Тема: Эпическое и лирическое начала в романе в стихах «Евгений Онегин»
Цель: представить общую характеристику романа; провести обзор содержания романа;
ознакомить учащихся с приемами анализа лиро-эпического произведения.. Формировать навыки синтеза и анализа литературно-художественного материала.
Планируемые результаты обучения
1) личностные сохранять доброжелательное отношение к собеседнику;
2) предметные : применять на практике полученные знания
3) метапредметные понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, высказывать свое мнение, осуществлять деятельность в соответствии с планом, оценивать результаты своей деятельности
Оборудование: мультимедийная презентация, текст произведения, индивидуальные карточки
тип урока: освоение новых знаний
1.Орг.момент
2.Целеполагание
--Что такое жанр художественного произведения?
б/ На какие три рода делятся произведения художественной литературы?
в/ На какие виды делятся эпические произведения?
г/ Чем отличается эпическое произведение от лирического?
д/ Можно ли роман «Евгений Онегин» отнести чисто эпическим произведениям? А к чисто лирическим?
е/ Какое же это произведение?
- Лиро-эпическое.
Назовите тему, цель урока
Как в романе изображена жизнь России в 20-ые годы XIX века?
- Реалистически.
з/ Что сказал Белинский о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»?
- Роман-дневник.
Вывод:
Роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина – лиро-эпическое произведение, реалистический роман в стихах, роман-дневник.
--Какое определение этому произведению дал В.Белинский? (Энциклопедия русской жизни) Почему? (Роман знакомит нас с разнообразными картинами русской жизни, с разными классами и группами русского общества, с русской природой, театром, торговлей, литературой.)
«Я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница». И далее еще откровеннее: «Пишу его с упоением, что еже давно со мной не бывало».
Пушкинский роман слагался долго. Поэт сам указал срок — 7 лет 4 месяца 14 дней, сказав с восторгом: «Это лучшее мое произведение». С этими словами нельзя не согласиться.
Учитель. Войдем в художественный мир романа «Евгений Онегин», узнаем историю его создания, совершим вместе с поэтом удивительное путешествие по страницам произведения.
работа в паре.
Вы познакомились с литературоведческими понятиями: жанр, роман, проблематика. Докажите, что произведение А.С.Пушкина — это роман (хотя и в стихах).
--Вспомним, краткий сюжет романа.
--Сегодня на уроке мы рассматриваем не только героев, их поступки, а скорее раздумья, чувства самого автора
--Кто такой автор?
3) Автор - образ, персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей; может быть предельно сближен с биографическим или намеренно отдален от него (образ автора в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин")
кто автор – повествователь или рассказчик? Свой ответ аргументируйте.
Автор – повествователь, от его лица ведется повествование. И он не связан с речью какого-либо персонажа. Повествователь, от чьего имени ведется рассказ, присутствует в романе наравне с другими персонажами.
Хотел бы я тебе представить...
Собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
Я прочитала фрагмент произведения. Как он связан с сюжетом?
Это рассуждения автора, которые он делает по ходу повествования.
Учитель: Такие рассуждения называются лирическими отступлениями
Что такое лирическое отступление? (запись в тетради)
Лирические отступления - внесюжетный элемент произведения: непосредственное авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение (лирические отступления в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина). Намеренное отступление автора от сюжета повествования может принимать форму воспоминаний, обращений автора к читателям.
Специалисты насчитывают в романе Пушкина 27 лирических отступлений и пятьдесят разнотипных лирических вставок. Некоторые из них занимают всего лишь одну строчку. Другие весьма обширны, а если их соединить, то они по своему объему образуют две самостоятельные главы.
Как связаны лирические отступления с образом автора?
Работа в группах:
Вопрос:
Какие темы лирических отступлений вы можете назвать? (ответы детей)
Лирические отступления можно разделить на несколько групп:
Авторские отступления. (Воспоминания о юношеской любви в первой главе, рассуждения о «ножках». Воспоминания о московской «красавице» в 7 главе . Отсылки к биографии в начале и конце 8 главы. Отступления о переоценке романтических ценностей в «Отрывках из путешествия Онегина») .
Критико-публицистические отступления (разговор с читателем о литературных примерах, стилях, жанрах)
Разговоры на житейские темы («роман требует болтовни») . Речь идет о любви, семье, браке, о современных вкусах и модах, о дружбе, образовании и т. д.
Пейзажные лирических отступления. Обычно природа изображается сквозь призму лирического восприятия поэта, его внутреннего мира, настроения
Отступления на гражданскую тему – о героической Москве 1812 года.
Некоторые отступления – «смешенного» типа (включают в себя и автобиографический, и критико-публицистический, и житейско-афористический элементы.)
--Какова роль лирических отступлений в романе «ЕвгенийОнегин»?
Итоги. Таким образом, Пушкин многосторонне, объективно, емко и лаконично показал всю жизнь России, всю современную ему действительность. Не случайно В.Г.Белинский напишет: «“Онегина” можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».
Мы с вами нашли в тексте и эпическое и лирические начала, которые составляют основу произведения.
Итоги. Рефлексия
Домашнее задание. Читать о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Определить темы его произведений