СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории Казахстана на тему «Андроновская культура»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по учебному предмету «История Казахстана» на тему «Андроновская культура» для учащихся 5 класса в рамках обновленной учебной программы по истории Казахстана.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории Казахстана на тему «Андроновская культура»»

Дата:

01.10.2021

Предмет, класс

История Казахстана, 5 класс

Учитель:

Балтабаев Марат Бопышевич

Тема урока:

Андроновская культура

Основная идея

Охарактеризовать Андроновскую культуру эпохи бронзы

Цели:

5.2.2.2 – определять признаки андроновской культуры, опираясь на археологические источники;

5.2.2.5 – определять вклад А. Маргулана в развитие казахстанской археологии.

Критерии успеха

Все ученики

Большинство учеников

Отдельные ученики

Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания.

Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог.

Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы.


Время


Этапы

урока

Что делает учитель?

Что делают ученики?

Оценивание

Используемые модули

Ресурсы

Вызов


2 мин.

Орг. момент

1) Приветствие. Положительный психологический настрой.

2) Правила урока, озвучивание цели урока и формы работы

3) Озвучивание критериев оценивания

(знание факт.мат.-2, послед-ть и полнота ответов-2, активность на уроке-1)

Улыбнулись друг другу (для по­зитивного настроя)

Форматив­

ное

(похвала)

Оценивание для обучения


Лидерство

Оценочные листы

15 мин

Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос.

Что такое энеолит? (меднокаменный век)

Что такое медь? (первый металл, использованный человеком).

Дайте характеристику поселению Ботай, закончив предложения.

1. Поселение Ботай обнаружено археологами на территории…..

2. Ботайцы жили в период энеолита - ……-…… тыс.до н.э.

3. Площадь поселения составляет ………………

4. Археологи обнаружили остатки около 200 жилищ, исследовали ………

5. Первыми коневодами в Евразии считаются ……………

6. То, что ботайцы приручили лошадь, доказывают находки костей …… лошадей
7.
Кто из археологов открыл поселение Ботай - …………

8. Ботайцы придумали и стали использовать сбрую около……….лет назад.

9. Основные занятия для жителей Ботая были ….

10. Ботайская культура относится к …….до н.э.

(проверка домашней работы).


Ответы на вопросы.

Формативное (взаимное оценивание)

Критическое мышление (во­просы, открыто­го и закрытого типа)

Оценочные листы, доп. мат.

Осмысление

25 мин

Освоение нового, применение знаний

Изучение нового материала – §§ 14-15, стр. 42 – 47 (учебник).

Исследовательский вопрос: Каковы особенности памятников эпохи бронзы, найденные на территории Казахстана?


1. Работа с текстом (чтение).

Ученые-археологи описали жизнь племен эпохи бронзы, живших на территории Евразии, назвав их носителями андроновской культуры. Такое название идет от места первых находок у села Андроново возле города Ачинска в Южной Сибири. 1914 год - открытие первого памятника эпохи бронзы у села Андронова археологом Тугариновым. В 1927 году археолог М.Т. Грязнов нашел такое же захоронение в Западном Казахстане.

Памятники андроновской культуры распростра­нены от реки Жайык (Урал) на западе до Енисея на востоке, от тайги на севере до гор Памира на юге.

Это были представители европеоидной расы. Внешне они имели широкие лица, открытые глаза, резко выступающий нос. О внешнем виде андроновцев пишет академик В.П. Алексеев: «Андроновцы были очень носаты, а лица их почти без скул, с широко открытыми глазами, возможно, напоминали лица кавказцев». 

Одним из основных районов расселения племен был Централь­ный Казахстан. Ученые на этой территории изучили свыше 30 поселений и более 150 могильников.

В Северном и Западном Казахстане археологи обследовали могильники, состоящие из курганов с земляными насыпями, их более 80 поселений.

В Восточном Казахстане в долинах Иртыша, Бухтармы, в степных районах Тарбагатая найдены десятки поселений и могильников эпохи бронзы. На ее развитие оказали влияние богатейшие месторождения металлов – меди, олова, золота.

В Семиречье и на юге Казахстана обнаружены крупнейшие скопления наскальных рисунков в Тамгалы и в горах Каратау.

Такие камни с наскальными рисунками (петроглифы) тянутся на несколько километров. На них рисунки архаров, оленей, кабанов, верблюдов, диких лошадей, солнцеголовые божества, воины-всадники, человеческие фигуры.

В низовьях Сырдарьи, в Приаралье были открыты уникальные памятники эпохи поздней бронзы, например, мавзолеи Тегискен, Таутары. 

Некоторые из них поселений мож­но назвать предшественниками древних городов. Так, например, на границе Костанайской области Казах­стана и Челябинской области России археологи обнаружили остатки поселения Аркаим. Он относится к эпохе брон­зы и, по мнению многих ученых, является древней­шим городом.

При раскопках андроновских поселений Чаглинка, Петровка, Атасу, Бугулы археологи нашли круглые или многогранные постройки с каркасными стенами из вертикальных жердей, с решеткой из плетня, коническим либо пирамидальным перекрытием, опирающимся на раму, через которую выходил дым. 
Поэтому считают, что юрта возникла в глубокой древности, а прототипом её явилось легкое круглое жилище андроновцев. 

У андроновцев было комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. Земледелие было примитивным и играло в хозяйстве вспомогательную роль. Землю рыхлили и обрабатывали с помощью каменных мотыг, поэтому земледелие называлось мотыжным.  Выращивали ячмень, пшеницу, просо. Убирали урожай бронзовыми и медными серпами.

Важную роль в жизни андроновцев играло скотоводство. Разводили овец, коз и лошадей. А также коров, потому что корова, кроме мяса, давала ценный продукт – молоко. Они обрабатывали шкуры, получали шерсть, пух, изготавливали пряжу и делали ткани. В это время развивается ткацкое ремесло. Мастера изготовляли ювелирные украшения, владели сложными техниками. Известный символ этой культуры - серьги и подвески. Посуду украшали геометрическим, точечным орнаментом.

Особой отраслью хозяйства андроновских племен было горное дело и металлургия. В эпоху бронзы Казахстан был одним из первых производителей бронзы в мире. У горняка было много всевозможных орудий труда: каменный молот и отбойник, кайло, деревянная и костяная лопата и клинья, рудодробилка.

С усовершенствованием орудий труда и развитием хозяйства труд человека стал производительнее. Теперь отдельная семья могла прокормить себя. На смену родовой коллективной собственности пришла семейная собственность.  Происходило накопление излишков, развивался товарообмен. Это способствовало зарождению внутри рода имущественного неравенства. В роду появились богатые и бедные семьи. Переход племен к скотоводству порождает семейную, а затем частную собственность. В обществе появляются родовые вожди, жрецы и военачальники. В древних письменных источниках говорится о жрецах. Жрецы не только совершали культовые обряды, но и хранили древние традиции и знания.


2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника. Отвечают на вопросы (в парах):

Дайте характеристику андроновской культуре, закончив предложения:

А. Андроновская культура распространена на территории…..

Б. Название культуры происходит от ………………….

В. Внешний облик описал ……

Г. Петроглифы Тамгалы обнаружены в ……

Д. 30 поселений и более 150 могильников археологи изучили в.

Е. Предшественником древних городов считается ……………

Ж. Ученые считают, что прототипом юрты является…………

З. Хранителями древних традиций и знаний были - ………….

И. Особой отраслью хозяйства андроновских племен было………

К. Важную роль в жизни андроновцев играло,,,,,,,,,


3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь.

Определите причины и последствия появления андроновской культуры на территории Казахстана.


4. Заполнить таблицу «Особенности андроновской культуры».

Вопросы исследования:

1) Физический тип;

2) Погребальный обряд;

3) Своеобразный набор посуды;

4) Особая отрасль хозяйства.


5. Написать историческое заключение: «Каковы особенности памятников эпохи бронзы, найденные на территории Казахстана?».


Ученики в парах анализируют новый материал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод.


Формативное (взаимное оценивание)













Стратегия «Стикер»

Оценивание для обучения











Критическое мышление




Лидерство



Диалогическое обучение


Саморегулируемое обучение


Таблица ЗХУ, учебник: История Казахстана: учебник для 5 кл. общеобразовательной школы. Б.Е.Кумеков, Т.С.Жумаганбетов, К.С.Игликова.-Алматы: «Атамура», 2017.

РЕФЛ

Е

К

СИЯ

3 мин

Анализ урока, домашнее задание

1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме

2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока;

3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным?

4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах.

5) Домашнее задание: §§ 14-15, стр. 42 – 47 учить, ответить на вопросы.

Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники

Самооценивание и взаимооценивание


Лидерство


Критическое мышление


Анализ урока

Что удалось?

Поставленные цели урока достигнуты. 

Что не удалось?

-

Что можно улучшить?

Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!