СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока окружающего мира по теме "Наши реки".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке используется проблемная ситуация, сообщения заранее подготовленных учеников, тестовая работа

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока окружающего мира по теме "Наши реки".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Керчи Республики Крым «Школа № 9 имени Героя Советского Союза С.А.Борзенко»






Разработка урока окружающего мира

по теме : Наши реки.



4 класс, «Перспектива».












Составитель: Сергеева С.Л.,

учитель начальных классов.


Тема: Наши реки

Цель: познакомить со строением рек, их значением, учить работать с картой (показывать реки страны), развивать логическое мышление, связную речь, память, умение находить и использовать необходимую информацию, воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе

Планируемые результаты:

Предметные :знать термины, обозначающие части реки (исток, устье, русло, берег, притоки); знать и показывать на картах главные реки России и своего региона;

Метапредметные результаты:

Регулятивные: формулировать тему урока; определять цели и находить пути их решения, оценивать свои достижения,

Познавательные: анализировать, сравнивать объекты природы, составлять схему «Части реки», используя информацию из текста учебника и презентации;

Коммуникативные: вступать в диалог, слушать и слышать товарища, учителя, строить монологические высказывания по теме урока

Личностные результаты: ответственное отношение к учебной деятельности, к результатам своего труда, понимать значение рек в жизни людей;

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: презентация, учебник, рабочая тетрадь, карточки-тест, географическая карта, карточки

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний .

Повторение домашнего задания(фронтальный опрос)

-На какие группы можно разделить полезные ископаемые?. Приведите примеры и покажите на карте их месторождения.

-Рассказать о добыче нефти.

-Рассказать о добыче природного газа.

8 человек работает по карточкам(приложение1-тест)

3. Целеполагание.

-Мы познакомились на предыдущем уроке с поверхностями нашей Родины.

- Назовите формы земной поверхности. (равнины, горы, низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги)

- Каким цветом на карте они обозначены?

- Что обозначает голубой цвет на карте?

- Послушайте загадку .

Бежит, журчит, волнуется.

Все на нее любуются!

Никак не остановится,

Назад не поворотится… (Река)
-Догадались, какова тема нашего урока?

- Наши реки. Слайд №1

Попробуйте сформулировать цель нашего урока

Формулировка цели: изучить основные реки России, их значение для жизни людей. Слайд №2

4.Работа над новым материалом

Проблемный вопрос

-Почему издревле люди селились возле водоемов и рек ?

-Какие водоемы мы знаем? (Озеро, пруды, родники, болота, моря, океаны) слайд3

Работа по учебнику: Прочитайте первый и второй абзацы материала учебника, чтобы убедиться в правильности ваших выводов (с. 62—63)

В словаре Ожегова дается такое определение реки: Постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока до устья. (слайд4)

Что такое исток и устье мы узнаем сегодня на уроке дальше. Интересно?

-А как вы думаете, какие бывают реки? (рассуждения детей)

Перед вами две реки: горная и равнинная. Чем отличаются эти реки? Как вы думаете, почему? Слайд № 5-6 (Дети опираются на имеющиеся у них знания, на свой жизненный опыт)

-С давних времён люди разных стран путешествовали по рекам и морям, они плавали друг к другу в гости, продать свои товары, купить новые. Вдоль речных берегов много сёл и городов, и даже около небольшого городка есть пристани.

Многие наши реки имеют большую протяжённость. Если посчитать все реки длиннее 10 км, то их окажется 120 тысяч.

-Какие реки вы знаете?

Работа в группах:

-Расположите реки по протяжённости в порядке уменьшения

(у уч-ся карточки с названием рек и их протяжённостью)

Проверка выполненной работы.

Лена 4400 км

Обь 3650 км

Волга 3531 км

Енисей 3487 км

Амур 2824 км

Урал 2422 км

Днепр 2201 км

Дон 1870 км

Кама 1805 км

Ока 1498 км

Москва 502 км

Нева 74 км

-Богата Россия реками, а значит и питьевой водой.

- Как вы думаете, откуда может начинаться река?

Практическая работа

Слайд №7,8 (на слайде схема частей реки). Рассматриваем и анализируем.

-Как называется начало реки?

-Так откуда может брать начало река?

Каждая река где-то рождается. Это может быть ключ, бьющий из-под земли, болото, озеро или ледник в горах. Найдите в учебнике, как называется место рождения реки?

-Как завершает свой путь река?

-Как называется это место?

Теперь вы знаете, что такое исток и устье.

-Как определить, какой берег левый, а какой правый?

-Как будут называться притоки левого берега?

-Как будут называться притоки правого берега?

(Ответы на вопросы сопровождаются показом)

Физминутка

5.Продолжение работы над темой .

Проверка усвоения частей реки.

Работа в рабочих тетрадях с.36 задание №1. Составить схему « Части реки». Взаимопроверка в парах (с.136 на страничках умного совёнка)

– В России великое множество рек. Нам ребята подготовили небольшие сообщения о некоторых из них.

(выступление заранее подготовленных учащихся слайды: 9-Волга, 10-Обь, 11-Енисей, 12-Москва-река, 13-Нева).

- Но нельзя забывать и о наших реках Крыма.(слайд 14)

Заранее подготовленный ученик рассказывает о реке Салгир.

Река Салгир - самая длинная в Крыму.Она берет начало в предгорьях Чатырдага от слияния рек Кизилкобинка и Ангара. Протекает через город Симферополь, где соединяются два русла - Большой и Малый Салгир. Впадает в залив Сиваш. Ее протяженность - 232 км .

Однако даже большая протяженность и множество притоков не спасает его от пересыхания.

На реке расположено Симферопольское водохранилище, питающее часть города. Из него и вытекает Большой Салгир, соединяющийся с Малым в районе Гагаринского парка.

Самым известным притоком реки считается Биюк-Карасу. При этом до середины XX века считалось, что именно Биюк-Карасу является основным руслом. Среди других значимых рек, впадают Бурульча; Кизилкобинка; Ангара; Малый Салгир; Кучук-Карасу.

Долина реки используется для сельского хозяйства, рыболовства. В Салгире обитают такие интересные виды как форель, усач, быстрянка, пескарь, голец, гольян, рыбец,шемая, неприхотливые окунь, карась, плотва. По берегам растут  дуб черешчатый, гледичия, белая акация, два вида ясеня и клён американский, а также вяз, тополь, липа, кизил, бересклет и др. .

5. Итог урока.

-Чем же важны реки для жизни людей?

-Необходимо ли беречь реки? Почему? Какие экологические проблемы существуют?

- А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у реки?

Составим синквейн:

Река

Горная, равнинная

Кормит, поит, украшает

Реки-богатство и украшение России.

Кормилица.

6.Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

Домашнее задание: пересказ с. 62—65 учебника, ответить на вопросы с.65, рабочая тетрадь с.36-37 выполнить




Приложение. Карточка

Тест «В поисках подземных кладовых».

1. Какое полезное ископаемое самое прочное?

  1. Известняк 3)каменный уголь

  2. Гранит 4)торф

2. Из какого полезного ископаемого получают жидкое топливо?

  1. Из глины 3)из нефти

  2. Из железной руды 4)из торфа

3. В каком полезном ископаемом можно увидеть остатки морских организмов?

  1. В торфе

  2. В известняке

  3. В буром угле

  4. В природном газе

4. Какое полезное ископаемое называют «чёрным золотом»?

  1. Нефть 3)каменный уголь

  2. Природный газ 4)торф

5. Какие полезные ископаемые горючи?

  1. Природный газ

  2. Песок

  3. Торф

  4. Нефть

6. Какие полезные ископаемые используют в строительстве?

  1. Песок

  2. Известняк

  3. Гранит

  4. Глину

7.Какими полезными ископаемыми богаты Уральские горы?

  1. Малахит

  2. Каменный уголь

  3. Изумруды

8.Какое место занимает Россия в мире по добыче полезных ископаемых?

  1. Второе

  2. Первое

9.Добычей каких полезных ископаемых славится Якутия?

  1. Алмазы

  2. Нефть

  3. золото

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!