ТЕМА: В ГОСТИ К ОСЕНИ
Цели: - научить выделять осенние изменения в живой и неживой природе;
-развивать умения анализировать, обобщать,
-воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней
Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять осенние изменения в живой и неживой природе, смогут анализировать и обобщать учебный материал.
Ход урока
Введение в тему.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса --
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Вопросы к учащимся.
Какие чувства испытывали вы при прослушивании стихотворения?
Что на вас повлияло?
Рассмотрите картины художников. *
Какая тема их объединяет?
Назовите приметы осени на картинах.
IIБеседа об изменениях в неживой природе.
Учитель.
Посмотрите в окно. Что объединяет сегодняшний день и изображение на картинах?
Сегодня на уроке нам важно выделить основные изменения в неживой и живой природе осенью.
Назовите предметы неживой природы (необходимо добиться, чтобы в числе предметов неживой природы учащиеся называли облака, осадки, ветер).
Какая сегодня погода?
Какое небо?
А каким оно бывает летом?
Сильнее или слабее греет солнце?
Как изменилась погода с приходом осени?
Сравните продолжительность дня и ночи.
Бывают ли осенью дожди?
Чем они отличаются от летних?
Сыро, неуютно и тоскливо становится нам в такие дни. Даже с прекращением дождя воздух ещё долго пропитан влажностью и пронзительным холодом.
Чем туманы в городе опасны для здоровья?
Осенью мы замечаем ещё очень интересное явление природы -первые заморозки.
Задания учащимся.
Прочитайте текст с. 32-33
Найдите перечисление осенних явлений в неживой природе.
На с. 36-37 рассмотрите осенние зарисовки.
Назовите фотографии, которые сделал Серёжа, и рисунки его папы.
III. Беседа об изменениях в живой природе
Как повлияли изменения, происшедшие осенью в неживой природе, на жизнь растений? Возможные ответы детей: (Похолодание, затяжные дожди, частые ветры осенью повлияли на растения: у них вначале изменилась окраска листьев, затем листья с деревьев и кустарников опали, а у травянистых — завяли. С понижением температуры воздуха изменение окраски листьев происходит интенсивнее. Быстрее идёт и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков. У большинства растений созрели и опали плоды и семена.)
Как повлияли изменения в неживой природе и мире растений на жизнь животных? Возможные ответы детей: (Осеннее похолодание и увядание растений повлияли на насекомых. Их стало меньше, а к концу осени они совсем исчезнут. Увядание растений, исчезновение насекомых, а в некоторых случаях замерзание водоёмов влекут за собой отлёты перелётных птиц. С понижением температуры и отсутствием корма связаны изменения в жизни зверей: запасание корма, линька, залегание в зимнюю спячку.)
Прочитайте статью на с. 34-35.
Как называются птицы, покидающие осенью родные края?
Приведите примеры перелётных птиц.
Дополнительный материал:
Отлёт птиц идёт в определённом порядке. Ранее других улетают на юг птицы, питающиеся насекомыми: стрижи, щурки, иволги, кукушки, ласточки и др. Такой порядок вполне понятен, так как этот птичий корм исчезает ранее другого. Птицы, частично или полностью питающиеся растительной пищей, могут находить корм и позднее; с этим связан поздний отлёт дроздов, перепелов, куропаток.
Внутри вида не все птицы улетают одновременно. Первыми улетают от нас те птицы, которым' не удалось вывести птенцов. За ними летят молодые, но уже окрепшие птенцы. Через некоторое время - самцы, а затем - самки.
Перед отлётом птицы собираются в стаи. Некоторые виды, прежде чем окончательно улететь, кочуют с места на место. Кукушка, выросшая в чужом гнезде, вне общения с другими кукушками, удод и некоторые другие улетают в одиночку.
На местах зимовья птицы ведут себя иначе: там они не вьют гнёзд, не выводят птенцов, не поют.
IV. Рефлексия
- Какие серьёзные изменения происходят осенью в природе?
V. Итог урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что показалось вам особенно интересным?
-Чем вы могли бы дополнить наш урок?
- Кому нужна помощь?
Домашнее задание: Домашнее задание: учебник, с. 32-37; рабочая тетрадь, с. 14, задание 5.
Подготовить сообщение об изменениях в живой и неживой природе.