СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории "Наша Родина - Россия" 6 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка рассчитана на изучение истории России в  6 классе

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории "Наша Родина - Россия" 6 класс»

Урок 1. Введение. Наша Родина – Россия.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Мотивационно – целевой этап.

- Прочитайте высказывания двух великих людей и ответьте на вопросы.

1) «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не сможет обойтись» (Иван Сергеевич Тургенев).

2) «Родину любят е за то, что она велика, а за то, что она своя» (Сенека).

- Как вы поняли смысл данных высказываний?

- Что объединяет эти два высказывания?

(Ответы учеников)

В этом году вы начинаете изучать историю своей Родины.

- Историю каких народов вы же изучали? (история Древнего мира, история Средник веков)

- Какие события из истории Древнего мира или Средних веков вам запомнились больше всего? Почему?

- Какие исторические деятели вызвали ваше восхищение и уважение?

- Интересно ли вам было знакомиться с курсом всеобщей истории?

(Ответы учеников)

Тема нашего урока «Наша Родина – Россия».

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников)

План урока:

  1. Наша Родина, наше Отечество.

  2. Для чего мы изучаем историю своего Отечества.

  3. Исторические источники и науки – помощницы историка.

  4. Знакомство со структурой учебника и формами работы.

Проблемный вопрос:

- Почему историю России называют коллективной памятью?

  1. Введение в новый материал.

Сегодня мы начинаем увлекательное путешествие по страницам истории России. Как начиналась и развивалась история нашей страны? Как мы узнаем о событиях прошлого? Надо ли человеку знать историю своего Отечества? Какую роль играет история в жизни общества? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

  1. Работа по теме урока.

  1. Наша Родина, наше Отечество.

Давайте сыграем в игру «Ассоциации». Ее суть состоит в том, что я называю слово, а вы должны не задумываясь назвать те ощущения, представления, идеи, которые у вас возникли.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово родина?

(Ответы учеников)

Таким образом, Родина – это семья и родной дом, место, где человек родился, отчий край, отчизна, родная сторона. «Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то…» - писал поэт Сергей Есенин.

Посмотрите на карту (карта мира предоставлена на слайде). Россия – самое большое по площади государство в мире. Границы России проходят и по суше и по морю. Расположена наша страна на материке Евразия. Ее столицей является Москва.

Наша страна очень красива и богата. Территория России охватывает 11 часовых поясов. Общая площадь Российской Федерации составляет 17 075 400 км2. Наибольшая высота над уровнем моря – 5642 м. (гора Эльбрус), а наименьшая высота над уровнем моря – 28 м. (уровень Каспийского моря). России принадлежат 14 крупных островов, самыми большими из которых считаются Сахалин (площадь 76 400 км2) и Новая Земля (площадь 83 000 км2).

Россия – многонациональная страна. На ее территории проживают народы, которые относятся к разным языковым семьям.

- Работа с материалом учебника (с. 6, 7) и картой, в схематичной форме представьте, где расселились представители различных языковых групп (см. таблицу)

Индоевропейская языковая семья

Центр и север восточной Европы (предки балтов, германцев, славян)

Степные районы, юг Сибири (иранская языковая группа)

Урало – самодийская языковая семья

Сибирь, Приуралье, Восточная Прибалтика, Центральная Европа, лесная часть Поволжья, территория между Волгой и Окой (финно – угорские языки)

Север (самодийские племена)

Алтайская языковая семья

Сибирь, Урал, Волга, Причерноморье, Средняя Азия (тюркская языковая группа)

Кавказская языковая семья

Кавказ (исконные жители этих мест, говорящие на разных языках)


(Проверка выполнения задания)

- Разгадайте старинную поэтическую загадку.

«Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья (место, являющееся предметом сельскохозяйственного использования - лес, озеро, поле и т.п.): первое – больным на здоровье, второе – свет от тьмы да тепло от стужи, третье – дряхлым пеленанье, а четвертое – родник». (Береза)

(Ответы учеников)

Березу издавна считают символом России. «Русь моя, люблю твои березы, с первых лет я с ними жил и рос», - писал поэт Николай Рубцов.

Слово родина произошло от слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого – либо древнего рода. Слов с корнем род много:

  • родить – произвести на свет потомство;

  • родители – отец и мать, у которых рождаются дети;

  • родня – родственники;

  • родословная – перечень поколений одного рода.

Люди гордятся своей родословной, изучают ее.

(На экране появляется слайд с родословной Александра Сергеевича Пушкина)

- Знаете ли вы своих предков? Чем они занимались? Какую память о себе оставили?

(Ответы учеников)

Отправимся в виртуальное путешествие по страницам нашей истории.

Слайд 1. «Он одной рукой камень вывернет, а двумя-то руками быка свалит..» - говорится в былинах о богатыре Микуле Селяниновиче. Этот герой помогал защищать свою землю от врагов, но труд земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?».

Слайд 2. Илья Муромец обладал огромной силой, как физической, так и нравственной. Он был скромен, благодушен, сдержан и отечески заботился о своих друзьях. Алеше Поповичу были свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость и хитроумие. Добрыню Никитича многие сопоставляли с историческим персонажем, дядей князя Владимира – крестителя Руси.

Слайд 3. Заветы богатырей своим потомкам:

  • защищать свою Родину, беречь ее;

  • защищать слабых, стариков и детей;

  • быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными;

  • любить свою родную землю, свой народ.

Слайд 4.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю русскую,

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнется!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Слайд 5. Величайший российский полководец Александр Васильевич Суворов (1730-1800) не проиграл ни одного сражения, причем большинство из них были выиграны при численном превосходстве неприятеля. Он создал передовую систему воспитания и обучения войск в основе которой лежало убеждение, что человек является решающим фактором победы. Суворов уделял большое внимание быту и обеспечению солдат, разделяя с ними все тяготы походной жизни.

Слайд 6. В годы Великой Отечественной войны на оккупированных территориях создавались подпольные организации, в которые входили люди, не смирившиеся с тем, что на их землю пришли фашисты. Так, в поселке Краснодон юноши и девушки организовали «Молодую гвардию» и вместе с партизанами совершали разные диверсии (военный манёвр, имеющий целью отвлечь силы противника от места нанесения главного удара) в тылу врага. Молодогвардейцы поддерживали местное население, рассказывая людям о том, что происходит на фронте, о том, что наша армия переходит в наступление и уже совсем скоро освободит и их родной Краснодон. Фашисты вышли на след молодогвардейцев и арестовали некоторых из них. Они пытали ребят, требуя, чтобы те выдали остальных подпольщиков и указали, где скрываются партизаны. Никто из молодогвардейцев ничего не сказал фашистам. Ребят живыми сбросили в угольную шахту и засыпали камнями. Юные герои погибли, но они внесли свой вклад в победу над фашистской Германией.

Слайд 7. 11 февраля 2012 г. четверо учеников Екимовичской средней школы Рославльского района Смоленской области – девятиклассники Азамжон Кады̀ров и Александр Новиков, восьмиклассник Денис Чумичѐв и одиннадцатиклассник Владимир Гурулѐв – увидели клубы дыма над домом в центре села. Подростки, сообразив, что дорога̀ каждая секунда, выбили запертую изнутри дверь, из-за которой доносились крики о помощи. до приезда пожарных они одного за другим вынесли на себе из огня пятерых людей.

- Какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете?

(Ответы учеников)

  • С родной земли умри – не сходи.

  • Своя земля и в горести мила.

  • Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

  • Всякому мила своя сторона.

  • Дома и стены помогают.

  • За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.

  • Любовь к Родине сильнее смерти.

  • На родной сторонке и камешек знаком.

  • На чужой сторонке Родина милей вдвойне.

  • Родная землица и во сне снится.

  • Родная сторонка – мать, чужая – мачеха.

  • Кто Родиной торгует, того кара не минует.

  • Родину, как родителей, на чужбине не найдешь.

  • Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.

  • Родина – мать, умей за нее постоять.

  • Смело идти в бой, Родина за тобой.

  • Родина краше солнца, дороже золота.

  • За край родной иди бесстрашно в бой.

У каждого из нас есть мала Родина – место, где мы родились, и большая Родина – Отечество. Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Много есть на свете, и кроме России, всяких хороши государств, но одна у человека родная мать – одна у него и родина». Любить Родину – это значит знать ее историю, культуру, гордиться ее прошлым и заботиться о будущем.

  1. Для чего мы изучаем историю своего Отечества.

- Что такое история?

(Ответы учеников, составление схемы)

Что такое история

Процесс развития общества

Прошлое, сохраненное в памяти человека

Рассказ о чем – либо

История – наука, изучающая прошлое человечества

с древнейших времен до наших дней.


- Зачем человеку необходимо изучать события прошлого?

Ответим на этот вопрос, используя прием «Мозговой штурм» (учитель записывает на доске версии учеников)

- Перед вами высказывания о роли и назначении истории (слайды).

Изучите и прокомментируйте их.

Слайд 10. «Итог знаний и воспоминаний, накопленных поколениями, - вот что такое наша цивилизация. Стать гражданином можно лишь при одном условии – познакомившись с мыслями поколений, живших до нас. (Андре Моруа).

Слайд 11. «История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого» (Василий Осипович Ключевский).

Слайд 12. «Если вы любите свою страну, вы не можете не любить своей истории, не можете не беречь памятников прошлого» (Дмитрий Сергеевич Лихачев).

Слайд 13. «Можно не знать тысячи наук, но быть при этом образованным человеком. Но не любить историю может только человек совершенно не развитый нравственно» (Николай Гаврилович Чернышевский).

Слайд 14. «Накопленные на основе исторических трудов знания и понимание причин как успехов, так и неудач других людей приводят к познанию опыта жизни безопасным путем. Ведь это очень хорошо, что мы можем использовать чужие ошибки в качестве поучительных примеров для различных случаев в течение всей нашей жизни и что нам не придется самим задумываться над тем, как нам следует поступить, а можно будет только подражать тому, что было правильно сделано» (Диодор Сицилийский)

(Ответы учеников, составление перечня)

Мы изучаем историю для того, чтобы:

  • узнавать о жизни людей в другие эпохи;

  • извлекать уроки – не повторять ошибок прошлого;

  • почувствовать себя наследниками великой культуры;

  • знать историю своих предков, гордиться ими достижениями;

  • осознавать свою причастность к событиям настоящего и осознавать свою ответственность перед потомками.

  1. Исторические источники и науки – помощницы историка.

Попробуем приоткрыть завесу тайны музы истории Клио.

- Откуда и как ученые узнают о далеких событиях нашей истории, о том, как люди жили в древности?

(Ответы учеников)

Вы правильно вспомнили, что для определения достоверности событий прошлого ученые используют исторические источники. Именно с их помощью воссоздается портрет той или иной эпохи, выдвигаются гипотезы о причинах и следствиях различных событий.

Исторические источники весьма разнообразны. О многих из них мы говорили на роках истории Древнего мира. Историческими источниками служат рукописи, печатные книги, здания, предметы обихода, древние обычаи, элементы древней речи, сохранившиеся в языке, то есть все остатки прошлой исторической жизни.

- Работая с материалом учебника (с. 8), заполните таблицу (слайд 15).

Исторические источники.

Виды

Примеры

Письменные

Предания, тексты договоров и законов и прочие документы.

Вещественные

Орудии труда, утварь, оружие, жилища, поселения, места погребений.

Устные (фольклорные)

Былины, сказки, пословицы, песни, танцы.


(Проверка выполнения задания).

- Какие вспомогательные науки помогают нам воссоздать историю нашей страны?

(Ответы учеников, составление таблицы).

Вспомогательные исторические науки.

Наука

Предмет исследования

Археология

Вещественные памятники материальной культуры (орудия труда, утварь, оружие, жилища, поселения, места погребений и т.д.).

Лингвистика

Язык (говоры, диалекты и др.).

Фольклористика

Народное творчество (былины, сказки, пословицы, песни, танцы).

Этнография

Жизнь и обычаи отдельных народов.


Попробуем подобрать ключи к тайнам музы Клио.

- Разделитесь на четыре группы, изучите дополнительный материал, с его помощью воссоздайте события прошлого и ответьте на вопрос.


Дополнительный материал для первой группы.

В междуречье Оки и Волги обнаруживаются названия на языках финно – угорской группы. Таковы все гидронимы (названия рек), оканчивающиеся на «ва»: Москва, Протва, Лысьва. «Ва» - вода по – фински.

Термин «Сибирь», по мнению профессора Зои Яковлевны Бояршиновой, происходит от названия этнической группы сипыр (сабир) – предков древних угров. Начиная с XIII в. восточные авторы называют Сибирью не только народность, но и местность, в которой она обитала.

- Как лингвистика помогает истории воссоздавать прошлое?


Дополнительный материал для второй группы.

В окрестностях села Скорняково в начале 1860-х гг. были раскопаны два кургана, и один у села Засосенка, неподалеку от устья реки Сосны. Погребальные комплексы курганов относятся к эпохе бронзы и датируются серединой – третьей четвертью II тыс. до н.э. Находки из погребений – глиняный сосуд, бронзовые ножи, каменные наконечники стрел, костяные поделки – вместе с подробным описанием раскопок в 1886 г. были переданы в открывшийся в Москве Исторический музей.

- Как археология помогает истории воссоздавать прошлое?


Дополнительный материал для третьей группы.

Жилище саами раньше представляло собой бревенчатую однокамерную «коробку» с плоской крышей и одним окном; временное летнее жилище строилось из кольев и досок в виде усеченной пирамиды.

Традиционная летняя одежда саами состояла из длинной подпоясанной рубахи (юпа) и суконных или сделанных из оленьей кожи штанов. Головным убором у мужчин был вязаный колпак, у замужних женщин – кокошник. Зимой носили глухую меховую одежду до колен, мехом наружу, а в сильный холод одевались в одежды мехом внутрь. Зимним головным убором служила суконная шапка на меху, обувью – пимы (сапоги из оленьего меха).

Саами были обращены в православие, но сохранили в пережиточной форме дохристианские верования: в частности, они поклонялись камням, напоминающим силуэты людей.

- Как этнография помогает истории воссоздавать прошлое?


Дополнительный материал для четвертой группы.

Корни пословицы как жанра уходят в языческое прошлое, о чем свидетельствуют сохранившиеся остатки языческо – магических представлений (например, «Дурной взгляд на осину глянет – осина завянет»).

Мы видим, что при любых обстоятельствах русский народ не теряет оптимизма и всегда надеется на лучшее.

  • Хотя не богат, а гостям рад (Чем богаты, тем и рады).

  • Лад избу ширит.

  • Бой отвагу любит.

  • Своего не бросай, чужого не бери.

  • На словах тих, а на деле лих.

  • Цвет в поле – человек в воле.

  • Дракою прав не будешь.

  • Жена при муже хороша.

- Как фольклористика помогает истории воссоздавать прошлое?

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу).

  1. Знакомство со структурой учебника и формами работы.

Нашим навигатором в путешествие в мир знаний станет учебник истории. Давайте познакомимся с ним.

- Откройте оглавление и опишите структуру учебника.

(Ученики выполняют задание).

Вы убедились, что материал учебника делится на главы (темы), которые в свою очередь поделены на параграфы. В каждой главе представлены материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности.

Однако основной текст учебника не является единственным источником информации. Вам необходимо внимательно работать с вопросами, заданиями, дополнительными рубриками.

(Используя прием комментированного чтения, ученики знакомятся с дополнительными источниками информации в учебнике).

- Разделитесь на шесть групп. Каждая группа, изучив определенную рубрику учебника, расскажет нам: 1) для чего применяется данная рубрика; 2) алгоритм работы с этой рубрикой.

Первая группа работает с вопросами, помещенными перед каждым параграфом и разделом «Подведем итоги».

Вторая группа изучает вопросы и задания внутри параграфа и рубрику «Вопросы и задания для работы с текстом параграфа».

Третья группа работает с рубрикой «История в лицах: современники» и иллюстративным материалом учебника.

Четвертая группа исследует рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» и «Историки спорят» в конце главы.

Пятая группа работает с рубриками «Изучаем документ» и «Работаем с картой».

Шестая группа изучает обобщающие вопросы и задания к ним, представленные в конце каждой главы, а также список информационно-творческих проектов и справочные материалы в конце учебника.

(Проверка выполнения задания).

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Мы начали знакомство с курсом «История России». Давайте вернемся к проблемному вопросу.

- Почему историю России называют коллективной памятью?

(Ответы учеников).

- Выскажите свое мнение о знакомстве с курсом «История России», продолжив следующие фразы.

  • Я узнал (а)…

  • Я понял (а)…

  • Я хочу…

  • Мне кажется…

Домашнее задание:

  1. Написать мини – сочинение на тему «Мое знакомство с историей России».

  2. Начать работу над исследовательским проектом на тему «Место и роль Руси в Европе». Разработать универсальный план исследования, результаты занести в интернет – дневник проекта.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!