукам.
Так два года назад руководство города Жуковского при строительстве так называемой «Объездной дороги», а на самом деле подъездной, , вырубило несколько десятков гектаров векового леса, который как выяснилось в кадастровых планах числился кустарником, в результате чего в несколько раз увеличилось количество транзитного потока автомобилей и соответственно вредных выхлопов в атмосферу, что в свою очередь пагубно повлияло на здоровье жуковчан. Поднялась общественность, строительство дороги остановлено и новое руководство заняло новую позицию.
4. Образовательная проблема культуры безопасности жизнедеятельности.
Д.И. Менделеев в своем труде «К познанию России» подчеркивал, что решение любой проблемы необходимо начинать с образования, т.е. с обучения тех людей, которые призваны решать ту или иную проблему.
Однако эффективность образовательных программ и способность умело действовать в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, как показывает практика, остается на низком уровне. Причинами являются психологическая неготовность к действиям, разрыв в теоретическом понимании вопросов защиты населения и практической реализации знаний в тех или иных условиях. В умах населения главенствует мысль о том, что «со мной это не случится» или «у нас это невозможно». Однако проводимая западом и США недальновидная агрессивная политика в Югославии, Ираке, Ливии на Украине заставляет задуматься об обратном.
Сегодня образованию дан социальный заказ не только по возрождению российского этноса, но и по формированию культуры безопасности и личности «безопасного типа».
Так что же это такое личность безопасного типа, к которому мы все так стремимся?
Личность безопасного типа - это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу, с сохранением жизни на Земле и во Вселенной, готовый к самым решительным действиям вплоть до самопожертвования во имя высоких идеалов защиты Отечества, он уважает историю и традиции своей Родины, сложившуюся систему ценностей, законов, проявляет заботу о жизни, здоровье, безопасности людей.
Безопасность человека во многом зависит от него самого, от его готовности правильно оценить складывающуюся опасную ситуацию и найти из нее наиболее безопасный выход.
Далее необходимо подчеркнуть, что умение вести себя безопасно в различных опасных и чрезвычайных ситуациях определяет защищенность человека от отрицательного воздействия на него фактора риска окружающей среды и характеризует его уровень общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.
Различают два вида безопасности:
1) гипотетическое отсутствие опасности, самой возможности каких-либо потрясений и катаклизмов;
2) реальная защищенность от опасностей, способность надежно им противостоять.
Человек, владеющий общей культурой в области безопасности жизнедеятельности, должен постоянно формировать у себя определенные качества:
• быть постоянно любознательным и стремиться научиться предвидеть возникновение различных опасных ситуаций по их наиболее характерным признакам, а также возможные их последствия для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих;
• тренироваться в анализе развития событий при различных опасных ситуациях, уметь объективно оценивать свои возможности, мысленно проигрывать варианты своего поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях и стремиться находить самый безопасный выход из складывающейся обстановки для себя и окружающих;
• стремиться регулярно расширять круг своих знаний и умений безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, используя для этого рекомендации специалистов в области безопасности и свой жизненный опыт;
• постоянно развивать в себе ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды;
• воспитывать у себя ответственное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья в качестве как индивидуальной, так и общественной ценности, формировать индивидуальную систему здорового образа жизни;
• помнить, что здоровье граждан поддерживает благоприятную демографическую обстановку в стране, увеличивает активную продолжительность жизни населения страны, гарантирует естественную смену поколений с учетом развития цивилизации, а значит, напрямую влияет на обеспечение национальной безопасности России.
В заключение урока подчеркнуть, что каждый гражданин России должен в полной мере осознать свою ответственность за национальную безопасность нашей Родины — России и постоянно стремиться повышать свой уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности.
Общее образование одно из наиболее действенных средств управления и формирования мировоззрения человека и общества. В период его модернизации вводятся новые предметы, условия и темы, востребованные современными условиями жизни. В полной мере это относится и к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) развитие, которого непосредственно связано с необходимостью решения глобальных, национальных и индивидуальных проблем безопасности, с потребностями устойчивого развития России и её граждан.
№ П./П | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. | Органи- зационный момент | Приветствие | Приветствие | Регулятивные: сформировать взаимоотношения с окружающими; Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со взрослыми; |
2. | Актуализация знаний | Озвучивает тему урока. Эпиграфом нашего урока являются слова. « Все бедствия людей происходят не столько от того, что они не сделали того, что нужно, сколько от того, что они делают то, чего не нужно делать.» – Л. Толстой . «Дело умных - предвидеть беду, пока она не пришла, дело храбрых - управляться с бедой, когда она уже пришла.» - Питтак Вопросы: Как вы считаете, какое отношение имеют эти высказывания к теме нашего урока? Как связаны понятия: «Культура и безопасность »? | Высказывают свое мнение на поставленный вопрос, записывают дату и тему урока в тетрадь. | Личностные: социально-психологического качество отношений с окружающими людьми; Регулятивные: сформировать взаимоотношений с окружающими; Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения со взрослыми; готовность к коллективным формам деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при достижении предметных и метапредмтных результатов обучения. |
3. | Постановка учебных задач. | Предлагает разбиться на группы и ответить на поставленные проблемные ситуации. Кто должен принимать активное участи в формировании этой культуры? Какие опасности вы знаете? | Работают в группах. Составляют кластер на бумаге. Отчет по группам | Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со взрослыми; готовность к коллективным формам деятельности. |
4. | Открытие нового | 1.Показ презентации «Финансовые мошенники». 2. Доклад ученика, о низкой культуре поведения и к чему это приводит. 3. Самостоятельная работа. Тест «Умеете ли вы противостоять кибермошенникам?» (Приложение №1) | 1.Просмотр презентации и прослушивание доклада. 2.Отвечают на вопросы. 3.Отвечают на тесты. | Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных; формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни; социально-психологического отношения с окружающими людьми; Регулятивные: прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам ; моделировать ситуации; Познавательные: познакомиться с причинами возникновения мошенничества в интернете; Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения с взрослыми; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем |
5. | Первичное закрепление | Предлагает найти соответствие, выбрав из перечня. (Приложение №2) | Выполняют задание на соответствие. | Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных Регулятивные: уметь распознавать интернет мошенников в «виртуальной» жизни и причины их возникновения |
6. | Рефлексия | Задает вопрос: « Что нового вы узнали сегодня на уроке? Ваше отношение к данной теме урока?» | Отвечают на вопросы и проговаривают своё отношение к теме данного урока. | Личностные: социально-психологического ( качество отношений с окружающими людьми). Регулятивные: сформировать взаимоотношений с окружающими. Познавательные: Выучить правила культурного поведения Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
7. | Итог урока | Подводит итог урока. Совместно с обучающимися оценивает работу каждого ученика. | Оценивают работу на уроке. | Личностные: социально-психологического ( качество отношений с окружающими людьми); Регулятивные: сформировать взаимоотношений с окружающими; Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения с взрослыми. |
8. | Домашняя работа | Задает задание на дом: Составить синквейн слов культура, безопасность. Подготовиться к контрольной работе по разделу. | Записывают домашнее задание. | |
Приложение 1.
Тест «Умеете ли вы противостоять кибер – мошенникам?»
Найдите лишнее.
К преступлениям против собственности относятся:
а) незаконный арест;
б) вымогательство;
в) контрабанда;
г) мошенничество.
2. Основами какой науки владеет мошенник:
а) психология;
б) химия;
в) биология.
3.При входе в систему Сбербанк Онлайн требуется ввести только;
а) девичью фамилию матери и пароль;
б) ФИО и пароль;
в) логин и пароль.
4.Банк (в СМС, по телефону или на сайте) запрашивает у вас пароль для отмены операции в системе Сбербанк Онлайн. Ваши действия:
а) скажу пароль и отменю операцию;
б) закрою программу и позвоню в банк.
5.Безопасно ли использовать Free –Wi – Fi в кафе или ресторане для онлайн – покупок в интернет – магазинах:
а) нет; б) да.
Приложение 2.
Найти соответствие, выбрав из перечня:
1.Фишшинг 2.Скимминг Ливанская петля Финансовая пирамида Мошенник Обман | А. Человек, который обманывает других в корыстных целях; Б. Вид мошенничества с банковскими картами, при котором в кардридер банкомата помещается специальный кармашек, изготовленный из фотоплёнки, крадущий банковскую карту; В. Сознательное искажение истины (активный), или умолчание об истине (пассивный). Г. Кража личных данных для последующего хищения средств с банковской карты или интерне – кошелька; Д. Вид мошенничества с банковской карты, при котором на банкомат устанавливается специальное считывающее устройство (скиммер), который копирует все данные с магнитной карты; Е. Обещание высокой доходности, в несколько раз превышающей рыночный уровень, гарантирование доходности (что запрещено на рынках ценных бумаг) |
Ответ: 1 – Г; 2 – Д; 3 – Б; 4 – Е; 5 – А; 6 – В.
Список литературы
Учебник ОБЖ 9класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Просвещение 2016 г.
Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности.2000.-с.16.
Абрамова психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 1999.
Интернет рессурсы
http://mosathletics.ru (ЧС природного характера)
http://european-obzhs.org (ЧС техногенного характера)
https://www.newstube.ru/media/ostorozhno-kibermoshenniki