ТЕМА: «РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ»
ЦЕЛИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ : изучить культы основных древнегреческих богов и героев;
Познакомить учащихся с мифами о них;
Показать что религиозные верования возникли в следствие зависимости людей от природы.
РАЗВИВАЮЩАЯ – развивать умения, работать с учебником, находить нужные сведения, четко излагать их.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ :
Воспитывать интерес к предмету, на образах героев мифов и богов, воспитывать лучшие человеческие качества.
ОБОРУДОВАНИЕ : карта Древняя Греция, презентация, иллюстрация Олимпийских богов, рабочие тетради.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ : религия , гора Олимп, Титаны, олимпийские боги.
ХОД УРОКА :
1. Организационный момент.
Добрый день ребята! Поднимите руки кто готов к уроку, у кого хорошее настроение. Спасибо.
2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме поэмы Гомера, Илиада и Одиссея.
Фронтальная беседа:
1) Кто такой Гомер , чем он прославился?
2) Каким события посвящена Илиада и Одиссея. Кто вам понравился в поэмах.
3) Какие человеческие качества героев вам запомнились. Какие черты присущи Гектору, Одиссею, Приаму, Пенелопе.
4) Из каких литературных произведений эти отрывки:
А) «Друга не мог защитить я! Далеко от родины милой пал он, и в этой беде я на помощь ему не явился! Им как своей головой дорожил. И его погубил я!» (Илиада).
Б) «Муж великанского роста в пещере той жил одиноко. Пас он баранов и коз и не с кем из других не водился». (Одиссея)
В) «Черная мрачная ночь покрыла глаза Андромахи на стену быстро взошла и взглянула : по полю рочь Виктора волокли от стены быстролетные кони».(Илиада).
Г) «Я называюсь Никто мне такое название дали мать и отец и товарищи так меня величают». (Одиссея).
Д) «К нам Одиссей подойди; сладкопеньем серен наслодися, здесь ни один не проходит с своим кораблём мореходец, сердцеуслодного пенья на нашем лугу не послушав». (Одиссея).
Е) «А! Вы собаки! Вам чудилось всем что домой уж из Трои я не приду никогда, что вольны беспощадно Вы грабить мой дом». (Одиссея).
МОЛОДЦЫ!
ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.
1. Мотивация цели урока.
Среди гор Эллады возвышается гора Олимп. Склоны её покрыты лесами и кустарником. Трудно подняться на горы, скалистые и обрывистые её склоны. Там на вершине – золотые дворцы бессмертных богов. Только боги могут подняться на вершин а смертному туда добраться невозможно.
Вы догадались чему посвящена тема урока?
Что такое религия ? Почему она возникла?
Сегодня мы познакомимся с греческими богами, мифами о них и какое место в жизни их они занимали.
ПЛАН УРОКА:
1. Начало начал.
2. Боги Древней Греции.
3. Мифы о Диметре, Дионисе, Прометеи.
2. Рассказ учителя. Начало начал.
Изначально существовал лищь вечный, безграничны, темный ХАОС. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного ХАОСА – весь мир и бессмертные боги. Он был как бы сырьем, из которого появилось все, что когда либо существовало. Повинуясь неведомой силе, заставившего его вращаться и создавать. ХАОС породил самые древние, что было в нашей зачинающейся Вселенной – Время. Эллены звали его Хронос. Хронос породил три стихии – Огонь, Воздух и Воду. Позже появилась Земля, потом появились Мрак и Ночь. От их родились Вечный Свет и Сияющий День. Слайд 10.
Земля – Гея, Небо-Уран, от их союза родились Титаны и Циклопы. Слайд 11.
Титаны взяв в жены своих сестер, заполнили просторы Матери-Земли и Отца-Неба своим потомством : они дали начало великому племени богов самого древнего поколения.
У Крона – младшего сына Урана были самые знаменитые дети, которые в последствии властвовали над миром – боги.
Среди них царь всех богов – младший сын Крона – Зевс. Дети людей богов назывались герои. Слайд 12.
3. Боги Древней Греции.
Греки верили, что боги живут большой семьей на Олимпе в роскошных дворцах. Они капризны , жестоки, своенравны, вмешиваются в дела людей , а сегодня и мы вмешаемся в дела богов. На одном из пиров боги поссорились и поспорили из-за того, кто из них важнее, и тем самым нарушили установленный порядок. Олимп пуст. Нам надо вернуть богов на место, восстановить мир и согласие между ними. Пока не познакомимся с ними по ближе.
Три брата – ЗЕВС, ПОСЕЙДОН, АИД поделили власть между собой над миром. ЗЕВС стал господствовать на небе, ПОСЕЙДОН на море, АИД в царстве «Мертвых». Слайды 13, 14,15.
Главный бог – ЗЕВС. Это бог дождя, грома, молнии. Он господствует на небе. Взмахнет ЗЕВС рукой – удары грома раскатываются по небу, сверкнет молнией – хлынут потоки дождя. Один раз в четыре года в честь ЗЕВСА устраивались Олимпийские Игры в Олимпии. Именно здесь он одержал победу над своим отцом Кроном.
Крону сказали, что дети отнимут у него власть, тогда он приказал приносить к нему рожденных детей и съедал их. Когда родился ЗЕВС, Рея подсунула ему завернутый в пеленку камень, который Крон проглотил. ЗЕВС остался жить. Когда вырос победил своего отца, заставил выплюнуть всех своих братьев, а отца приказал сбросить в Тартар. Боги жестоко наказывают тех, кто осмеливается нарушить их волю.
Вспомните основные занятия греков. Эти занятия имели своих покровителей – богов.
Работа с иллюстрацией учебника стр.135.
БОГО И БОГИНИ РЕЦИИ.
1) Чем изображение богов Греции отличались от изображения богов в других странах.
2) Что хотели показать изображая богов в виде людей (вера в силу человека).
Работа с текстом учебника.
Прочитать мифы : первая группа миф о Диметре стр.136, вторая группа миф о Дионисе (стр. 136), третья группа миф о Прометее (стр.137). Слайды 16, 17, 18.
Рассказ о других богах.
ОТВЕТИТЬ « ДА» ИЛИ «НЕТ»
1. Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы «Олимп» - «ДА».
2. Царствует над всеми богами громовержец Зевс - «ДА».
3. Зевс был верховным богом и владыкой подземного царства мертвых - «НЕТ».
4. По мнению греков, некогда миром правили Гея (Земля) и Уран (Небо) - «ДА».
5. Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были сильными и быстрыми, как спортсмены - «НЕТ».
6. До воцарения богов миром правили титаны - «ДА».
7. Главным среди титанов был Крон - «ДА».
8. Боги – дети титанов - «ДА».
9. Дети людей и богов назывались «герои» - «ДА».
10. Одиссей был героем? - «ДА».
РЕФЛЕКСИЯ.
Мы подошли к окончанию урока. Боги занимают свои места на Олимпе, и в благодарность покажут и нам дорогу. Поднимемся к ним, а помогут в этом ступени, каждая ступенька – это ваш правильный ответ на вопрос:
1) Кто такой Прометей?
2) Назовите главных богов?
3) Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона?
4) Почему богов называли олимпийскими?
5) Какой народ в отличие от греков верил в одного бога создавшего мир?
6) Я богиня охоты? Когда я стала на сторону троянцев, то Гера в гневе так ударила меня по лицу, что все стрелы разлетелись во все стороны (Артемида).
7) Я любимая дочь Зевса. Богиня мудрости и порядка, грозная и воинственная, я вышла из головы Зевса в полном вооружении.(Афина).
8) Из белоснежной морской пены родилась я. Куда не ступаю всюду благоухают цветы, все животные следуют за мною как ручные. Я добра и нежна ко всем. (Афродита).
9) Я бог, который научил людей выращивать виноград, делать виноградное вино, в честь меня был создан театр. (Дионис).
10) Я бог ремесла. Родился больным и хилым. Но вступился за мать за что отец сбросил меня с Олимпа. Так я остался на вечно хромым.(Гефест).
Домашнее задание:
Прочитать параграф 28, познакомится с мифами о Геракле (стр.137), выполнить задание в рабочей тетради №№ 2, 3, 5 к параграфу 28.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Вот видите греки считали, что смертным недоступен Олимп, а мы добрались. Для этого вам понадобились знания. Знание дают возможность добиться любой цели. От веры в олимпийских богов остались только мифы и легенды. Но мы и сегодня изучаем их, так как они являются историческим источником и позволяют представить мир, в котором жили древние греки.
Я сегодня узнал… Я справился потому, что…
Ребята поставьте себе оценку, как вы оцениваете усвоение нового материала.
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО.
Тест по теме «Поэмы Гомера «Илиада» и Одиссея».
1. Автором поэмы «Илиада» и «Одиссея» ученые считают:
А) Эсхила.
Б) Гомера.
В) Гесиода.
Г) Аристофана.
2. Укажите, что не поделили между собой Гера, Афина, Афродита:
А) зеркало – подарок Зевса.
Б) золотую оливку.
В) золотой апельсин.
Г) золотое яблоко.
3. Спор богинь из-за золотого яблока с надписью «Прекраснейшей» разрешил:
А) царь Приам.
Б) царевич Парис.
В) герой Ахилл.
Г) герой Тесей.
4. Кто из богинь помогал троянцам в войне с греками ?:
А) Афина.
Б) Гера.
В) Артемида.
Г) Афродита.
5. Греки одолели троянцев :
А) в честном бою.
Б) при помощи подкопа под стену.
В) при помощи деревянного коня.
Г) с помощью богов.
6. Греки считали, что в «Одиссее» Гомер изобразил самого себя в виде:
А) путешественника «Одиссея».
Б) слепого сказателя Демодока.
В) царя Алкиноя.
Г) царя погибшей Трои Приама.