СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории Казахстана в 10 классе

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку урока могут использовать учителя истории в 10 классе.. На уроке предусматривается индивидуальная, творческая и групповая работы

Просмотр содержимого документа
«разработка урока по истории Казахстана в 10 классе»

Тема: Материальная культура казахского народа.

ТЦУ:

Рассмотреть понятие «материальная культура». Выяснить, как происходило развитие материальной культуры казахского народа. Изучить особенности национальной одежды, познакомить учащихся с достижениями казахского народа в развитии ремёсел.

Развивать навыки анализа учебного материала, умения самостоятельно изучать отдельные вопросы темы с помощью Интернет- ресурсов, выполнять исследовательскую деятельность.

Воспитывать уважение к казахской национальной культуре, богатой традициями.

Тип урока: комбинированный

Метод: Словесный (эвристический, частично-поисковый), Наглядный

Оборудование: ИД, презентация по теме.

Ход урока:

1. Введение в тему: (слово учителя)

Культура – это достижения в материальной и духовной жизни людей.

Духовная культура – достижения в искусстве, музыке, развитие УНТ и литературы, многообразие традиций.

Материальная культура – достижения в производстве, развитии хозяйства, а так же успехи в развитии архитектуры.

Материальная и духовная культуры взаимовлияют друг на друга. ( запись в тетрадь)

2. Беседа:

К какому направлению развития культуры относятся:

Искусство красноречия, или ораторское искусство?

Традиции?

Сказки, пословицы, поговорки?

Эпические произведения?

Творчество кюйши?

Песенное искусство?

Архитектура?

УНТ?

Шежире?

Юрта?

Религия?

Национальная одежда?

Изделия ремесленников?

3. Расскажите:

О развитии музыкального искусства казахской степи и казахских национальных музыкальных инструментах.

О традициях устной передачи истории.

Что мы относим к образцам устной истории казахского народа?

О религиозных верованиях казахского народа.

Как менялись религиозные верования с течением времени?

4. Изложение новой темы с опорой на презентацию

Духовная культура отражала изменения , происходившие в жизни народа, в том числе и достижения материальной культуры. (запись в тетради)

Основное жилище казахов – юрта.

(Беседа с опорой на знания учащихся, заслушивание сообщений учащихся)

В чём удобство юрты?

Какими были юрты по размерам?

По убранству юрты назывались: ак орда, хан орда, караша уй, лашык, абылайша, уранкай, жолым уй.(запись в тетради)

Из каких частей состоит юрта?

О чём свидетельствует пожелание «Пусть будет прочным ваш шанырак»?

Почему особо почитался порог юрты –босага?

Что такое туырлык, узик, тундик? Для чего они нужны?

Одежда различалась по возрасту человека. Молодёжь носила богато орнаментированную одежду красного или зелёного цветов. Взрослые и пожилые люди носили одежду поскромнее, с малым количеством узоров, чёрного или синего цветов.

Для торжеств шились праздничные одежды из дорогого материала с красивым орнаментом.

Издавна казахи изготавливали из золота, серебра, драгоценных камней, кости различные ювелирные украшения.

Сырта (серьги), блезик (браслеты), жузик, сакина (кольца, перстни), шолпы (подвески), алка (ожерелье).

При рождении ребёнка делали специальные сёдла, которые дарили в возрасте, когда ребёнок мог оседлать коня. Это означало вступление мальчика в совершеннолетие.

Изделия, вышедшие из рук мастеров, высоко ценились и пользовались огромным спросом

Национальная кухня. В первую очередь гостю подавали кумыс, шубат или айран, затем - чай с молоком или сливками, баурсаками, изюмом, иримшиком, куртом. Затем следовали закуски из конины или баранины - казы, шужук, жал, жая, сур-ет, карта, кабырга. На любом столе обязательно были лепешки из пшеничной муки.

Главным национальным блюдом казахов является бешбармак (пять пальцев). Бешбармак готовится из баранины, конины или говядины. Ароматное мясо едят с тонко раскатанными и отваренными кусочками теста. Прекрасным дополнением к блюду служит насыщенный ароматный мясной бульон - сорпа, который подается обычно в пиалах. В конце трапезы подают кумыс, за которым вновь следует чай.

5. Закрепление:

- Что нового вы узнали о материальной культуре казахского народа?

- Каковы достижения материальной культуры казахского народа?

- Почему изделия мастеров высоко ценятся, особенно в настоящее время?

Домашнее задание: подготовить сообщения о материальной культуре казахского народа.



Цели:

 - углубить и систематизировать знания о традиционной культуре и хозяйстве казахского народа;

 - выявить качество и уровень овладения знаниями по истории Казахстана;

 - развивать познавательный интерес и коммуникативные навыки;

 - воспитывать уважение и интерес к культуре, обогащать внутренний мир учащихся, общий кругозор.

Оборудование: презентации, макет карты Казахстана, сказочные птицы по числу детей в классе, музыкальная композиция, жетоны - тюльпаны.

Форма урока: игра - путешествие.

  Ход урока.

Чтобы погрузиться в атмосферу приближающегося праздника и весны, чтобы показать казахское гостеприимство, чтобы убедить гостей в том, что мы рады их приходу, начнем урок с прекрасного танца, который подарят гостям ученицы класса.

 (исполняется танец)

А мы отправляемся в путешествие во времени, и наша цель — побывать в ауле XIX века, узнать, как жили наши предки, трудились, общались, проводили праздники. Чтобы наше путешествие было запоминающимся, мы будем делать остановки и выполнять задания.

  (класс делится на две команды, капитаны выбирают цвет (алый или желтый тюльпан), который они будут получать за правильные ответы).

1 слайд: остановка «Жилище казахов».

Вопросы командам:

 - что представляет собой казахский аул?

 - описать жилище казахов.

 - объяснить понятия: тезек, тор, кыстау, ауыз уй, шошала, малкора.

  (подводим итоги, жетоны вешаем на доску)

2 слайд: Занятия казахов.

От каждой команды по одному знатоку темы, участникам задаются вопросы, на которые нужно быстро ответить.

Основным хозяйственным занятием степняков является. . . (кочевое и полукочесвое скотоводство)

Что обязательно должно быть на месте, которое выбирается для стоянки аула? … (вода и подножный корм)

Что значит «тебеневать»? … (умение разгрести корм из - под снега)

Основные виды скота кочевников, это? … (лошадь, овца, верблюд)

В каких регионах и почему больше держали КРС? … (в северных, т. к. его лучше скупали переселенцы)

Зачем держали коз в кочевой хозяйстве? … (из - за ценного пуха)

Зачем в каждой отаре овец был козел? … (козел был вожаком)

Как называются одногорбые верблюды? … (нар)

В каком регионе Казахстана предпочтение отдавали верблюдам двугорбым? … (в северных, т. к. они имели густую шерсть)

Зачем после возвращения с летовок казахи устраивали палы? … (чтобы лучше росла трава)

вопросы для второго участника:

Что такое джут? … (массовая гибель скота от бескормицы)

Как часто случались джуты? … (каждые 10 - 12 лет в год зайца)

Как использовались соленые озера в хозяйстве казахов? … (соль - лечение людей и животных)

Какие орудия труда использовали при заготовке сена? … (косы - литовки, сенокосилки, конные грабли)

Что такое атпа, чигирь? … (водоподъемные приспособления)

Богарное земледелие, это какое? … (неполивное)

Самое распространенное кормовое растение? … (люцерна)

С какой целью казахи занимались охотой? … ( бедные — подсобное хозяйство, богатые — развлечение)

Сами казахи рыбу потребляли в небольших количествах. Зачем ловили? … (для продажи)

 Главный центр по добыче и отправке рыбы? … (Аральск)

 (подводим итоги, вывешиваем жетоны)

Слайд: «Национальная одежда».

Командам раздается набор слов, каждая команда должна выбрать слова, составляющие описание женского или мужского костюма.

  (проверяем, подводим итоги)

Слайд: «Национальные игры».

В жизни традиционного казахского общества большое место занимали спортивные игры и состязания. Они воспитывали у молодежи выносливость, выдержку, ловкость и готовность к любым физическим нагрузкам и испытаниям. Они же формировали здоровый образ жизни.

Задание командам: на доске появляется изображение игры, участники должны назвать, фрагмент какой игры изображен.

аударыспак;

кокпар;

казакша курес;

алтыбакан;

кыз куу;

байга.

Задание из «черного ящика». Участники выбирают задание:

«Здоров, как киргиз» - эту поговорку приводит немецкий исследователь Фон Шварц, отмечая отменное здоровье казахов. Назовите слагаемые.

Кого у казахов так называли:

тауып (знахарей)

даригер (лечащих травами)

оташы (хирургов)

сыныкшы (костоправов)

баксы (лечащих психические заболевания)

«Ямагата, Муханура, Кара Мустафа, Махмут, Кажымукан. . . » кто эти люди? Что можно добавить к сказанному?

Пока подводятся итоги, вывешиваются жетоны, мальчики ученики класса показывают приемы казахской борьбы.

Слайд: «Обычаи и обряды».

Это домашнее задание, смотрим презентации, которые приготовили участники команд на соответствующую тему.

По итогам решаем кроссворд.

Слайд: «Праздники».

Любимым праздником на протяжении многих веков является Наурыз, который в нашей республике официально отмечается с 1988г.

Первый ученик: День весны приходится на ночь с 21 на 22 марта. По казахской традиции в эту ночь выходит старик Кадыр, он посылает людям счастье, благоденствие. Утром первого дня Нового года очищали родники и сажали деревья, а женщины готовили угощения. Только затем, нарядившись во все новое, праздничное, люди шли в гости. Обнимались, поздравляли друг друга. В этот день аксакалы примиряли находящихся в ссоре родственников, супругов, благословляли молодых, читали молитвы.

Второй ученик: Именно в это время весеннего праздника парни признавались в любви, дарили девушкам подарки. Белобородые старцы обращались ко всем с традиционными пожеланиями:

Чтобы ваши души всегда были открыты, а темные помыслы исчезли навсегда.

Пусть будет дорога к народу правильной, желаем в жизни много светлого, пути верного.

Народу достаток желаем, все плохое пусть в землю уйдет. Пусть светлое счастье придет.

Пока девочки говорят, на доске слайды про Наурыз.

Слайд с пожеланиями.

В заключение девочки исполняют танец. Подводим итоги, считаем жетоны.

Заключительное слово: Праздник — душа народа. Именно в дни праздников проявляются лучшие качества людей — дружелюбие, гостеприимство, уважение к старшим, забота о маленьких и слабых. Праздник — это возможность выразить родным свою любовь, вспомнить о друзьях и знакомых. Если Кадыр ата выполняет любое желание, давайте дружно загадаем, чтобы в нашей жизни было как можно больше праздников и радости. У каждого из вас есть птица — напиши на ее крыльях название праздника, который по - вашему должен обязательно появиться в календаре и прикрепите свою птицу на карту — посмотрите, какой яркой стала наша страна. Пусть радости и праздников будет больше!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя