Геометрия, 7 класс. Урок по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника».
(учебник «Геометрия 7-9», автор Л.С. Атанасян)
Цели урока:
- виды треугольников;
- сумма углов треугольника;
- соотношения между сторонами и углами треугольника;
- признак равнобедренного треугольника;
- неравенство треугольника.
В ходе проведения групповой работы на уроке воспитывать в учащихся умение слушать своего товарища, чувство взаимопомощи и взаимоподдержки.
Развитие математической речи учащихся в процессе выполнения устной работы по воспроизведению теоретического материала.
Развитие у школьников самостоятельности мышления в ходе проведения дифференцированной индивидуальной работы.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся.
Оборудование:
доска;
«Математические карты» с теоретическими вопросами;
карточки для индивидуальной работы учащихся;
листы с текстом дифференцированной самостоятельной работы.
Оформление доски: на закрытых частях доски выполнены два чертежа к III этапу уроку (устная работа на готовых чертежах) и записана задача к IV этапу уроку.
Ход урока.
I. Организационная часть.
Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение учащимся целей и плана урока.
II. Работа в группах с «Математическими картами».
Учитель делит класс на группы по 3-4 человека, раздает «Математические карты», содержащие вопросы по теоретическому материалу:
1. Сформулируйте теорему о сумме углов треугольника.
2. Какой угол называется внешним углом треугольника?
Чему равен внешний угол треугольника?
3. Какими могут быть углы в треугольнике?
4. Сформулируйте теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника.
5. Какой треугольник называется прямоугольным?
Как называются его стороны, и как их можно сравнить?
6. Сформулируйте признак равнобедренного треугольника.
7. Что такое неравенство треугольника?
8. Какой треугольник называется равнобедренным? Перечислите его свойства.
Каждый ученик в группе получает 2-3 карты и по очереди отвечает на вопросы. Задача слушающих учащихся: дополнить ответ, если это необходимо; подсказать, если ученик затрудняется с ответом. Учитель обходит группы учащихся и выслушивает ответы некоторых из них.
Учащиеся, которые оказались «лишними» при распределении по группам, получают индивидуальное задание на карточке, выполняют его письменно и сдают на проверку учителю.
Карточка №1 | Карточка №2 |
1. Начертите ∆ АВС. Запишите неравенства треугольника. 2. Можно ли из проволоки длиной 15 см согнуть равнобедренный треугольник с основанием 8 см? | 1. Сформулируйте признак равнобедренного треугольника. 2. Докажите, что если биссектриса внешнего угла треугольника параллельна стороне треугольника, то треугольник равнобедренный. |
III. Устная работа на готовых чертежах.
Учитель открывает доску с выполненным чертежом и проводит фронтальную беседу по следующим вопросам:
1. Какие виды треугольников мы рассматривали на предыдущих уроках?
2. Найдите на рисунке прямоугольный треугольник, назовите его стороны и сравните их.
3. Найдите на рисунке тупоугольный треугольник, сравните его стороны.
4. Найдите остроугольный треугольник. Как можно сравнить стороны
такого треугольника, если известны его углы?
Учитель открывает доску с другим чертежом, сообщает условие задачи:
Дано: ∆ CDE, CDE = 66, CED = 76, EК – биссектриса.
Доказать: KC DK.
(В ходе фронтальной беседы с учащимися задача анализируется, и вырабатывается план ее решения).
Решение:
1. Так как ЕК – биссектриса, значит, CEK = KED = 38.
2. DCE = 180- (66+76) = 38, так как сумма углов треугольника равна 180.
3. ∆ CКE – равнобедренный, так как КCE = СЕК = 38.
4. В равнобедренном треугольнике равны стороны СК и КЕ.
5. Рассмотрим ∆ DKE: КЕ DK, так как КЕ лежит против большего угла. Значит, КС DK. Что и требовалось доказать.
Учитель задает учащимся вопрос: какие теоремы и следствия из теорем мы применили для решения задачи? (теорема о сумме углов треугольника; признак равнобедренного треугольника; теорема о соотношении между сторонами и углами треугольника).
IV. Решение задачи.
Учащиеся записывают в тетрадях число, тему урока. Учитель вызывает к доске учащегося для решения задачи, записанной на доске перед началом урока:
«Периметр равнобедренного треугольника равен 50 см, одна из его сторон на 13 см меньше другой. Найдите стороны треугольника».
Дано: ∆ АВС – равнобедренный, РАВС = 50 см,
1 случай: АВ АС на 13 см,
2 случай: АВ
Найти: АВ, ВС, АС.
Решение:
1 случай (учащийся записывает на доске).
АС = х см, тогда АВ = ВС = (х+13) см. Так как РАВС = 50 см, то составим уравнение:
х+х+13+х+13 = 50, х = 8.
АС = 8 см, тогда АВ = 21 см.
8 неравенства треугольника выполняются.
2 случай (учащиеся самостоятельно записывают решение в тетрадях).
АВ = ВС = х см, тогда АС = (х+13) см. Так как РАВС = 50 см, то составим уравнение:
х+х+х+13 = 50, х = .
АВ = см, тогда АС = см.
+ неравенство треугольника не выполняется, значит, такой треугольник не существует.
Ответ: АС = 8 см, АВ = ВС = 21 см.
V. Дифференцированная самостоятельная работа.
Учитель раздает каждому учащемуся лист с трехуровневой самостоятельной работой. Ученики самостоятельно выбирают уровень, с заданиями которого они могут справиться.
I вариант | II вариант |
А | A |
В треугольнике АВС проведена биссектриса BD. А = 50, В = 60. 1) Найдите углы треугольника СВD. 2) Докажите, что BD DC. | В треугольнике АВС проведена биссектриса BD. АDB = 120, В = 80. 1) Найдите углы треугольника СВD. 2) Докажите, что BD BC. |
B | B |
В треугольнике MNK проведена биссектриса NO. M = 75, K = 35. 1) Докажите, что ∆ NOK – равнобедренный. 2) Сравните отрезки MO и ОК. | В треугольнике CDE проведена биссектриса EF. C = 90, D = 30. 1) Докажите, что ∆ DEF – равнобедренный. 2) Сравните отрезки CF и DF. |
C | C |
В треугольнике ABC C = 90, B = 70. На катете АС отложен отрезок CD, равный СВ. 1) Найдите углы треугольника АВD. 2) Сравните отрезки BD и CD. | В треугольнике ABC C = 90, B = 70. На луче СВ отложен отрезок CD, равный СА. 1) Найдите углы треугольника АВD. 2) Сравните отрезки АB и CВ. |
VI. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание:
повторить п.30 – п. 33 учебника, № 250(в), № 339.