К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Э. Григ «Утро в лесу». Отрывок из пьесы «Пер Гюнт»
Учитель: Прохорова Валентина Владимировна
Класс: 4-А
Предмет: литературное чтение, музыкальное искусство
Урок закрепления знаний.
Цель: продолжить знакомить детей с жизнью и творчеством К.Г.Паустовского, содержанием рассказа, дать представление о творчестве композитора Э.Грига, его музыкальном произведении «Утро в лесу».
Задачи урока:
обучающая:
обучать осмысленному чтению, умению использовать выразительные средства языка и музыки;
учить образному восприятию музыки, показать, как она помогает воспринимать литературное произведение, как воздействует на слушателя;
учить сравнивать и сопоставлять выразительные средства музыки и описание её писателем с помощью средств языка;
учить слушать и понимать музыку;
развивающая:
совершенствовать навык грамотного чтения; развивать речь, мышление, воображение, умение анализировать прочитанное и делать выводы;
воспитывающая:
прививать бережное отношение к природе, к чувствам людей, любовь к литературе, музыке.
Планируемые результаты
Личностные:
формирование средствами литературы и музыки целостного взгляда на мир и природу; проявлять заинтересованность, удивление, желание больше узнать, иметь терпение и доброжелательность в момент прослушивания мнения другого.
Предметные:
умение работать с учебником, формулировать главную мысль произведения, размышлять о характере главных героев, строить высказывания.
Метапредметные:
формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с целями и задачами урока.
Девиз урока
Удивительное в обыкновенном
Ход урока
I. Организационный момент. Положительный настрой на работу.
На доске высказывание:
В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного.
К.Г. Паустовский
Обсуждение.
II. Вступительное слово учителя.
- Обратите внимание на доску. Прочтите девиз урока.
- Кто помог нам увидеть красоту в простом , обыкновенном, заставляя нас восхищаться, смеяться и плакать одновременно?
(ответы детей)
- Да, он писал о природе, о Родине. Все его произведения пронизаны трепетным чувством любви к родной природе и Родине.
Он бывал в разных странах. Его восхищали люди этих стран, музеи и искусство. Он много писал о композиторах, о художниках, о тех людях. которые тонко чувствуют красоту окружающего мира. И наш рассказ « Корзина с еловыми шишками» ведёт нас в необыкновенный мир музыкального творчества великого норвежского композитора Э. Грига.
III. Проверка домашнего задания.
(Составить план рассказа. Зачитывают 2 ученика.)
- Сегодня мы продолжим знакомиться с жизнью и творчество К.Г. Паустовского, узнаем много интересного о творчестве великого норвежского композитора Э. Грига, будем анализировать произведение, а также представлять свои индивидуальные задания.
IV. Работа по теме урока. Блок целевого раздела РООП.
1. Вступительное слово учителя для гостей:
- Уважаемые гости, предлагаю вам практическую реализацию целевого раздела РООП. В процессе деятельности на уроке я планирую достигнуть личностные, предметные и метапредметные результаты. Для этого я буду использовать разнообразные формы работы и приёмы, музыку, а также наглядность и особую атмосферу на уроке.
2. Интерактивный приём «Собираем шишки». Ассоциации.
(К деятельности привлекаются гости)
3. Приём «Кнопка You Tube».(пересказ за 2 минуты)
(Сопровождается презентацией)
4. Слово о Паустовском.
(Как о нём говорят друзья, коллеги, он сам о себе)
Глубочайшим образом люблю природу,
силу человеческого духа
и настоящую человеческую мечту…
5. Работа с текстом. Описание осеннего леса. Выборочное чтение и анализ.
-Какой литературный приём использует автор, описывая осенний дес? (сравнение). Слад «Осень»
6. Инсценировка «Встреча в лесу».
(Сопровождается аудиозаписью звуков природы)
7.Инд. сообщение учащегося об Эдварде Григе.
8. Работа с текстом. Пересказ и выборочное чтение основных моментов сюжета.
-Почему композитор захотел Дагни подарок?
-Выполнил ли своё обещание Э.Григ? Как скоро он принялся за работу?
- Что видел композитор, когда сочинял музыку для Дагни?
(с. 51. Он писал и видел как навстречу бежит…..)
-О чём была его музыка. Как Паустовский нам её описал?
(с.56. Мелодия росла…Да! Это был её лес..)
9. Прослушивание музыкального произведения «Утро в лесу».
(Обсуждение, обмен впечатлениями)
Действительно, музыка, созданная Э. Григом, воспевает красоту природы и духовный мир человека в звуках. Музыка – это язык чувств. Она помогает нам посмотреть на мир другими глазами.
Музыка – это чудо. В переливах струн, в звучании черно-белых клавиш таятся такие чувства, которые могут изменить нашу жизнь. Откройте и вы для себя классическую музыку, слушайте ее чаще. И однажды вы тоже попадете в свою сказку.
- Какие чувства и ощущения бушевали в груди Дагни в момент звучания музыки?
(с.57. Дагни плакала, не скрываясь…)
- О чём думала Дагни, когда музыка стихла, и девушка вышла из парка?
(с. 57. Он умер…)
10. Работа в парах.
(Описать прослушанную музыку с помощью прилагательных)
11. Характеристика главной героини.
(Цепочкой, с помощью глаголов)
12. Определение главной мысли произведения «Корзина с еловыми шишками»
(Чем же должен жить человек? (Красотой природы, любовью в сердце, музыкой, мечтой)
V. Подведение итогов урока.
VI. Рефлексия.
VII. Д/З
Составить Синквейн на выбор:
Дагни, Э.Григ, К. Паустовский;
подумать над вопросом:
- При чём здесь шишки? (вариантов может быть несколько, записать в тетрадь).