СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Относительная высота"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока может быть использована в 5-6 классах.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Относительная высота"»

Тема урока: Относительная высота

Цель: дать основные понятия темы и познакомить обучающихся способами изображения относительных высот точек земной поверхности

Задачи:
Образовательные: 
- расширить и углубить знания обучающихся о рельефе земной поверхности;

- определить значение этих знаний в жизни человека;

Развивающие:
- развивать познавательный интерес обучающихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные:
- воспитывать наблюдательность, интерес к изучению географии; 

Основные термины и понятия, ключевые слова:  относительная высота, нивелир, рельеф

Оборудование: рисунки учебника, модель холма, самодельный нивелир, презентация

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный. 

Комплекс использованных методов и приемов: интерактивная лекция, групповая дискуссия, практическая работа 

Ход урока

Ι. Организационный момент.

Приветствие.

- Посмотрите друг на друга - улыбнитесь друг другу.

Девиз нашего урока: наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать, уважать друг друга.



ΙΙ. Актуализация знаний и умений обучающихся.

За начало отсчета высот на Земле принят уровень Балтийского моря. Высоту местности, определенную от уровня Балтийского моря, называют абсолютной высотой. Абсолютная высота точек, расположенных выше уровня моря, - положительная, а ниже - отрицательная. Так, выше расположены горы суши, ниже - отдельные низменности.

Например, абсолютная положительная высота самых высоких гор мира Гималаев равна 8848 м над уровнем моря, а абсолютная отрицательная высота составляет -395 м. Это уровень Мертвого моря.


ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Сообщение темы и задач урока.

С давних времен для выяснения вопроса, выше или ниже расположен объект, использовали прибор - уровень. Более ста лет назад люди соединили уровень с трубой и получили новый геодезический инструмент - нивелир. Это слово французского происхождения, в переводе означает «выравнивать».


ΙV. Изучение нового материала.

Понятие относительная высота вершины возникло из-за потребности в критерии для отделения горных вершин от самостоятельных гор. Без такого критерия самостоятельность вершины можно определить лишь субъективно (и тогда ничто не мешает, например, назвать десятью высочайшими горами Земли десять скал на вершине Джомолунгмы) или по наличию у этой вершины названия.

Главная проблема при использовании относительной высоты вершины в качестве показателя примечательности горы состоит в следующем. Если два пика почти одинаковой высоты отделены неглубоким понижением друг от друга и глубоким - от всех остальных, их относительная высота вершины резко отличается: у более высокого пика она намного больше. Другой недостаток параметра - то, что он не характеризует рельеф ближайших окрестностей тех гор, у которых основа седловины находится далеко (разница высот очень далёких точек не представляет большого интереса). Кроме того, относительная высота вершины не учитывает крутизну склонов, которая вносит существенный вклад во впечатление от горы.

Определить относительную высоту между точками в своей местности вы можете с помощью простого нивелира - деревянной рейки высотой 1 м с визгом. Например, вы решили определить превышение точек от подножия до вершины холма. Для этого нивелир установить в нижней точке у подножия холма так, чтобы отвес не отклонялся, в нашем случае, у уреза воды, строго вертикально, по отвесу. Горизонтальная планка должна быть направлена к склону холма. Глядя вдоль планки, необходимо отметить, в какую точку она направлена. В эту точку вбивается колышек. Поскольку высота прибора 1м, вбитый колышек показывает превышение в 1м над уровнем воды. Затем нивелир переносят вместо вбитого колышка и смотрят, куда необходимо вбить второй колышек. Таким образом, проводится измерение до вершины холма. В нашем случае вершина холма оказалась на высоте 3,5м.




1. Определите абсолютную высоту холма (159,3м)

2. Относительная высота относительно западной подошвы (159,3-127=32,3м)

3. Относительно восточной подошвы (159,3-140=19,3м)

4. Абсолютная высота - измеряется относительно моря.

5. Относительная высота - относительно его подошвы.

6. Определите абсолютную высоту точки А. Для этого необходимо заполнить отметки высот, а можно показать с помощью горизонталей - линий на карте, соединяющих точки с одинаковой высотой.


V. Закрепление изученного материала

1. Повторить части холма










2. Определить высоту точек 1, 2, 3.

3. Какая точка расположена выше?

4. На какой высоте расположен геодезический знак?










VΙ. Подведение итогов урока.

Умение определять относительную высоту местности нужно человеку в его хозяйственной деятельности, в частности при строительстве дорог, высотных сооружений, прокладке тоннелей, мостов через реки и т.д.








Этап рефлексии: 

Сегодня на уроке мне …

Меня особенно удивило то, что …

До начала урока я думал, что …, а сейчас знаю ….

Было бы хорошо, если бы …

Оценивание работы обучающихся на уроке.


VΙΙ. Домашнее задание.  Изучить §10, пункт 2, выучить определения. Изготовить модель холма.

- изготовить самодельный нивелир по заданию школы географа - следопыта стр. 56-57;

- отмерить высоту склона овощного хранилища школьного интерната (к востоку от географической площадки);

- сделать коллаж «Высочайшие горы мира»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!