СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока ОБЖ по теме: Формирование культуры безопасности жизнедеятельности.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок был роведен в рамках ППО учителей ОБЖ

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока ОБЖ по теме: Формирование культуры безопасности жизнедеятельности.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Уксянская средняя общеобразовательная школа»

Далматовского района Курганской области













Урок

по основам безопасности жизнедеятельности в 9 классе на тему:

«Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности»












Разработала преподаватель организатор ОБЖ

МКОУ «Уксянская средняя школы»

Бояркина Татьяна Александровна




2022год

село Уксянское

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 Предмет   ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ  ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема урока:   Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности

Тип урока: интегрированный урок с применением финансовой грамотности и ИК.

Время проведения: 40 минут.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, раздаточный материал


Цель урока. Систематизировать представления учащихся об общей культуре населения в области безопасности жизнедеятельности, подчеркнув значение уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России. Сформировать убеждение в том, что национальная безопасность России — забота не только государства, но и каждого гражданина России.


Задачи

  • создать условия для формирования у обучающихся знаний о культуре безопасности и видах источников опасностей в социальной среде

  • овладеть знаниями о финансовых мошенничествах, развитие экономического образа мышления



Изучаемые вопросы

1. Возрастание отрицательного влияния последствий чрезвычайных ситуаций и человеческого фактора на национальную безопасность России.

2. Общая система обеспечения безопасности населения страны.

3. Уровень культуры в области безопасности населения страны и национальная безопасность России.



Планируемые результаты:

  • окончив изучение темы, обучающийся будет иметь представление о различных видах источников опасностей в социальной среде, а также в интернет пространстве

  • будет знать о мерах предотвращения опасных ситуаций в быту и при использовании интернет приложений

  • научится соблюдать ряд общепринятых правил безопасного поведения в жизни

Предметные

- Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной речи.

- Инициатива, находчивость, активность при работе в группе.

-Умение самостоятельно ставить цели


Познавательные, метапредметные

-Умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые задачи на уроке и познавательной деятельности -Овладение терминологией (финансовая пирамида, фишинг, скимминг, ливанская петля, обман)

-Умение решать задачи на соответствие и т. д


Коммуникативные

- умение слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение





Ход урока

Учитель: Мы живем с вами на планете Земля. Последние цифры по переписи населения говорят о том, что на планете проживает 8 млрд. человек. Но в современном мире чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в жизнедеятельности человека.

Последствия чрезвычайных ситуаций, имеющих место в России, оказывают все возрастающее влияние на состояние национальной безопасности России.

В Российской Федерации сохраняется тенденция ежегодного роста числа чрезвычайных ситуаций, обусловленных опасными природными явлениями. В техногенной сфере наблюдается высокий уровень аварийности, а по отдельным видам производства наблюдается ее рост (по данным МЧС России).

Статистика чрезвычайных ситуаций по Российской Федерации


Человеческий фактор оказывает постоянно возрастающее отрицательное влияние на безопасность личности, общества и государства и является если не главным, то определяющим фактором в деле обеспечения национальной безопасности России.


В современном мире особое место занимают чрезвычайные ситуации социального характера: войны, терроризм, похищение людей, наркомания, алкоголизм, курение и др. Эти чрезвычайные ситуации нередко называют «рукотворными», так как причиной происшествия является только человек, т. е. человеческий фактор составляет 100%.


По оценкам ряда ученых в ближайшие 50 лет возможен эволюционный кризис человечества как биологического вида. Основной причиной этого является противоречие между нежеланием промышленно развитых стран сократить уровень потребления природных ресурсов и высокими темпами прироста населения в большинстве развивающихся стран. Результатом может стать перспектива исчерпания не возобновляемых природных ресурсов (нефть, газ и др.) и многократное превышение допустимой антропогенной нагрузки на биосферу.

Под культурой безопасности жизнедеятельности понимается система исторически сложившихся социально значимых ценностей, а также определенных качеств личности, которые регулируют, направляют и контролируют его образ жизни и деятельности, обеспечивая оптимальный уровень защищенности.


Рассмотрим основные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности, которые должны быть гармонично развиты в личности: образовательный, мировоззренческий, технологический и экологический.

жизнедеятельности.

1. Мировоззренческая проблема формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Человеческая практика показывает, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности, т.е. любая деятельность потенциально опасна.

В силу невозможности достижения абсолютной безопасности мир пришел к утверждению концепции приемлемого риска, суть которой заключается в обеспечении такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени и с которой можно согласиться. В Российской Федерации сложилась достаточно серьезная демографическая ситуация, связанная с тем, что рост смертности значительно превышает рост рождаемости, и только за последние два года эту тенденцию государству удалось остановить, хоть и не значительно, но переломить. Следует отметить, что резко возросла смертность в результате игнорирования населением страны элементарных правил безопасности. Только по трем позициям (ДТП, отравления некачественным алкоголем, пожары) в России ежегодно погибает около 100 тысяч человек. Для сравнения, за 10 лет ведения боевых действий в Афганистане погибло около 15 тысяч человек. Естественно встает вопрос изменения сложившейся ситуации, поскольку она коренным образом затрагивает национальные интересы страны.

Из сказанного следует, что в обществе необходимо кардинально менять систему взглядов на обеспечение безопасных условий жизнедеятельности. Основой формирования личности безопасного типа должны стать гуманистические общечеловеческие ценности, доброта и чуткость, милосердие, толерантность, чувство долга и ответственности, что было всегда присуще народам, населяющим РФ. В решении этой важнейшей задачи велика и ответственна роль средств массовой информации.


2. Технологический аспект формирования культуры безопасности жизнедеятельности.


В данном случае культуру безопасности можно представить как сумму умений, навыков, индивидуальных психофизических и личностных качеств человека, необходимых для успешных действий в чрезвычайных и экстремальных ситуациях.

Практика показывает, что из всех лиц, оказавшихся в экстремальной ситуации, только 10–20 % способны действовать решительно и умело, 40–60 % – в первые полчаса действуют неадекватно и только после этого времени начинают поступать в соответствии со сложившейся обстановкой. 10–20 % впадают в апатию и не способны к принятию самостоятельных решений.

В данных условиях формирование личности безопасного типа предполагает конкретную психологическую и физическую подготовку. Возрастает роль заместителей директоров по безопасности образовательных организаций, учителей ОБЖ, осуществляющих подготовку всех категорий образовательного процесса в области защиты от чрезвычайных ситуаций, им как никому необходимо хорошо знать способы организации и методику проведения таких занятий.


3. Экологическая проблема формирования культуры безопасности жизнедеятельности.


Экологические проблемы в последнее время стали одними из острейших. Вмешательство человека во все сферы природы вызывает резкое ухудшение состояния экологических систем, нередко даже гибель уникальных природных комплексов, сокращение и исчезновение популяций отдельных видов растений и животных, опасность необратимых изменений в структурах географических сфер.

Критическую ситуацию образуют следующие негативные тенденции:

– потребление ресурсов Земли настолько превысило темпы их естественного воспроизводства, что истощение природных богатств стало оказывать заметное влияние на их использование, на национальную и мировую экономику и привело к необратимому обеднению литосферы и биосферы;

– отходы, побочные продукты производства и быта загрязняют природу, вызывают деформации экологических систем, нарушают глобальный круговорот веществ и создают угрозу для безопасных условий жизнедеятельности человека.

Сложившаяся ситуация требует безотлагательного вмешательства. С одной стороны, государство должно использовать имеющиеся рычаги воздействия на лиц, нарушающих природоохранное законодательство, и перейти от намерений к действиям в отношении злостных нарушителей. С другой стороны, необходимо экологическое образование и воспитание всех категорий населения. Ситуация, когда предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, воде, почве превышают установленные нормы порой в десятки раз, недопустима. Каждый гражданин своей страны на своем участке деятельности должен помнить, что он оставит своим детям и внукам.

Так два года назад руководство города Жуковского при строительстве так называемой «Объездной дороги», а на самом деле подъездной, , вырубило несколько десятков гектаров векового леса, который как выяснилось в кадастровых планах числился кустарником, в результате чего в несколько раз увеличилось количество транзитного потока автомобилей и соответственно вредных выхлопов в атмосферу, что в свою очередь пагубно повлияло на здоровье жуковчан. Поднялась общественность, строительство дороги остановлено и новое руководство заняло новую позицию.


4. Образовательная проблема культуры безопасности жизнедеятельности.


Д.И. Менделеев в своем труде «К познанию России» подчеркивал, что решение любой проблемы необходимо начинать с образования, т.е. с обучения тех людей, которые призваны решать ту или иную проблему.

Однако эффективность образовательных программ и способность умело действовать в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, как показывает практика, остается на низком уровне. Причинами являются психологическая неготовность к действиям, разрыв в теоретическом понимании вопросов защиты населения и практической реализации знаний в тех или иных условиях. В умах населения главенствует мысль о том, что «со мной это не случится» или «у нас это невозможно». Однако проводимая западом и США недальновидная агрессивная политика в Югославии, Ираке, Ливии на Украине заставляет задуматься об обратном.

Сегодня образованию дан социальный заказ не только по возрождению российского этноса, но и по формированию культуры безопасности и личности «безопасного типа».

Так что же это такое личность безопасного типа, к которому мы все так стремимся?


Личность безопасного типа - это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу, с сохранением жизни на Земле и во Вселенной, готовый к самым решительным действиям вплоть до самопожертвования во имя высоких идеалов защиты Отечества, он уважает историю и традиции своей Родины, сложившуюся систему ценностей, законов, проявляет заботу о жизни, здоровье, безопасности людей.


Безопасность человека во многом зависит от него самого, от его готовности правильно оценить складывающуюся опасную ситуацию и найти из нее наиболее безопасный выход.

Далее необходимо подчеркнуть, что умение вести себя безопасно в различных опасных и чрезвычайных ситуациях определяет защищенность человека от отрицательного воздействия на него фактора риска окружающей среды и характеризует его уровень общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.


Различают два вида безопасности:

1) гипотетическое отсутствие опасности, самой возможности каких-либо потрясений и катаклизмов;

2) реальная защищенность от опасностей, способность надежно им противостоять.


Человек, владеющий общей культурой в области безопасности жизнедеятельности, должен постоянно формировать у себя определенные качества:

• быть постоянно любознательным и стремиться научиться предвидеть возникновение различных опасных ситуаций по их наиболее характерным признакам, а также возможные их последствия для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих;

• тренироваться в анализе развития событий при различных опасных ситуациях, уметь объективно оценивать свои возможности, мысленно проигрывать варианты своего поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях и стремиться находить самый безопасный выход из складывающейся обстановки для себя и окружающих;

• стремиться регулярно расширять круг своих знаний и умений безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, используя для этого рекомендации специалистов в области безопасности и свой жизненный опыт;

• постоянно развивать в себе ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды;

• воспитывать у себя ответственное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья в качестве как индивидуальной, так и общественной ценности, формировать индивидуальную систему здорового образа жизни;

• помнить, что здоровье граждан поддерживает благоприятную демографическую обстановку в стране, увеличивает активную продолжительность жизни населения страны, гарантирует естественную смену поколений с учетом развития цивилизации, а значит, напрямую влияет на обеспечение национальной безопасности России.

В заключение урока подчеркнуть, что каждый гражданин России должен в полной мере осознать свою ответственность за национальную безопасность нашей Родины — России и постоянно стремиться повышать свой уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности.


Общее образование одно из наиболее действенных средств управления и формирования мировоззрения человека и общества. В период его модернизации вводятся новые предметы, условия и темы, востребованные современными условиями жизни. В полной мере это относится и к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) развитие, которого непосредственно связано с необходимостью решения глобальных, национальных и индивидуальных проблем безопасности, с потребностями устойчивого развития России и её граждан.



П./П

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

Органи-

зационный момент

Приветствие

Приветствие

Регулятивные: сформировать  взаимоотношения с окружающими;

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со взрослыми;

2.

Актуализация  знаний

Озвучивает тему урока. Эпиграфом нашего  урока являются слова. « Все бедствия людей происходят не столько от того, что они не сделали того, что нужно, сколько от того, что они делают то, чего не нужно делать.» – Л. Толстой .

«Дело умных - предвидеть беду, пока она не пришла, дело храбрых - управляться с бедой, когда она уже пришла.»Питтак 

Вопросы: Как вы считаете, какое отношение имеют эти высказывания к теме нашего урока?

Как связаны понятия: «Культура и безопасность »?











Высказывают свое мнение на поставленный вопрос, записывают дату и тему урока в тетрадь.























Личностные: социально-психологического качество отношений с окружающими людьми;

Регулятивные: сформировать  взаимоотношений с окружающими;

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения со взрослыми;  готовность к коллективным формам деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при достижении предметных и метапредмтных результатов обучения.

3.

Постановка учебных задач.

Предлагает разбиться на группы и ответить на поставленные проблемные ситуации.

  • Расскажите   когда надо формировать культуру безопасности жизнедеятельности?

  • Кто должен принимать активное участи в формировании этой культуры?

  • Какие опасности вы знаете? 


Работают в группах. Составляют кластер на бумаге.


Отчет по группам


Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со взрослыми;  готовность к коллективным формам деятельности.

4.

Открытие нового

1.Показ презентации «Финансовые мошенники».

2. Доклад ученика, о низкой культуре поведения и к чему это приводит.


3. Самостоятельная работа.

Тест «Умеете ли вы противостоять кибермошенникам?» (Приложение №1)


1.Просмотр презентации и прослушивание доклада.

2.Отвечают на вопросы.



3.Отвечают на тесты.

Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных; формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни; социально-психологического отношения с окружающими людьми;

Регулятивные: прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам ; моделировать ситуации; Познавательные: познакомиться с причинами возникновения мошенничества в интернете;

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения с взрослыми; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

5.

Первичное закрепление

  1.  Предлагает найти соответствие, выбрав из перечня. (Приложение №2)

  1. Выполняют задание на соответствие.

Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных

Регулятивные: уметь распознавать интернет мошенников в «виртуальной» жизни и причины их возникновения


6.

Рефлексия


Задает вопрос: « Что нового вы узнали сегодня на уроке? Ваше отношение к данной теме урока?»

Отвечают на вопросы и проговаривают своё отношение к теме данного урока.

Личностные: социально-психологического ( качество отношений с окружающими людьми).

Регулятивные: сформировать  взаимоотношений с окружающими.

Познавательные: Выучить правила культурного поведения

Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

7.

Итог урока

Подводит итог урока. Совместно с обучающимися оценивает работу каждого ученика.

Оценивают работу на уроке.

Личностные: социально-психологического ( качество отношений с окружающими людьми);

Регулятивные: сформировать  взаимоотношений с окружающими;

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения с взрослыми.

8.

Домашняя работа

Задает задание на дом:

Составить синквейн слов культура, безопасность. Подготовиться к контрольной работе по разделу.

Записывают домашнее задание.






























Приложение 1.

Тест «Умеете ли вы противостоять кибер – мошенникам?»

  1. Найдите лишнее.

К преступлениям против собственности относятся:

а) незаконный арест;

б) вымогательство;

в) контрабанда;

г) мошенничество.

2. Основами какой науки владеет мошенник:

а) психология;

б) химия;

в) биология.

3.При входе в систему Сбербанк Онлайн требуется ввести только;

а) девичью фамилию матери и пароль;

б) ФИО и пароль;

в) логин и пароль.

4.Банк (в СМС, по телефону или на сайте) запрашивает у вас пароль для отмены операции в системе Сбербанк Онлайн. Ваши действия:

а) скажу пароль и отменю операцию;

б) закрою программу и позвоню в банк.

5.Безопасно ли использовать Free –Wi – Fi в кафе или ресторане для онлайн – покупок в интернет – магазинах:

а) нет; б) да.

Приложение 2.

Найти соответствие, выбрав из перечня:

1.Фишшинг



2.Скимминг




  1. Ливанская петля




  1. Финансовая пирамида



  1. Мошенник





  1. Обман






А. Человек, который обманывает других в корыстных целях;

Б. Вид мошенничества с банковскими картами, при котором в кардридер банкомата помещается специальный кармашек, изготовленный из фотоплёнки, крадущий банковскую карту;

В. Сознательное искажение истины (активный), или умолчание об истине (пассивный).

Г. Кража личных данных для последующего хищения средств с банковской карты или интерне – кошелька;

Д. Вид мошенничества с банковской карты, при котором на банкомат устанавливается специальное считывающее устройство (скиммер), который копирует все данные с магнитной карты;

Е. Обещание высокой доходности, в несколько раз превышающей рыночный уровень, гарантирование доходности (что запрещено на рынках ценных бумаг)





Ответ: 1 – Г; 2 – Д; 3 – Б; 4 – Е; 5 – А; 6 – В.



Список литературы

    1. Учебник ОБЖ 9класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Просвещение 2016 г.

    2. Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности.2000.-с.16.

    3.  Абрамова психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 1999.



Интернет рессурсы

  1. http://mosathletics.ru  (ЧС природного характера)

  2. http://european-obzhs.org    (ЧС техногенного характера)

  3. https://www.newstube.ru/media/ostorozhno-kibermoshenniki




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!