СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Охранять природу – значит охранять жизнь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Охранять природу –  значит охранять жизнь" Урок №2. в 7 классе.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Охранять природу – значит охранять жизнь"»



Методическая разработка урока по обществознанию


Урок 2. Тема урока: «Охранять природу – значит охранять жизнь».


7 класс














Учитель:

Сидоренко Ольга Анатольевна






































(Слайд 1)

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся

представлений о прямой обязанности граждан заботиться об окружающем мире.

Задачи:

  1. Проанализировать причины возникновения экологического кризиса.

  2. Доказать, что природы нуждается в защите.

  3. Развивать интеллектуальные, эмоциональные и творческие способности учащихся.

  4. Воспитывать в учащихся нравственного человека, учить соблюдать правила экологической морали. (Слайд 2)

Оборудование: картины об экологии, ситуативные карточки, тесты, магнитофон, компьютер, Конституция РФ.

Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности.

Структура урока:

1.Организационный этап.

2.Этап проверки домашнего задания.

3. Этап закрепления изученного.

4. Этап контроля и самоконтроля.

5. Этап коррекции.

6. Этап информации о домашнем задании.

7. Этап подведения итогов занятия.

8. Этап рефлексии.

Ход урока.

1.Организационный этап.

Учитель: Добрый день, друзья! Проблемы экологии очень актуальны на сегодняшний день. Будущее человечества зависит напрямую от своевременного и правильного решения этих проблем. Красоты нашей планеты вызывают единодушный восторг всего человечества. Бережное, чуткое отношение к природным богатствам должно стать частью нашей повседневной жизни.

2. Этап проверки домашнего задания.

Учитель: На прошлом уроке мы говорили о тяжелых последствиях безответственности человека.

1.Нарисуйте словесный портрет безответственного человека.

2. Какого человека называют нравственным?

3. Можно ли назвать нравственным человека, уничтожающего природу?

4. В чём состоит главный смысл экологической морали? Вспомни три главных правила экологической морали.

3.Этап закрепления изученного.

Учитель: Ребята, мы продолжаем с вами обсуждать тему: «Охранять природу - значит охранять жизнь».

Ролевая игра. (Слайд 3) Представьте ситуацию: вы отдыхаете в лесу. Рядом с вами группа школьников собирает огромные букеты цветов, разбивает бутылки, оставляет за собой много мусора. Вам предлагается распределить роли между собой и обыграть сценку.

2) У вас было любимое место отдыха на речке, куда вы с семьей выезжали отдыхать. Долгое время вас не было там. Приехав туда, вы увидели мусор… Ваши действия.

3) Лес привлекает нас в разные времена года. Ежедневно туда отправляются тысячи людей, большинство из которых редко задумываются над тем, что приносит такое общение природе. Подумай, как отражается бездушное отношение отдыхающих на состоянии:

- почвы

- растений

- насекомых

-птиц

- животных. (Слайд 4)

Учитель: Какое отношение людей к природе вы знаете? Какое отношение детей к природе вы увидели в сценках? Опираясь на свой жизненный опыт, приведите примеры. Почему проблема защиты природы важна сегодня? Что означает охранять природу? (Слайд 5,6)

Ученик: Охранять природу - определенная деятельность людей, нацеленная на сохранение, разумное использование, воспроизводство природных ресурсов.

Учитель: Что является основным законом РФ? Когда была принята Конституция РФ? Какие обязанности имеют граждане России?

(ученики работают по конституции)

Учитель: Статья 9. Почему в главном законе нашего государства – Конституции РФ записано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории? Докажи, что земля и другие природные ресурсы – основа жизни человека.

Статья 42. «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Статья 58 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Как ты понимаешь свою роль в выполнении этой обязанности?

Учитель: 1. Что такое мораль? Как звучит золотое правило морали?

Ученик 1. (Слайд 7)

Не зли других и сам не злись,

Мы гости в этом мире бренном.

И если что не так – смирись,

Будь поумнее, улыбнись.

Холодной думай головой,

Ведь в мире всё закономерно.

Зло, излученное тобой,

К тебе вернется непременно.

Ученик 2. (Слайд 8)

Ты памятью свой разум озари

И день минувший весь пересмотри.

Все ладно ль за день у тебя прошло?

Что сделал за день ты - добро иль зло?

Собой владел ли? Мудр и сдержан был?

Иль разума границы преступил?

Учитель: (Слайд 9)

1. Назовите три главных правила экологической морали?

2. Сравните смысл двух высказываний: «Мы не можем ждать милостей от природы: взять их у неё - наша задача». (И. Мичурин)

«Мы не можем ждать милостей от природы после всего, что мы с ней сделали». (В. Коняхин)

3. Объясните своими словами смысл каждого из высказываний.

4. Какому принципу экологической морали соответствует каждое из высказываний?

5. С автором какого высказывания ты согласен? Почему?

4. Этап контроля и самоконтроля.

Тест (Слайд 10)

  1. Какое высказывание верно:

А. Природа и общество неразрывно взаимосвязаны.

В. Природа и общество развиваются независимо друг от друга.

1. Верно только А

2. Верно только Б.

3. Верно А и Б.

4. Оба высказывания неверны.

2. Какое утверждение верно?

А. Природа – основа, на которой возникло и развивается общество.

Б. Общество – это постоянно меняющаяся система.

1. Верно только А

2. Верно только Б.

3. Верно А и Б.

4. Оба высказывания неверны.

3. Статья 58 Конституции РФ гласит: « Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Что из перечисленного входит в обязанности граждан нашей страны:

А) соблюдать требования природоохранного законодательства;

Б) участвовать в общественном движении защитников природы;

В) повышать уровень своих знаний о природе;

Г) вносить средства в общественные экологические фонды;

Д) содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения;

Е) соблюдать установленные нормативы качества окружающей природной среды.

4. Укажите, что делаете вы лично для сохранения природы:

А) сажаете деревья;

Б) делаете кормушки;

В) обращаетесь в органы власти с заявлениями, касающимися охраны окружающей природы;

Г) участвуете в природоохранительной деятельности;

Ответы: 1- 1 2 – 3 3 – А Е 4 – А Б

5. Этап коррекции (работают в парах, исправляют ошибки).

6.Этап подведения итогов занятия. (Слайд 11- 14)

Учитель: Что же может сделать гражданин для защиты природы?

Ученик: Выполнять важнейшую обязанность гражданина - сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Охранять природу - значит охранять Родину.

1-й ученик. Мы сумели подняться на це­лую ступень выше зверей и птиц. Мы воспи­тали в себе человеческие чувства: душевную отзывчивость, сознание своей ответственно­сти перед другими, готовность прийти на вы­ручку.

2-й ученик. Люди, берегите добро в сво­ём сердце! Не дайте злу взять верх над доб­ром, загубить его. Помните: от того, куда при­ведет эта борьба, зависит не только чья-то жизнь, но и ваша судьба.

3-й ученик. Мне кажется, если человек хоть раз от души сделал добро незнакомому человеку или животному, — это уже человек. «Доброта есть исполнение нравственной силы», — утверждал Л.Толстой. Значит, доб­рота — средство совершенствования челове­ка, это оружие, страхующее нас от грядущих бед, гарантия процветания всей планеты.

4-й ученик. Человек берет уже два про­цента естественной биологической продук­ции планеты! Немного? Но как берет! Ведь при этом он подрывает воспроизводящие силы природы. Да, от нас с вами пока мало что зависит. Но ведь и мы порой решаем во­прос: пожалеть, к примеру, лягушку или, рас­топтав ее, спокойно пойти дальше? Лягушка мыслить не умеет... Что о ней беспокоиться!

5-й ученик. У каждого живого существа есть свое законное место в биосфере. Истре­бите ту же лягушку — и биосфера будет боль­на. Так же точно, как заболел бы каждый из нас, если бы у него в крови пропали какие-нибудь ферменты. С этой точки зрения вооб­ще любая тварь ценна точно так же, как и человек. Такова жизнь, человек не может от­менить ее законы — так он отменил бы само­го себя...

6-й ученик. Смотрю на глобус- шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой,

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги.

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники

Ты береги нас, береги.

7.Этап информации о домашнем задании. (Слайд 15)

Учитель: параграф 3. Выбери творческое задание.

1. Подготовь плакат, на котором напиши три главных правила экологической морали.

2. Напиши эссе на одну из тем:

А. «Беречь природу - значит беречь человека».

Б. «Сорвал один цветок – потерял десять».

В. «Человек напрасно прожил жизнь, если не посадил дерева, не построил дома, не вырастил ребёнка».

8. Оценочно- рефлексивный этап. (Слайд 16)

Учитель: Мне очень интересно, что вы думаете о нашем уроке. Это маленькое солнышко поможет вам сделать. Если урок понравился, солнышко будет улыбаться. Если вам было скучно на уроке, то солнышко будет печальным. Нарисуйте, пожалуйста, и покажите всем.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!