Анкета
Шулико Галина Александровна,
учитель истории и обществознания МКОУ «Эльтонская СОШ»
Палласовского района, Волгоградской области.
I категория.
Урок по истории России в 11 классе по теме
«Россия в первой мировой войне».
Россия в первой мировой войне.
Цель: уяснить, что причинами втягивания войны России
было наставшее международное противоречие, которое
непосредственно затрагивала интересы России;
а также причины катастрофического падения
престижа императорской власти;
раскрыть ход военных действий на Восточном фронте;
проанализировать влияние первой мировой войны
на внутреннее положение в стране;
формирование чувства патриотизма.
Эпиграф:
«Война! Война! Так вот какие
Отверзлись двери пред тобой,
любвеобильная Россия,
Страна с христовою судьбой!»
(С. Городецкий)
Тип урока. Урок- семинар.
Форма организации деятельности. Работа в группах. Работа в группах – сотрудничество и взаимодействие, работа в команде, что является важным качеством на современном рынке труда. Класс делится на группы, согласно вопросам плана урока. Ребята готовят сообщения по заранее разработанным темам.
Учащимся предлагаются правила для работы в группе:
Критикуй идеи, но не человека.
Поощряй участие каждого в обсуждении.
Выслушай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним.
Стремись понять точку зрения других в дискуссии.
Перескажи мысль другого, если она тебе не ясна.
Сначала объяви все вопросы, потом их разбирай.
Ищи рациональное в высказываниях других.
Оборудование урока.
План урока
1.Начало войны.
2.Война и русское общество.
3.Начало боевых действий.
4.Ход войны 1915-1916гг.
5.Экономика в годы войны.
6.Революционная ситуация. ( Слайд 1.)
100 лет отделяют нас от невеселого дня 1 август 1914 года, - срок, достаточный для того, чтобы оценивать значимость свершившего тогда. Человечество вступило в новый, очень сложный период своего развития, в период глобальных трагедий. Первая мировая война стала прологом потрясений XX столетия. В событиях 1914-1918гг, с 01.08. 1914 по 11.11.1918 гг., 1554 дня, истоки многих событий, определивших облик современного мира.
В процессе работы над учебными элементами вам предстоит вспомнить:
каковы были цели и планы участников войны;
как была развязана мировая война;
как относились к войне различные слои населения, классы и политические партии воюющих государств, в том числе и в России;
какую роль в ходе военных действий сыграл военно-технический потенциал воюющих стран.
Вам предстоит также развивать уже имеющиеся у вас навыки и научиться:
сопоставлять различные источники, обобщать материал и делать выводы;
находить альтернативные варианты решения поставленных проблем;
правильно распределять время работы над заданием;
оценивать свою работу.
Входной контроль.
Цель: привлекая известные вам факты, докажите, что к 1914г. крайне обострились международные противоречия.
Выполните тест.
Задание 1. Где накануне первой мировой войны столкнулись интересы Германии и России:
а) в Марокко; б) в Индии; в) в Турции и Персии
Задание 2. Укажите основную причину сближения России и Англии в начале ХХвека:
а) усиление германского милитаризма в Европе;
б) усиление зависимости Англии от поставок сырья и хлеба из России;
в) общие интересы на Балканах и Среднем Востоке.
Задание 3. Какие цели ставила перед собой российская дипломатия, идя на сближения с Англией перед первой мировой войной:
а) открыть для России новые рынки сбыта в Англии и её колониях;
б) противодействовать проникновению Австро-Венгрии на Балканах и в Турцию, а также устремлениям Японии на Дальнем Востоке;
в) привлечь на свою сторону союзников в предстоящей войне с Германией.
Задание 4. Какой регион в начале XX века получил название «пороховой погреб Европы»:
а ) Балканы;
б) Ближний Восток;
в) Германия и Австро-Венгрия?
Задание 5.С какой балканской страной накануне войны Россия связала себя узами дружбы более чем с другими странами:
а) с Сербией;
б) с Грецией;
в) с Румынией?
Задание 6. Определите даты следующих событий:
а) русско-японская война;
б) оформление Тройственного союза;
в) оформление Антанты.
Задание выполняется письменно. Лист сдается на проверку учителю. Максимальная оценка- 3балла.
Начало войны. Цели и планы сторон. Характер войны.
Цель: на этом этапе урока вам предстоит вспомнить, почему и как началась война, а также определить её характер.
Задания.
Сформулируйте главные причины войны. Что явилось поводом к войне?
Цели участников войны. План Шлиффена.
Начало войны.
(выступления учащихся с сообщениями)
Вступление России в войну. Война и российское общество.
Цель: На этом этапе работы учащиеся должны узнать, когда и почему Россия вступила в первую мировую войну, какой резонанс вызвало это событие в российском обществе.
Прочитать строки из стихотворения С. Городецкого «Подвиг войны». (Слайд 2.)
Не первый вечер пели волны Война! Война! Так вот какие
В народном море, и стонал. Отверзлись двери пред тобой,
Стихийный ветер, мощи полный, Любвеобильная Россия,
И к небу гимн летел, как вал; Страна с христовою судьбой!
Опять на небе пламенела, Так прийми венец терновый
Заря невиданно ясна, И в ад убийственный сойди
Когда из вражьего предела. В руке с мечом моим суровым,
Домчалась весть войны. Война! С крестом, сияющим в груди!
Прости, несжатый, мирный колос!
Земля родимая, прости!
Самой судьбы громовый голос
Зовёт Россию в бой идти.
Не празден будет подвиг бранный,
В крови родиться новый век,
И к пашне, славной осиянный,
Вернется русский человек… (Слайд 3.)
Войну ждали, к ней готовились. Но, как и всякая война, эта была неожиданностью для большинства. Бились в плаче русские бабы, провожая своих мужиков. И везли, везли эшелоны на фронт солдатушек – бравых ребятушек: людей рабочих и мелкую чиновную братию, земских врачей и учителей, недоучившихся студентов и крестьян. А навстречу им, с той стороны границы, ползли немецкие и австрийские эшелоны. Везли пушечное мясо.
Бодро отвечали мужики на вопрос, чего ради воюет Россия: « Знамо дело – дело опять германец да австрияк напали на нашего царя. Опять же – подмогнуть надо славянам, турка – нехристя проучить».
И не билась под бриттами лбами мысль – а нет ли тут подвоха, и чего ради – за царя? Одно слово – надо.
Вступление России в войну вначале привело к стабилизации внутриполитического положения в обществе. В IV Думе, смешивший в 1912 году благополучно отработавшую свой 5- летний срок III Государственную Думу, за военные кредиты дружно проголосовали все фракции, за исключением большевиков. Начало войны приветствовали не только правые, но и представители буржуазной оппозиции, выступавшие с лозунгом «внутреннего мира». Они призывали на время войны поддержку во имя победы. При этом лидер кадетов Милюков очень четко формулировал весьма заманчивую для буржуазии цель войны – захват черноморских проливов. Что касалось меньшевиков и эсеров, то они избегая говорить о захватах и присоединениях, призывали массы «защищать свое отечество».
Единодушие, проявленное думскими депутатами, в известной степени соответствовало общему настроению в стране. (Слайд 4.)
(Выступление о деятельности Царицынского Красного Креста )
Патриотическое воодушевление еще больше подогревалось относительно успешным для России началом военных действий.
(выступление: наступление 1-ой армии Ренненекамфа и 2-ой армии Самсонова -1914 год)
Наш земляк участник войны (Слайды 5-6.)
Вот как описал этот бой сам Крючков:
«Часов в десять утра направились мы от города Кальварии к имению Александрово. Нас было четверо – я и мои товарищи: Иван Щегольков, Василий Астахов и Михаил Иванков. Начали подыматься на горку и наткнулись на немецкий разъезд в 27 человек, в числе их офицер и унтер- офицер. Сперва немцы испугались, но потом полезли на нас. Однако мы их встретили стойко и уложили несколько человек. Увертываясь от нападения, нам пришлось разъединиться. Меня окружили одиннадцать человек. Не чая быть живым, я решил дорого продать свою жизнь. Лошадь у меня подвижная, послушная. Хотел было пустить в ход винтовку, но второпях патрон заскочил, а в это время немец рубанул меня по пальцам руки, и я бросил винтовку. Схватился за шашку и начал работать. Получил несколько мелких ран. Чувствую, кровь течет, но сознаю, что раны не важные. За каждую рану отвечаю смертельным ударом, от которого немец ложиться пластом навеки. Уложив несколько человек, я почувствовал, что с шашкой трудно работать, а потому схватил их же пику и ею поодиночке уложил остальных. В это время мои товарищи справились с другими. На земле лежали двадцать четыре трупа, да несколько не раненных лошадей носились в испуге. Товарищи мои получили легкие раны, я тоже получил шестнадцать ран. Но все пустых, так -уколы в спину, в шею, в руки. Лошадка моя тоже получила одиннадцать ран, однако я на ней проехал потом назад шесть верст. Первого августа в Белую Олиту прибыл командующий армией генерал Ренненкампф, который снял с себя георгиевскую ленточку, приколол мне на грудь и поздравил с первым георгиевским крестом».
(сообщение о Константине Иосифовиче Недорубове) (Слайд 7.)
1915 год. «Великое отступление» - сообщение (Слайд 8.)
В результате военных поражений в 1915 году значительно осложнилась и внутриполитическое положение. Прежде всего, произошли серьезные перемены во взаимоотношениях между государственной властью и буржуазной оппозицией. «Великое отступление» ясно показало, что царская власть ведет страну к военному поражению. Проигранная война, неизбежно должна была привести к революционному взрыву – об этом свидетельствует тот факт, что именно в 1915году заметно оживилось рабочее движение. Лозунг «внутреннего мира» сменился лозунгом «патриотической тревоги». Этот лозунг был подхвачен наиболее влиятельными органами печати, находившиеся в руках буржуазии, которые вели широкую компанию, направленную на дискредитацию правящей верхушки.
Но наступивший 1916 год принес для России временные изменения.
- выступления: Брусиловский прорыв; (слайд 9-10.)
«Письмо с фронта» (творческое задание: написать письмо от имени одного из солдат домой).
далее: в ходе рассказа учителя составить таблицу: «Нарастание кризиса в стране»
С 1916 года всё более заметным фактором жизни России становится хозяйственная разруха. Катастрофически не хватает хлеба, топлива и металла, промышленные предприятия всё чаще и чаще срывали военные заказы. Железнодорожный транспорт не справлялся с резко возросшим объёмом перевозок, эвакуацией населения, доставкой топлива, сырья продовольствия. В крупных городах, прежде всего в Москве и Петрограде, начались перебои с хлебом и другими продуктами. На улицах появились длинные очереди. Разруха ухудшала и без того тяжелое положение народных масс. Количество забастовок увеличилось более чем в 2 раза. В деревне постоянные реквизиции хлеба, скота, лошадей вызывали массовые крестьянские волнения.
Особенно опасным для власти было антивоенное движение в армии и на флоте. ЦК РСДРП выдвинул лозунг «революционного пораженчества», объявив войну несправедливой и грабительской со стороны всех участников. Большевики призывали рабочих всех воюющих стран стремиться к поражению своих правительств (превратить мировую войну в мировую революцию). Наконец, всё более активной становилась деятельность либеральной оппозиции. В Думе лидеры прогрессивного блока резко критиковали царских министров за их неспособность привести страну к победе. Доходя даже до прямых обвинений в измене. В это же время, убедившись в нежелании царя идти на какие-либо уступки блоку, они начинают разрабатывать планы дворцового переворота, который должен свергнуть Николая II с престола. (Слайд 11-12)
Первая мировая, определившая ход истории двадцатого века, задавшая тон всем последующим великим и страшным событиям и войнам России – от Гражданской до Великой Отечественной, война, стоившая жизни более чем полутора миллионам солдат и офицеров русской армии и миллиону мирных жителей, обошедшаяся в три с половиной миллиона раненых и в три миллиона пленных – почти что забыта нами. Несправедливость этой забывчивости становится контрастнее и ярче, когда видишь каким уважением и почётом окружены памятники героям той войны, стоящие по всем странам Европы – кроме России. К столетию Великой войны мы хотим восстановить справедливость и воздать память погибшим, плененным и раненным, всем, кто потерял близких, пережил разлуку, попал в оккупацию. Эти люди пострадали за свою Родину, но они так и не получили от неё ни льгот, ни благодарностей, ни прибавок к пенсии… Мы хотим установить в Волгограде памятник, который
Рефлексия.
Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале.
Как я усвоил материал?
Получил прочные знания, усвоил весь материал -7-10 баллов.
Усвоил новый материал частично -4-6 баллов.
Мало что понял, необходимо еще поработать -1-3 балла.
Как я работал ? Удовлетворен ли своей работой ?
Сформулируйте ваше мнение об уроке. Ваши предложения. Что понравилось?
Домашнее задание & 8, вопросы к параграфу.
Приложение
Отношение партий к войне.
Правые «За Веру, Царя и Отечество!»
Кадеты, октябристы: отказ от оппозиции на время («Священное единение народа и царя»),
Поддержка целей войны, предоставление военных кредитов правительству («война до победного конца»),
Меньшевики, эсеры: оборонцы («Все на оборону Родины»)
Пацифисты (Чернов, Мартов): за немедленное заключение демократического мира
Большевики: пораженцы (лозунги поражения своего правительства в войне и превращения войны империалистической в войну гражданскую). Арест и ссылка большевиков – депутатов IV государственной думы.
96 % призывников явились на призывные пункты (патриотический подъем в стране)
Нарастание кризиса в стране
экономический | -падение производств а, подъем только военной промышленности (снарядовый голод к 1916г отчасти был преодолен) -сокращение валового сбора зерна, введение продразверстки -финансовый кризис, инфляция(1руб=27 коп.) введение карточной системы -топливный, транспортный кризис |
Политический | -«министерская чехарда» -подготовка дворцового переворота -август 1915-формирование прогрессивного блока, оппозиционного правительству. Главное требование – создание правительства, ответственного перед Думой -ноябрь 1916 – речь Милюкова «Что это? Глупость или измена?» -деятельность и убийство Распутина (декабрь 1916; Юсупов, Пуришкевич) -рост политических стачек |
Военный | -огромные жертвы, военные поражения -возложения Николаем на себя обязанностей главнокомандующего -антивоенные настроения у солдат и офицеров -«солдатские забастовки» (отказ идти в бой) -дезертирство -братание с противником |
Социальный | -рост активности народных масс -крестьянские протесты, захваты земли -рабочие забастовки и др. |
Литература:
История России, XX – XXI века: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, - 9-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
А.А. Данилов, История России, с древнейших времен до наших дней, в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М.: Тк Велби, изд-во Проспект, 2008г.
Энциклопедии по истории России.
Газета «Крестьянская жизнь», № 21, 22мая-28мая 2009г., статья «Казак лихой», автор Антонина Филипова.
История. 11 класс: поурочные планы по учебнику Н.В. Загладина и др. «История России. XX- начало XXI века». Ч.I/ авт.-сост. Н.Ю. Бухарева. – Волгоград: Учитель, 2011.
11