СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока окружающего мира " Осенние изменения в живой и неживой природе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с осенними изменениями в живой и неживой природе. Развитие внимания и памяти.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока окружающего мира " Осенние изменения в живой и неживой природе"»

ТЕМА: В ГОСТИ К ОСЕНИ

Цели: - научить выделять осенние изменения в живой и неживой природе;

-развивать умения анализировать, обобщать,

-воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней

Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять осенние изменения в живой и неживой природе, смогут анализировать и обобщать учебный материал.

Ход урока

  1. Введение в тему.

Унылая пора! очей очарованье!

   Приятна мне твоя прощальная краса --

   Люблю я пышное природы увяданье,

   В багрец и в золото одетые леса,

   В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

   И мглой волнистою покрыты небеса,

   И редкий солнца луч, и первые морозы,

   И отдаленные седой зимы угрозы.



Вопросы к учащимся.

  • Какие чувства испытывали вы при прослушивании стихотво­рения?

  • Что на вас повлияло?

  • Рассмотрите картины художников. *

  • Какая тема их объединяет?

  • Назовите приметы осени на картинах.

IIБеседа об изменениях в неживой природе.

Учитель.

  • Посмотрите в окно. Что объединяет сегодняшний день и изо­бражение на картинах?

  • Сегодня на уроке нам важно выделить основные изменения в неживой и живой природе осенью.

  • Назовите предметы неживой природы (необходимо добиться, чтобы в числе предметов неживой природы учащиеся называли облака, осадки, ветер).

Какая сегодня погода?

  • Какое небо?

  • А каким оно бывает летом?

  • Сильнее или слабее греет солнце?

  • Как изменилась погода с приходом осени?

  • Сравните продолжительность дня и ночи.

  • Бывают ли осенью дожди?

  • Чем они отличаются от летних?

  • Сыро, неуютно и тоскливо становится нам в такие дни. Даже с прекращением дождя воздух ещё долго пропитан влажностью и пронзительным холодом.

  • Чем туманы в городе опасны для здоровья?

Осенью мы замечаем ещё очень интересное явление природы -первые заморозки.

Задания учащимся.

  • Прочитайте текст с. 32-33

  • Найдите перечисление осенних явлений в неживой природе.

  • На с. 36-37 рассмотрите осенние зарисовки.

Назовите фотографии, которые сделал Серёжа, и рисунки его папы.

  • На каких из них деревья готовы к листопаду?

  • Что такое листопад?

III. Беседа об изменениях в живой природе

  • Как повлияли изменения, происшедшие осенью в неживой природе, на жизнь растений? Возможные ответы детей: (Похолодание, затяжные дожди, частые ветры осенью повлияли на растения: у них вначале измени­лась окраска листьев, затем листья с деревьев и кустарников опа­ли, а у травянистых — завяли. С понижением температуры возду­ха изменение окраски листьев происходит интенсивнее. Быстрее идёт и листопад. Особенно сильно опадают листья после замо­розков. У большинства растений созрели и опали плоды и семена.)

  • Как повлияли изменения в неживой природе и мире растений на жизнь животных? Возможные ответы детей: (Осеннее похолодание и увядание растений повлияли на насекомых. Их стало меньше, а к концу осени они со­всем исчезнут. Увядание растений, исчезновение насекомых, а в некоторых случаях замерзание водоёмов влекут за собой отлёты перелётных птиц. С понижением температуры и отсутствием корма связаны изменения в жизни зверей: запасание корма, линька, залегание в зимнюю спячку.)

  • Прочитайте статью на с. 34-35.

  • Как называются птицы, покидающие осенью родные края?

  • Приведите примеры перелётных птиц.

Дополнительный материал:

Отлёт птиц идёт в определённом порядке. Ранее других улета­ют на юг птицы, питающиеся насекомыми: стрижи, щурки, иволги, кукушки, ласточки и др. Такой порядок вполне понятен, так как этот птичий корм исчезает ранее другого. Птицы, частично или полностью питающиеся растительной пищей, могут находить корм и позднее; с этим связан поздний отлёт дроздов, перепелов, куро­паток.

Внутри вида не все птицы улетают одновременно. Первыми улетают от нас те птицы, которым' не удалось вывести птенцов. За ними летят молодые, но уже окрепшие птенцы. Через некоторое время - самцы, а затем - самки.

Перед отлётом птицы собираются в стаи. Некоторые виды, прежде чем окончательно улететь, кочуют с места на место. Ку­кушка, выросшая в чужом гнезде, вне общения с другими кукуш­ками, удод и некоторые другие улетают в одиночку.

На местах зимовья птицы ведут себя иначе: там они не вьют гнёзд, не выводят птенцов, не поют.

IV. Рефлексия

- Какие серьёзные изменения происходят осенью в природе?

V. Итог урока

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что показалось вам особенно интересным?

-Чем вы могли бы дополнить наш урок?

- Кому нужна помощь?

Домашнее задание: Домашнее задание: учебник, с. 32-37; рабочая тетрадь, с. 14, задание 5.

Подготовить сообщение об изменениях в живой и неживой природе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!