Создание проблемной ситуации, формирование проблемы | Обращение к личному опыту учеников. Организация диалога. - Кто знает, что такое икона? - У кого дома есть иконы? - Для чего нужны иконы? Работа с притчей Косились в музее картины на икону и ничего не понимали: - И зачем ее среди нас повесили? Ни ярких красок, ни красоты движения, ни живости изображения! Верно, черный квадрат? Но черный квадрат ничего не отвечал. За молчанием он скрывал свою полную пустоту и поэтому слыл самым мудрым и даже таинственным. К тому же, благодаря своей цене, он был очень богат, и поэтому еще более уважаем. Сама же икона была очень огорчена. И совсем не этими пересудами в свой адрес. А тем, что люди шли мимо и просто смотрели на нее. - А она ведь была создана не для того, чтобы на нее смотрели, а чтобы перед нею – ……) - В конце занятия мы вернемся к этой притче, и вы сможете вставить пропущенное слово Давайте определим круг вопросов по данной теме, на которые вы без затруднений дадите полный ответ в течение урока. - Что такое икона? - Когда появились первые иконы? - Чем икона отличается от картины? - Какие бывают иконы? -Зачем нужны иконы? | Слушание Рассуждения учеников по теме. Озвучивание ответов. Постановка темы и цели урока в сотворчестве учителя | Познавательные УУД. - классифицировать объекты по определенному признаку. Регулятивные УУД. - постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что не известно. - оценивание своей работы и работы других Коммуникативные УУД. - умение вступать в диалог; - доказывать свою точку зрения, опираясь на имеющиеся знания; - выслушивать и принимать чужую позицию. |
Решение проблемы, открытие новых знаний | - Что же такое икона? - Где мы можем найти точное толкование? (в словарях) Икона - предмет поклонения – изображение Бога, святого или святых в виде портрета в красках, образ. /. Словарь русского языка автор - С.И.Ожегов./ - Какие главные слова можно выписать из этого толкования. / Изображение Бога, святых, предмет поклонения. / ответ появляется на слайде Икона (от греч. eikón — изображение, образ) в христианской религии — изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, которому церковь приписывает священный характер; /Большая советская энциклопедия - Какие главные слова можно выписать из этого толкования? / Священный характер –святыня/ Икона -изображение святого, к которому люди обращаются с молитвой./Этимоло-гический словарь русского языка Семенова/ - Что главное в этом толковании? / Люди обращаются с молитвой/ -Попробуйте с помощью данных слов и словосочетаний, сказать, что такое «Икона». Икона – изображение Бога, святых. Предмет поклонения и почитания, святыня, перед которой люди обращаются с молитвой к Богу и святым. Отсюда иконопись – отрасль религиозной живописи, писание икон. Первыми, кто принёс христианскую веру на Русь, были братья преподобный Кирилл и святой Мефодий. Они переводили с греческого на славянский язык богослужебную литературу, а Мефодий к тому же был и иконописцем. Он написал такие иконы, как «Второе пришествие Христово», «Страшный суд с Геенной» и другие. -Икона заметно отличается от живописной картины. Это потому, что задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека -Чем же икона отличается от картины? Сравним Икону Божьей Матери "Одигитрия" и картину Леонардо да Винчи "Мадонна Бенуа".И там, и там один и тот же сюжет. Младенец Христос на руках Богородицы. И если мы посмотрим на картину Леонардо "Мадонна с цветком", и мысленно уберём нимбы, то увидим перед собою кого?(Обычную молодую маму с ребёнком на руках). Такая могла жить в Италии в Эпоху Возрождения. Нам на это указывает причёска, костюм, окружающие детали. Младенец на её руках обычный пухленький малыш, который заигрался с цветком. Мама ребёнком любуется, умиляется, т.е. изображена обычная тихая семейная сцена. На картине изображение реалистично, т.е. всё изображается так, как мы видим в действительности. Смотрим на икону Божьей Матери. Здесь мы видим нечто иное. Передано какое-то неземное спокойствие, огромное достоинство. Написаны не просто лица, а святые лики - изменённые и преображённые. Мы не можем сказать, что перед нами обычная женщина. Взгляд Младенца совсем не детский, а очень мудрый, серьёзный, так как перед нами не просто ребёнок, а перед нами Бог, который пришёл в этот мир, чтобы взять на себя все грехи человечества. Богородица указывает рукой на Младенца, как на истинный Путь ко спасению. 1 группа исследует изображение света на иконе – (с.76-77) 2 группа исследует наличие в иконе и на картине заднего плана и горизонта (с.77-78) 3 группа исследует лики и глаза на иконе и наличие или отсутствие в ней беспорядка (с.78)
(После выступления каждой группы учитель добавляет информацию.) 1. Вокруг головы Спасителя, Божией Матери, святых угодников и угодниц Божиих на иконах изображается сияние или светлый кружок, который называется нимб. 2/ Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. Особое значение имеют глаза. На древних иконах их писали широко раскрытыми. Именно через глаза икона и показывает святость изображенного. Создается впечатление, будто не вы смотрите на икону, а она — на вас. 3. Большое значение в иконе имеет жест: благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т.д Работа по учебнику с 78 -79 для ответа на вопрос -С какой же целью пишутся иконы? | Работа со словарями Выделение главных слов из толкования Работа в группах. Ответы учащихся Работа в группах Выступления каждой группы | Коммуникативные УУД. - формирование умения вступать в диалог. - Работать в статических и мигрирующих группах. Регулятивные УУД. - оценивание своей работы и работы других; - сравнение работы с образцом и соотнесение ее с выбранными критериями. Личностные результаты -определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. - ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. - Работа с информацией: обработка, вычленение необходимой информации. Коммуникативные УУД. - умение вступать в диалог; - доказывать свою точку зрения, опираясь на имеющиеся знания; - выслушивать и принимать чужую позицию. |
Рефлексия | - Итак, вернемся к притче и постараемся вставить нужное слово - Почему иконы так дороги человеку? -Что вы можете рассказать об иконе своим близким? -Прочти слова и выражения, определяющие смысл иконы. Выбери наиболее приемлемые для тебя Итак, казалось бы, все просто: картину – произведение искусства – мы созерцаем, а перед священным изображением – иконой – предстоим в молитве. Но эта простота кажущаяся. Разница между предметом, предназначенным для целей религиозных и предметом, назначение которого – эстетическое наслаждение не всегда однозначно выражена в области человеческого восприятия. Живопись, особенно живопись на религиозные сюжеты, также может вызвать преображение души человеческой, как и икона (У учителя в руках свеча) - Ни икона, ни свечка не молятся вместо людей. Но они напоминают человеку о его призвании стать лучше. Ведь на иконе изображены те люди, которые прожили свою земную жизнь в любви. Как правило, им было тяжелее, чем нам. Но они смогли остаться людьми. Они никого не предали, ни от кого не отвернулись. Некоторые святые жили три тысячи лет назад (пророк Моисей). А некоторые были почти что нашими современниками. Значит, и людям 21 века этот путь тоже по силам. В православии это очень ясно: святым и светлым может стать любой человек. Так что только от самого человека зависит – станет он светиться или чадить. -Молодцы!Спасибо всем за урок | Рефлексия | Регулятивные УУД. - оценивание своей работы и ее результата. |