Урок 1. «Новые друзья» (с. 3—5)
Целевые установки урока
а) Готовить руку к письму; обводить фигуры по контуру; штриховать;
б) получить представление о рабочей строке: верхняя и нижняя линейки, середина строки, слева, справа;
в) составлять устный рассказ по рисунку.
Ход урока
1. Знакомство с учебной тетрадью. Рассматривание пособия (обложки и первой страницы).
— Что перед вами? Учебник или учебная тетрадь? Для чего нужен учебник? (Учебник — это книга для обучения чему-нибудь.)
А тетрадь? (Учебная тетрадь тоже помогает в обучении.)
— Рассмотрите странички тетради. Скажите, чему она вас научит. Учебная тетрадь поможет вам лучше подготовиться к письму букв. Письмо букв и слов потребует от вас внимания, терпения и очень точных движений руки.
2. Знакомство со сквозными персонажами (Аня, Ваня, Мишутка, Котик, Зайка).
Проблемная ситуация
Учитель выдаёт детям заранее подготовленные открытки, подписанные каллиграфическим почерком; текст на усмотрение учителя.
Познакомьтесь с Аней и Ваней. Они будут сопровождать вас на уроках письма, предлагать вам интересные задания и помогать в трудную минуту. Сегодня они попросили меня раздать вам открытки, которые подписали для вас. Аня и Ваня просят списать с открытки любое понравившееся слово.
Учащиеся письменно выполняют задание.
Получилось ли у вас написать так же красиво? Почему не получилось? Что же нам делать?
Анализ ответов детей подводит к выводу: чтобы так же написать, надо учиться, и поможет в этом учитель. Данные открытки сохраняются в портфолио, так как предполагается их использование в течение всего периода обучения грамоте.
Задание 1 (З)
Пропись № 1, с. 3.
Рассмотрите иллюстрацию. Аня и Ваня играют в школу. Кто их ученики? Назовите школьные принадлежности. Где они находятся? Какую форму имеет угольник (тетрадь, ручка, карандаш)?
Задание 2 (П)
Убедите нас, что угольник имеет форму треугольника (тетрадь — четырёхугольник, ручка и карандаш — пятиугольники).
Задание 3 (У)
Справа на синем фоне появился зелёный карандаш в квадратной рамочке. Он предлагает вместе с зайкой, котиком и роботом обвести фигуры по контуру. Какие фигуры нарисовал зайка (котик, робот)?
—Как они готовились к школе? А вы?
3. Правила держания ручки.(в тетр.)
Как правильно держать ручку?
Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий,— на расстоянии примерно 4 см от кончика пера (стержня). При неправильных способах держания ручки четкое и правильное письмо затруднено; и руки бумага (тетрадь) располагается под наклоном (вправо) примерно в 20° и сдвинута влево от центра тела;
Как надо сидеть при письме?
Самое главное для красивого письма – это умение правильно сидеть
4. Обведение рисунков «Учебные предметы» (школьные принадлежности).
5. Введение понятия «рабочая строка» (в практическом плане); верхняя и нижняя линейки (с.4).
— Внимательно рассмотрите рабочие строчки внизу.
У Зайки, Мишутки и Котика своя рабочая строка. Одинаково ли расположены фигуры на строке у Зайки и Мишутки? (Нет. У Зайки широкая сторона фигуры (основание треугольника) находится на верхней линейке, а у Мишутки — на нижней.) Выберите одну из рабочих строк и обведите фигуры на ней.
Физминутка
6. Тема «Первое задание».
— Какое задание получили ученики? Справились ли они с заданием? Почему? (Они невнимательно слушали, не знали, что такое центр, слева, справа.)
— Послушайте задание. Его цель: найти на рабочей строке кружок, который находится в центре, и обвести его (строка у Котика).
7. Игровое задание «Дорога в школу». Дети выполняют самостоятельно.
8. Подведение итогов.
— Чему научились вы и ваши новые друзья?
Бордюр (полоска, которая обрамляет что-то) дети раскрашивают по желанию. Должна получиться нижняя цветная полоска.
Количество упражнений учитель определяет сам в зависимости от подготовки детей к школе. Упражнения на раскрашивание фигур и бордюра дети по желанию могут выполнять дома.
Урок 1. Новые друзья (с. 3-5).
Целевые установки урока:
а) готовить руку ребенка к письму; обводить фигуры по контуру; штриховать; б) дать представление о рабочей строке: верхняя и нижняя линейки, середина строки, слева, справа; в) составлять устный рассказ по рисунку.
Ход урока.
1. Знакомство с учебной тетрадью. Рассматривание пособия (обложки и первой страницы).
— Что перед вами? Учебник или учебная тетрадь? Для чего нужен учебник? (Учебник — это книга для обучения чему-нибудь). А тетрадь? (Учебная тетрадь тоже относится к учению).
— Рассмотрите странички тетради. Скажите, чему она вас научит? Учебная тетрадь поможет вам лучше подготовиться к письму букв. Письмо букв и слов потребует от вас внимания, терпения и очень точных движений руки.
2. Знакомство со сквозными персонажами (Аня, Ваня, Мишутка, Котик, Зайка).
— Кто будет нам помогать? Как они готовились к школе? А вы?
3. Правила держания ручки.
4. Обведение рисунков «Учебные предметы» (школьные принадлежности).
5. Введение понятия «рабочая строка» (в практическом плане); верхняя, нижняя линейка (с.4).
— Внимательно рассмотрите рабочие строчки внизу. У Зайца, Мишки и Котика своя рабочая строка. Одинаково ли расположены фигуры на строке у Зайки и Мишутки? (Нет. У Зайца широкая сторона фигуры (основание треугольника) находится на верхней линейка, а у Мишки — на нижней). Выберите одну из рабочих строчек и обведите фигуры на ней.
6. «Первое задание».
— Какое задание получили ученики? Справились ли они с заданием? Почему? (Они невнимательно слушали, не знали, что такое центр, слева, справа).
— Послушайте задание. Его цель: найти на рабочей строке кружок, который находится в центре, и обвести его (строка у Котика).
7. Игровое задание «Дорога в школу». Дети выполняют самостоятельно.
8. Итог урока.
Чему научились вы и ваши новые друзья?
Бордюр (полоска, которая обрамляет что-то) дети раскрашивают по желанию. Должна получиться нижняя цветная полоска.
* Количество упражнений учитель определяет сам, в зависимости от подготовки детей к школе. Упражнения на раскрашивание фигур и бордюра дети (по желанию) могут выполнять дома.