Урок по физике 7 класс по теме «Плотность вещества»
Цели :
Дидактическая - сформировать понятие ”плотность вещества”
Психологическая - сформировать прием “ расчет плотности вещества”
Воспитательная - развитие творческих способностей
План урока:
Ориентационно - мотивационный этап.
Задание 1. Почему различны массы тел?
Задание 2 Зависимость массы тела от его объема.
Задание 3 Зависимость массы тела от рода вещества.
Операционально - исполнительский этап.
Задание 1 Термин понятия и его условные обозначения.
Задание 2 Качественная характеристика.
Задание 3 Количественная характеристика.
Задание 4 Моделирование внутренней структуры понятия.
Задание 5 Определение понятия.
Задание 6 Выделение приема расчет плотности вещества.
Рефлексивно - оценочный этап
Задание 1. Определить плотность металла, из которого изготовлен цилиндр, назвать вещество, используя таблицу
Задание 2. Сделать самооценку.
Домашнее задание
1 уровень: упражнение №13(1-3)
2 уровень: задание № 9
3 уровень: сочинение
Оборудование: весы, набор тел из одного вещества разного объёма, тела равного объёма из разных веществ, тело из пластилина, тела равного объёма из разных веществ.
Учитель: Перед вами 3 тела разного объёма. Сравним их массы с помощью весов. Почему массы различных тел разные? Сделайте вывод.
Ученики:
Разные объёмы тел. Масса тела зависит от его объёма, чем больше объём - тем больше масса.
Учитель: Записываем вывод "масса тела зависит от его объёма прямо пропорционально"
Условно можно записать так m ~ v (малый объём - малая масса, большой объём - большая масса, равные объёмы - равные массы)
• • Перед вами 3 тела одинаковых объёмов. Сравним их массы
Ученики:
Массы разные!?
Учитель: Как можно объяснить, что у тел одинакового объёма разные массы ?
Ученики: Тела состоят из разных веществ( у тел разная плотность)
Учитель: Сделайте вывод.
Ученики: Масса тела зависит от вещества.
Учитель: Могу ли я записать условными обозначениями m~?
Ученики: Нет. Мы не знаем величину.
Учитель: Сформулируйте задачу этого урока.
Ученики: Изучить новую физическую величину.
Примечания: учебная задача "Изучить новую физическую величину, характеризующую зависимость массы тела от вещества и выделить приём расчёта её числового значения" записана на открывающейся доске
2 этап
Учитель: С названием этой величины вы встречались в обыденной жизни ?
Ученики: Плотность.
Учитель: Вспомните, в каких случаях и в каком значении мы используем это слово?
Запишите тему урока: "Плотность вещества"
Условное обозначение
Задание 2 Дайте характеристику плотности .
Что характеризует плотность?(возвращаемся к выводу m~p).Теперь мы можем записать формулу зависимости массы от объёма. Вывод 3: проанализируем формулу, проверим её правильность ( анализ опытов 1 и 2
Задание 3. Преобразуем формулу. Дайте определение плотности.
Ученики: Плотность - это физическая величина, равная отношению массы тела к его объёму
Учитель: В каких основных единицах измеряется плотность?
Ученики: записывают единицы измерения плотности
Учитель: Задание 4. Каков смысл плотности?
Демонстрирует пластилиновый кубик v=1см^3
Чему равна масса этого кубика?
Задание 5 Дайте определение плотности, пользуясь имеющимися выводами и формулой
Ученики: Плотность вещества - это физическая величина, характеризующая зависимость массы тела от вещества, равная отношению массы тела в единице его объёма
Учитель: Запишите это самостоятельно (затем несколько учеников зачитывают)
Оцените свою работу на уроке ( если написали самостоятельно - 5, если пользовались записями - 4, затруднялись написать самостоятельно и пользовались помощью - 3 )