Методическая разработка урока по обществознанию
Урок 2. Тема урока: «Охранять природу – значит охранять жизнь».
7 класс
Учитель:
Сидоренко Ольга Анатольевна
(Слайд 1)
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся
представлений о прямой обязанности граждан заботиться об окружающем мире.
Задачи:
Проанализировать причины возникновения экологического кризиса.
Доказать, что природы нуждается в защите.
Развивать интеллектуальные, эмоциональные и творческие способности учащихся.
Воспитывать в учащихся нравственного человека, учить соблюдать правила экологической морали. (Слайд 2)
Оборудование: картины об экологии, ситуативные карточки, тесты, магнитофон, компьютер, Конституция РФ.
Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности.
Структура урока:
1.Организационный этап.
2.Этап проверки домашнего задания.
3. Этап закрепления изученного.
4. Этап контроля и самоконтроля.
5. Этап коррекции.
6. Этап информации о домашнем задании.
7. Этап подведения итогов занятия.
8. Этап рефлексии.
Ход урока.
1.Организационный этап.
Учитель: Добрый день, друзья! Проблемы экологии очень актуальны на сегодняшний день. Будущее человечества зависит напрямую от своевременного и правильного решения этих проблем. Красоты нашей планеты вызывают единодушный восторг всего человечества. Бережное, чуткое отношение к природным богатствам должно стать частью нашей повседневной жизни.
2. Этап проверки домашнего задания.
Учитель: На прошлом уроке мы говорили о тяжелых последствиях безответственности человека.
1.Нарисуйте словесный портрет безответственного человека.
2. Какого человека называют нравственным?
3. Можно ли назвать нравственным человека, уничтожающего природу?
4. В чём состоит главный смысл экологической морали? Вспомни три главных правила экологической морали.
3.Этап закрепления изученного.
Учитель: Ребята, мы продолжаем с вами обсуждать тему: «Охранять природу - значит охранять жизнь».
Ролевая игра. (Слайд 3) Представьте ситуацию: вы отдыхаете в лесу. Рядом с вами группа школьников собирает огромные букеты цветов, разбивает бутылки, оставляет за собой много мусора. Вам предлагается распределить роли между собой и обыграть сценку.
2) У вас было любимое место отдыха на речке, куда вы с семьей выезжали отдыхать. Долгое время вас не было там. Приехав туда, вы увидели мусор… Ваши действия.
3) Лес привлекает нас в разные времена года. Ежедневно туда отправляются тысячи людей, большинство из которых редко задумываются над тем, что приносит такое общение природе. Подумай, как отражается бездушное отношение отдыхающих на состоянии:
- почвы
- растений
- насекомых
-птиц
- животных. (Слайд 4)
Учитель: Какое отношение людей к природе вы знаете? Какое отношение детей к природе вы увидели в сценках? Опираясь на свой жизненный опыт, приведите примеры. Почему проблема защиты природы важна сегодня? Что означает охранять природу? (Слайд 5,6)
Ученик: Охранять природу - определенная деятельность людей, нацеленная на сохранение, разумное использование, воспроизводство природных ресурсов.
Учитель: Что является основным законом РФ? Когда была принята Конституция РФ? Какие обязанности имеют граждане России?
(ученики работают по конституции)
Учитель: Статья 9. Почему в главном законе нашего государства – Конституции РФ записано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории? Докажи, что земля и другие природные ресурсы – основа жизни человека.
Статья 42. «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Статья 58 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Как ты понимаешь свою роль в выполнении этой обязанности?
Учитель: 1. Что такое мораль? Как звучит золотое правило морали?
Ученик 1. (Слайд 7)
Не зли других и сам не злись,
Мы гости в этом мире бренном.
И если что не так – смирись,
Будь поумнее, улыбнись.
Холодной думай головой,
Ведь в мире всё закономерно.
Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно.
Ученик 2. (Слайд 8)
Ты памятью свой разум озари
И день минувший весь пересмотри.
Все ладно ль за день у тебя прошло?
Что сделал за день ты - добро иль зло?
Собой владел ли? Мудр и сдержан был?
Иль разума границы преступил?
Учитель: (Слайд 9)
1. Назовите три главных правила экологической морали?
2. Сравните смысл двух высказываний: «Мы не можем ждать милостей от природы: взять их у неё - наша задача». (И. Мичурин)
«Мы не можем ждать милостей от природы после всего, что мы с ней сделали». (В. Коняхин)
3. Объясните своими словами смысл каждого из высказываний.
4. Какому принципу экологической морали соответствует каждое из высказываний?
5. С автором какого высказывания ты согласен? Почему?
4. Этап контроля и самоконтроля.
Тест (Слайд 10)
Какое высказывание верно:
А. Природа и общество неразрывно взаимосвязаны.
В. Природа и общество развиваются независимо друг от друга.
1. Верно только А
2. Верно только Б.
3. Верно А и Б.
4. Оба высказывания неверны.
2. Какое утверждение верно?
А. Природа – основа, на которой возникло и развивается общество.
Б. Общество – это постоянно меняющаяся система.
1. Верно только А
2. Верно только Б.
3. Верно А и Б.
4. Оба высказывания неверны.
3. Статья 58 Конституции РФ гласит: « Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Что из перечисленного входит в обязанности граждан нашей страны:
А) соблюдать требования природоохранного законодательства;
Б) участвовать в общественном движении защитников природы;
В) повышать уровень своих знаний о природе;
Г) вносить средства в общественные экологические фонды;
Д) содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения;
Е) соблюдать установленные нормативы качества окружающей природной среды.
4. Укажите, что делаете вы лично для сохранения природы:
А) сажаете деревья;
Б) делаете кормушки;
В) обращаетесь в органы власти с заявлениями, касающимися охраны окружающей природы;
Г) участвуете в природоохранительной деятельности;
Ответы: 1- 1 2 – 3 3 – А Е 4 – А Б
5. Этап коррекции (работают в парах, исправляют ошибки).
6.Этап подведения итогов занятия. (Слайд 11- 14)
Учитель: Что же может сделать гражданин для защиты природы?
Ученик: Выполнять важнейшую обязанность гражданина - сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Охранять природу - значит охранять Родину.
1-й ученик. Мы сумели подняться на целую ступень выше зверей и птиц. Мы воспитали в себе человеческие чувства: душевную отзывчивость, сознание своей ответственности перед другими, готовность прийти на выручку.
2-й ученик. Люди, берегите добро в своём сердце! Не дайте злу взять верх над добром, загубить его. Помните: от того, куда приведет эта борьба, зависит не только чья-то жизнь, но и ваша судьба.
3-й ученик. Мне кажется, если человек хоть раз от души сделал добро незнакомому человеку или животному, — это уже человек. «Доброта есть исполнение нравственной силы», — утверждал Л.Толстой. Значит, доброта — средство совершенствования человека, это оружие, страхующее нас от грядущих бед, гарантия процветания всей планеты.
4-й ученик. Человек берет уже два процента естественной биологической продукции планеты! Немного? Но как берет! Ведь при этом он подрывает воспроизводящие силы природы. Да, от нас с вами пока мало что зависит. Но ведь и мы порой решаем вопрос: пожалеть, к примеру, лягушку или, растоптав ее, спокойно пойти дальше? Лягушка мыслить не умеет... Что о ней беспокоиться!
5-й ученик. У каждого живого существа есть свое законное место в биосфере. Истребите ту же лягушку — и биосфера будет больна. Так же точно, как заболел бы каждый из нас, если бы у него в крови пропали какие-нибудь ферменты. С этой точки зрения вообще любая тварь ценна точно так же, как и человек. Такова жизнь, человек не может отменить ее законы — так он отменил бы самого себя...
6-й ученик. Смотрю на глобус- шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги.
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники
Ты береги нас, береги.
7.Этап информации о домашнем задании. (Слайд 15)
Учитель: параграф 3. Выбери творческое задание.
1. Подготовь плакат, на котором напиши три главных правила экологической морали.
2. Напиши эссе на одну из тем:
А. «Беречь природу - значит беречь человека».
Б. «Сорвал один цветок – потерял десять».
В. «Человек напрасно прожил жизнь, если не посадил дерева, не построил дома, не вырастил ребёнка».
8. Оценочно- рефлексивный этап. (Слайд 16)
Учитель: Мне очень интересно, что вы думаете о нашем уроке. Это маленькое солнышко поможет вам сделать. Если урок понравился, солнышко будет улыбаться. Если вам было скучно на уроке, то солнышко будет печальным. Нарисуйте, пожалуйста, и покажите всем.