Разработка урока по физике в 9-м классе по теме «Закон Всемирного тяготения»
Цель урока:
-изучить закон всемирного тяготения, показать его практическую значимость. Шире
раскрыть понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомить учащихся с
областью действия гравитационных сил.
Задачи урока:
-образовательные (формирование познавательных УУД): сформировать понятие
гравитационных сил, добиться усвоения закона всемирного тяготения, познакомиться с
опытным путем гравитационной постоянной;
-воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): создать условия
для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы
деятельности; формирование системы взглядов на мир;
-развивающие (формирование регулятивных УУД): развить умение строить
самостоятельные высказывания в устной и письменной форме; развить мышление,
воображение, логический подход к решению поставленных задач.
Результаты УУД:
- личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к
саморазвитию и самообразованию; формирование компетентности в общение и
сотрудничестве со сверстниками; формирование устойчиво учебно-познавательной
мотивации и интереса к учению.
- регулятивные: осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе
урока; формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
-коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем.
Тип урока: обобщающий.
Учебно-методические пособия и ТСО: Компьютер, презентация.
План урока:
-
Организационный момент.
-
Проверка домашнего задания
-
Актуализация знаний.
-
Решение задач.
-
Диагностика (тестовая работа).
-
Подведение итога урока. Рефлексия
-
Д/з.
(слайд 1)
Ход урока
-
Организационный момент. Приветствие проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе психологического комфорта.
-
Проверка домашнего задания: Организует самопроверку домашнего задания (слайд 2)
Задача. Теннисный мяч бросили вертикально вверх с начальной скоростью 9,8м/с. Через какой промежуток времени скорость поднимающегося мяча уменьшится до нуля ?Какое перемещение от места броска совершит при этом мяч?
Задания | Решил правильно/неправильно | Не смог решить потому, что… |
| | |
| | |
-
Актуализация знаний . Постановка учебной задачи.
Что вам известно о явлении всемирного тяготения? Вопрос запуска учебной задачи:
Знаком ли вам закон всемирного тяготения? Формулирует учебную задачу: Ученики осознают важность решения поставленной задачи. (слайд 3).
Насколько вы умеете пользоваться этим законом мы сегодня и узнаем. Но для начала повторим - что это за закон?
Приведите примеры проявления взаимного притяжения тел друг к другу.
Доклад учащегося. Исторические сведения.
И. Ньютон предложил строгую математическую формулировку закона и впервые доказал, что именно сила тяготения определяет движение планет. Исаак Ньютон открыл этот закон в 23-летнет возрасте, но 9 лет не публиковал его, т.к. неверные данные о расстоянии между Землей и Луной не подтверждали его идею. Когда это расстояние было уточнено, Ньютон в 1667 году опубликовал закон всемирного тяготения.
По преданию, Ньютон, сидя в саду яблоней и задумчиво наблюдая за падением от порывов ветра яблок с ветки дерева, пришел к мысли о существовании силы тяготения. Сам Ньютон шутя, говорил, что яблоко, упавшее на его голову, “выбило” из нее нужную формулу. (Слайд7)
Ньютоново яблоко
Жил давно один учёный в Англии, Ньютон,
Он в науку, как в невесту, по уши влюблён,
Много сделал он открытий, в физике узнал,
Три закона знаменитых в книгах описал!
С ветки яблоко упало, и по голове,
И Ньютона осенило, плод нашёл в траве,
Он достал свою тетрадку, записал закон,
Понял тайну всей Вселенной, гением был он!
И по этому закону движутся тела,
Чтоб Ньютон узнал об этом, яблоня цвела,
Много в Космосе секретов, мир другим не стал,
И летит к Земле комета, как он предсказал!
Если ты ленивый малый, не привык мечтать,
И тебе закон не снится, любишь сладко спать,
Даже пусть счастливый случай, груша упадёт,
Никаких тебе открытий, шишку лишь набьёт!
Формулировка закона всемирного тяготения.
Определение гравитационной постоянной.
Каковы условия применения закона?
-
Размеры тел малы по сравнению с расстоянием между телами
-
Оба тела однородны и имеют шарообразную форму
-
Одно тело-шар, размеры и масса которого больше, чем у второго
Создание проблемной ситуации
Почему мы не замечаем при разговоре друг с другом взаимного притяжения?
Почему же человек не может взлететь вверх подобно птице, а вынужден создавать самолеты и ракеты?
4. Решение задач
- обратим внимание на коррекцию, так как часто допускаем ошибки в действии с числами со степенями повторим.
10 m *10n =10m+n
10 m /10n =10m-n
Разбор подобных задании по тех карте.
Задания 1-го уровня
(Используются шторки которые преждевременно закрываются и для проверки открывается ответ)
1. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если один из них заменить другим, масса которого вдвое меньше? Увеличится в 2 раза
2. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если расстояние между ними увеличить вдвое? Уменьшится в 4 раза
3. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если расстояние между ними уменьшить вдвое, а массу каждого увеличить в два раза? Увеличится в 16 раз
Задания 2-го уровня
1. Два корабля массой 10000 т каждый стоят на рейде на расстоянии 1 км один от другого. Какова сила притяжения между ними? Ответ: 0,667 Н
2. На каком расстоянии сила притяжения между двумя телами массой по 1000 кг каждое будет равна 3,335 10-9 Н. Ответ: 140 м
3. Два одинаковых шарика находятся на расстоянии 0,1 м друг от друга и притягиваются с силой 6,67 10-15 Н. Какова масса каждого шарика? Ответ: 1 г
Физкультминутка (слайд 4).
ОПОЗНАЙ ПОСЛОВИЦУ
Перед вами динамические версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они в оригинале.
Ньютон - лучший друг. | (Книга - лучший друг.) |
Скажи мне, какой у тебя динамометр, и я скажу, кто ты. | (Скажи мне, какой у тебя друг, и я скажу, кто ты.) |
Без законов жить, только небо коптить. | (Без труда жить, только небо коптить.) |
На Ньютона неча пенять, коли оценка крива. | (На зеркало неча пенять, коли рожа крива.) |
Динамика без законов - что фонарь без свечи. | (Голова без ума - что фонарь без свечи.) |
Утопающий за “силу” хватается. | (Утопающий за соломинку хватается.) |
Не Ньютон решает, а ум. | (Не перо пишет, а ум.) |
Задания 3-го уровня (слайд 5)
1. На каком расстоянии от поверхности Земли сила притяжения космического корабля к Земле в 400 раз меньше чем на ее поверхности? Ответ: 19R.
2. Определите ускорение свободного падения на Луне, если масса Луны 7,3 1022 кг. Радиус Луны 1700 км. Ответ: 1,68 м/с2
5. Тестовая работа
Работа сильных учеников с тестовым заданием за компьютером.
1. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если расстояние между ними уменьшить в три раза?
а) увеличится в 3раза
В) уменьшится в 3 раза
с) увеличится в 9 раз
д) уменьшится в 9 раз
е) не изменится
2. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если массы взаимодействующих тел увеличить в три раза?
а) увеличится в 3 раза
В) уменьшится в 3 раза
с) увеличится в 9 раз
д) уменьшится в 9 раз
е) не изменится
3. С какой силой притягиваются два вагона массой по 90 т каждый, если расстояние между нами 2 км?
а) 3,5 10-8 Н
В) 21,5 10-8 Н
с) 13,5 10-8 Н
д) 4,9 10-8 Н
е) 16 10-8 Н
4. На какой высоте над поверхностью Земли сила тяготения уменьшается на 19%? Радиус Земли 6400 км.
а) 711 км
В) 332 км
с) 7100 км
д) 0,7 км
е) 7 км
Остальные учащиеся выполняют 4 задания из технологической карты
6. Итоги урока. Рефлексия Ответы сразу проверяется компьютером и выставляются оценки.
(Вопросы для размышления)
-Можно ли сказать , что я понимаю суть закона всемирного тяготения?
- На сколько хорошо я научился решать задачи?
_-Достиг ли поставленных целей и задач урока?
7. Домашнее задание: п. 15 упр. 15.