СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории Казахстана на тему: "Андроновская культура"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока содержит вопросы актуализации базовых знаний, задания для групповой работы при изучении новой темы.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории Казахстана на тему: "Андроновская культура"»


Тема: Андроновская культура.

Урок истории Казахстана. 10 класс ОГН.


Зубкова Ирина Анатольевна

учитель истории и обществоведческих дисциплин

высшей категории СОШ № 25

города Уральска Западно-Казахстанской области.


Цель:

-показать особенности эпохи бронзы на территории Казахстана;

-дать характеристику андроновской культуры, показав общее и особенное;

-способствовать формированию умений и навыков аналитической деятельности учащихся;

-воспитывать гражданственность и патриотизм.

Тип урока: комбинированный.

Методы: групповая работа, составление дайджестов.

Оборудование: интерактивная доска, карта «Казахстан в эпоху бронзы».

Домашнее задание: учебник страницы 19-23, заполнить таблицу

Районы Казахстана

Этапы культуры

Описание погребений

Описание керамики

Ход урока. Учитель. Постановка цели и плана урока.

  1. Актуализация базовых знаний. (Используется интерактивная доска)

Завершите предложение.

Впервые останки древнего человека были найдены…..

Синантроп был найден в 1927 году в…….

Одно из первых занятий древнего человека…….

Первобытные люди объединялись в стадо в основном для….

Первобытное орудие труда, заострённое с обеих сторон, называлось….

Археологическое название среднего палеолита…..

Древнего человека, жившего в среднем палеолите, учёные называют….

В пещере Кроманьон во Франции впервые обнаружены останки человека….

Обработка камня рядом мелких ударов для увеличения прочности называется…..

Хронологические рамки эпохи мезолита…..

Лук и стрелы были изобретены в период…..

Новокаменный век-это….

Главной особенностью эпохи неолита является…..

Орнамент, характерный керамическим изделиям эпохи неолита……

Решите чайнворд.

Главное слово по вертикали:

Тонкие каменные пластинки, которые человек научился делать в эпоху мезолита.

По горизонтали.

1. Эпоха, своеобразный мост между древним и новым каменным веком.

2.Вид вставки в качестве украшения в ювелирные изделия.

3.Человек разумный.

4.Обработка камня рядом мелких ударов для увеличения прочности.

5.Ущелье в Восточной Африке, в котором найдены останки древнего человека.

6.Археолог, обнаруживший серию стоянок первобытного человека в Южном Казахстане в 1958 году.

7.Период, в котором был изобретён ткацкий станок.

8.Наиболее изученный памятник мустьерского времени, стоянка в урочище…


1.М

е

з

о

л

и

т



2.И

н

к

р

у

с

т

а

ц

и

я


3.К

р

о

м

а

н

ь

о

н

е

ц


4. Р

е

т

у

ш

ь



5.О

л

д

у

в

а

й



6

Л

п

ы

с

п

а

е

в


7

е

о

л

И

т


8

р

ы

с

Т

а

н

д

ы


Изучение новой темы.

План.

  1. Понятие о бронзовом веке и его особенности.

  2. Исследования эпохи бронзы на территории Казахстана.

  3. Характеристика андроновской культуры.

Учитель. Объяснение первого вопроса.

Изменения в хозяйстве, наметившиеся ещё в эпоху неолита, привели во 2-м тысячелетии до н.э. к формированию скотоводческо-земледельческой экономики и развитой металлургии. В середине 2-го тыс. до н.э. племена Казахстана освоили производство бронзовых изделий. По сравнению с медью бронза имеет ряд преимуществ: отличается твёрдостью, низкой температурой плавления, красивым золотистым цветом. Бронзовые орудия труда коренным образом изменили общественно-хозяйственную жизнь племён, населявших территорию Казахстана.

В начале 2 тысячелетия до н.э. у степных племён Поволжья, Приуралья, Казахстана и Алтая формируется комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. Происходят существенные изменения в общественном строе и семейно-брачных отношениях населения. Матриархальный строй постепенно уступает место патриархальному. Происходит обособление отдельных семей, расширение семейной собственности, растёт имущественное неравенство.

По второму вопросу заслушиваем сообщение ученика, получившего опережающее задание. По завершении учитель предлагает записать наиболее важные данные в тетрадь.

-1914 год-открытие первого памятника эпохи бронзы у села Андронова археологом А.Я.Тугариновым.

-хронологическая классификация андроновской культуры была разработана К.В.Сальниковым.

-17-16в.в. до н.э - фёдоровский этап андроновской культуры.

-15-12в.в. до н.э. – алакольский этап андроновской культуры.

-12-8в.в. до н.э. –замараевский этап андроновской культуры.


При изучении третьего вопроса организуется групповая работа.

Класс делится на группы, каждая из которых получает задания.

1 группа. По тексту учебника определяет основные памятники племён Центрального Казахстана.

2 группа. С помощью изображений на керамике и тексту описывает изображения, характерные для андроновской культуры.

3 группа. По тексту дайте описание города Аркаим, являвшегося прототипом древних городов.

4 группа. По тексту описать жилища андроновской культуры и показать на конкретных примерах зарождение имущественного неравенства.

Предложенный текст и рисунки для работы 2 группы.

        Основные типы предметов, встречающихся в памятниках андроновской культуры.


Изображения на предметах эпохи бронзы, отражающие религиозные представления. В верхней части таблицы - четыре изображения на сосуде из Ханларского района (по Я. И. Гуммелю) в бронзовые амулеты из Севанского и Шамхорского районов (по Е. А. Лалаяну и А. А. Ивановскому); В средней части таблицы - три изображения на сосудах из Киликдагского могильника (по Э. Реслеру); в нижнее части - изображения на бронзовых поясах (по Б. А. Куфтниу и Е. А. Лалаяну).

На сосудах, кроме бесчисленного количества орнаментальных узоров (меандр, зигзагообразная линия, елочка и др.), имеется большое количество символических знаков и стилизованных изображений животных. Среди символических знаков часто встречаются свастика и крест, образованный иногда четырьмя треугольниками, присоединенными своими вершинами к ромбу, представляющему сердцевину креста. Имеется целый ряд других символических знаков-дисков, с отходящими от них лучами, треугольников и сложных крючковатых фигур. В некоторых из таких знаков без труда распознается стилизованный до крайности реальный образ. Так, на керамике имеется зигзагообразная линия, (воспроизводящая змею, или же фигура из двух треугольников, соединенных вершинами, представляющая собою стилизованную фигуру животного, в частности, козла. На керамике изображения животных принимают настолько фантастическую форму, что, не располагай мы целым рядом последовательных изменений фигуры в процессе стилизации, то никогда в этих замысловатых фигурах не смогли бы распознать реальный образ. Этнографические материалы Кавказа, Средней Азии и Казахстана показывают, что очень часто линейный орнаментальный мотив связывается с каким-нибудь определенным животным, например, завитки - с козлом (стилизация рогов), бегущая волна - с собакой, и др. Известны лишь отдельные изображения птиц. Все фигуры составлены из прямых или (выгнутых врезанных линий, образующих контур, причем внутренняя часть фигуры заполнялась зарубками и точками. Фигуры животных, выполненные в этом стиле, встречаются и в резьбе на металле, например, на бронзовых мечах. В могильниках часто встречаются и бронзовые статуэтки животных и птиц. В изображениях на сосудах встречаются иногда наряду с фигурами животных также и фигуры людей. Так, в одной из могил, раскопанных Э. А. Реслером в 1899 г. на Килик-даге (около Ханлара), были обнаружены три чашки с резными узорами. На первой из них изображены две человеческие фигуры с поднятыми вверх руками, стоящие перед животными (козлами); на подобной же композиции второй чаши козы изображены с козлятами.. На третьей чаше из того же погребения на Килик-даге, имеются фигуры людей в такой же позе, как и на двух первых чашах, но эти фигуры помещены не перед животными, а перед символическими изображениями, по форме несколько напоминающими мальтийский крест, причем в сердцевине одного из крестов помещена миниатюрная фигурка животного. В могильнике к северу от Ханлара Э. А. Реслером был обнаружен сосуд с изображением охоты на диких козлов. На сосуде имеются две чрезвычайно схематично выполненные фигуры охотников, держащих в руках небольшие луки со стрелами, готовыми к спуску. Над обоими охотниками помещены знаки в виде сложной свастики, что указывает на религиозно-магическое осмысление и всей композиции. Особый интерес в этом отношении представляют изображения на группе чаш, происходящих из раскопок Я. И. Гуммеля в районе Ханлара. На всех этих чашах, под венчиком помещена волнистая линия, разорванная тремя кружками. Ниже находится сцена охоты, причем особенно примечательно то обстоятельство, что фигуры охотника и козла связаны пунктиром с двумя кружками, с третьим же кружком связан лук, который держит в своих руках охотник. В волнистой линии под венчиком чаши следует видеть изображение неба с небесными светилами, которые, согласно религиозным представлениям, оказывали магическое действие на успех охоты. Культ неба и солнца отчетливо прослеживается по памятникам из могильников начала I тысячелетия до н.э. В громадном количестве известны круглые подвески в форме прорезных дисков, несомненно, являющихся изображением солнца. Часто эти подвески встречаются вместе с подвесками в виде фигурок птиц, но есть случаи, когда фигурки птиц помещены в верхней части этого диска (иногда двойного), около ушка для подвешивания. Птица во всех религиях тесно связана с небом и часто является формой солнечного божества, как это можно повсеместно видеть на памятниках культа эпохи бронзы. Изображение трех миров - небесного, земного и водного - можно усматривать в композиции на одной из сурьмяных блях Шамхорского района (раскопки А. А. Ивановского), в центре которой помещена свастика (солнце), во внутренней зоне - треугольники (горы) и фигуры оленей и козлов, а во внешней зоне - изображения птиц, по-видимому, водоплавающих.

Текст для работы 3 группы.

В XVII—XVI вв. в степной, лесостепной зоне от Урала до Иртыша существовали поселения, прямоугольные и круглые в плане, окруженные оборонительными сооружениями — стенами с деревянным частоколом и рвами, башнями и сложными предварительными постройками. Укрепленные поселения имеют площадь от 6 до 30 тыс. кв. м. Поселение Аркаим, которое можно считать древним городом, выглядело как округлый в плане участок, огороженный двумя концентрическими кольцами оборонительных сооружений. Между ними находилась жилая часть, а внутренний круг занимала площадь. Внешний круг имел диаметр 160 м, внешняя стена шириной в основании около 4м была сбита из грунта с примесью извести, а с наружной стороны облицована блоками глины, которые укладывались, начиная с основания рва, опоясывающего стену снаружи. Глубина рва — 1,5—2 м, высота стены — 2,5—3 м. По гребню стены шли два параллельных ряда частокола из бревен, промежуток между которыми был забит дерновыми пластами. Изнутри к стене примыкали торцы жилищ, плотно пристроенных друг к другу. Выходы из жилищ выводили на кольцевую улицу, которая шла вокруг внутренних стен и рва. Ров был облицован деревом, внутренняя стена имела такую же конструкцию, как и внешняя. Изнутри ко второй стене также примыкали расположенные радиально жилища с выходом из каждого на центральную площадь. Четверо ворот города вели на запад, северо-запад, восток и юго-восток. Центральным был западный вход, он в современной топографии представляет разрыв в стене, а сложная конструкция дополнительных укреплений делает выход на центральную улицу «коленообразным». Каждому входу соответствуют радиальные улицы, пересекающие поселок и сходящиеся на центральной площади, которая имеет квадратную форму, размером 25 х 25 м. Прямоугольные жилища Аркаима имели площадь от 190 до 300 кв. м. Стены их представляют сложные сооружения из двух рядов столбов, обшитых плахами, пространство между которыми забито землей. Четыре или шесть рядов перегородок делили площадь жилища на жилые комнаты и хозяйственные отсеки с погребами и колодцами. В целом характер поселения типа Аркаим, а также прямоугольных в плане поселений Петровка, Никольское, имеют признаки, характерные для раннего города: развитую систему фортификаций (укреплений); наличие строгого плана или даже макета, по которому строилось поселение; деление территории на несколько зон — жилую, производственную, общественную (в каждой из них сосредоточено жилье, производство, отправление культовых обрядов, либо проведение общественных собраний). То, что поселения выполняли роль городских центров, свидетельствует и то, что они снабжали само поселение и расположенные рядом поселки металлическими изделиями, керамикой. Здесь проживала многочисленная прослойка ремесленников, о чем свидетельствуют погребения кузнецов и металлургов, молотки, наковальни и другой инструментарий. В ряде погребений найдены булавы — знаки власти — и остатки боевых колесниц, вещи, которые подчеркивают высокое положение в обществе их владельцев. Рядом с городами возникали храмовые комплексы.

Текст для работы 4 группы.

Расцвет культуры в эпоху ранней бронзы стал возможным благодаря культурным и экономическим контактам с культурами Средиземноморья и Малой Азии, и, видимо, уже в то время начали складываться зачатки Великого шелкового пути. В эпоху средней бронзы, андроновские поселения уже не укрепляются стенами и рвами. Видимо, обстановка в степи стала спокойной. Меняется топография поселений. Она представляет собой скопление нескольких (от 10 до 20) отдельно стоящих домов, как правило расположенных одной, либо двумя линиями вдоль реки. Изменился и сам дом. Теперь он стал полуземлянкой площадью 200—300 кв. м. Котлованы для жилища копали каменными, роговыми, либо бронзовыми мотыгами, кирками, следы которых сохранились на стенках раскапываемых археологами жилищ. Глубина котлованов колебалась от 0,6 до 1,5 м. Вынутый грунт укладывали вдоль края, обеспечивая, таким образом, защиту жилья от влаги и сильных степных ветров, обычно «выдувавших» из дома тепло. В конструкциях широко использовалось дерево для укрепления стен, опоры балок и стропил перекрытия. Крыша устраивалась двускатной. В степи и горных местах в конструкции использовался камень-плитняк, служивший для облицовки стен. Из материалов поселений не видно сколько-нибудь заметного социального и имущественного неравенства, однако, исследования кладбищ позволили установить разницу в степени богатства и положения человека в обществе. Уже в эпоху ранней бронзы в общей массе захоронений выделились погребения с большей, чем у других, величиной и глубиной могилы, сложными деревянными конструкциями, большим количеством поставленных в могилу горшков с пищей. В этих же могилах найдены остатки колесниц и захоронений коней, а при погребенных — бронзовые ножи, бронзовые и каменные наконечники стрел, каменные булавы. В могильниках выделяются среди рядовых захоронений несколько грандиозных курганов диаметром до 4 м и высотой до 2,5 м или сооружений, обнесенных двойным или даже тройным кольцом ограды из монументальных плит. Под такими курганами находились могилы размером 3,2 х 2,5, глубиной до 2,3 м. Стены их обкладывались срубами из бревен, сверху перекрывались накатом из бревен, иногда двойным. Большинство могил ограблено еще в древности, но по сохранившимся остаткам ясно, что вместе с умершим в могилу клали большое количество специально забитых животных, золотые украшения, бронзовые ножи, булавы, конские снаряжения, наборы наконечников стрел. Судя по большой разнице в устройстве курганов и могил, вещам, туда помещаемым, андроновское общество не было однородным. Люди знатные и богатые занимали привилегированное положение. После их смерти за заслуги перед обществом сородичи возводили особое, отличное от других, могильное сооружение, не считаясь с затратами и трудом. Наличие в ряде таких захоронений остатков колесниц позволяет сделать вывод, что они принадлежали воинам, выделившимся в отдельную группу.

По завершению работы, каждая группа представляет свои дайджесты.

Учитель подводит итоги урока. Выставляются оценки. Даётся домашнее задание.

7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!