Разработка урока по литературному чтению в 4 классе на тему «Мой Пушкин»
Задачи урока:
1.Обобщить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина, расширить круг чтения детей.
2.Развивать образное мышление, творческие способности, воображение, способность воспринимать различные виды искусства.
3.Воспитывать любовь к поэтическому слову, формировать интерес детей к классическому искусству; в нравственном аспекте ориентировать на общечеловеческие ценности и идеалы.
Оборудование урока.
1.О.А.Кипренский. Портрет А.С.Пушкина.
2.В.А.Тропинин. Портрет А.С.Пушкина.
3.А.С.Пушкин. Автопортреты.
4.Выставка книг А.С.Пушкина.
5.О.А.Кипренский. Автопортрет.
6.В.А.Тропинин. Автопортрет.
7.И.Е.Репин. Портреты композиторов М.И.Глинки, Н.А.Римского – Корсакова.
8.Ария Руслана из оперы М.И.Глинки («О поле, поле, кто тебя усеял…») «Руслан и Людмила» (в грамзаписи).
9.М.И.Глинка. «Марш Черномора» (в грамзаписи).
10.Н.А.Римский – Корсаков. «Ария Царевны Лебедь» (в грамзаписи).
11.Н.А.Римский – Корсаков. «Полет шмеля».
12.Магнитофон.
13.Предметы, воссоздающие пушкинскую эпоху: гусиное перо, чернильница, свеча.
Ход урока.
Учитель. Сегодня наш урок посвящен Александру Сергеевичу Пушкину – солнцу русской поэзии. Вы уже читали сказки и стихи великого поэта, знакомы с некоторыми его повестями и поэмами, немало знаете наизусть.
Для каждого русского человека Пушкин не только гениальный поэт, но и друг, добрый советчик. Вот сегодня мы и поделимся друг с другом, чем для нас является Пушкин, какие его произведения особенно дороги и близки каждому из нас.
Поэтому этот урок мы назовем «Мой Пушкин», и пройдет он в форме устного журнала, где будут странички, содержащие стихи и сказки, музыкальные и посвященные изобразительному искусству. Надеюсь, что вы сумеете глубже понять душу великого поэта и его творчество, насладиться его волшебными стихами.
Итак, первая глава нашего журнала посвящена вашим любимым стихотворениям.
( Авторы этой главы – 6 учеников – садятся на стулья перед классом - зрителями)
Я знаю, что некоторые ребята остановили свой выбор на тех стихотворениях, в которых Пушкин рисует чудесные картины русской зимы. Пусть они и откроют наш журнал.
1-й ученик. Я хочу прочитать отрывок из романа «Евгений Онегин», где поэт описывает приход зимы. Он передает нетерпение, с которым все ждут зиму, и вместе с героиней романа Татьяной радуется ее приходу. Такую же радость испытывала и я, когда однажды поутру увидела, что черная мрачная земля покрылась белоснежным ковром.
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
2-й ученик. А я хочу напомнить всем стихотворение, которое мы узнали в первом классе. В нем Пушкин говорит о том, как зима пришла и преобразила всю природу. Читая пушкинские строчки, я как будто вижу перед собой картины замечательной зимней природы.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы.
3-й ученик. Мне очень нравится стихотворение «Зимнее утро». Это стихотворение и веселит, и бодрит, и создает праздничное настроение. Мы его учили не полностью, а я решила выучить его до конца и прочесть вам.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела
А нынче…погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки,
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Ребята прочли три стихотворения Пушкина.
- Как вы думаете, что их объединяет?
Да, наверное, их объединяет одно настроение – именно то, о котором говорила Хадижат, - радостное и приподнятое.
Это состояние поэта, высокий душевный настрой прекрасно передает портрет А.С.Пушкина, выполненный художником, современником поэта, Василием Андреевичем Тропининым.
На портрете Пушкин сидит у небольшого стола. Положил руку на край и задумчиво смотрит куда-то в сторону. В его светлых голубых глазах какое-то особенное выражение. Взгляд остановился. Лоб напряжен. Губы словно шепчут что-то. Не в таком ли состоянии он написал такие строки?
И пробуждается поэзия во мне…
…и пальцы просятся к перу, перо к бумаге.
Минута – и стихи свободно потекут.
Вот что на портрете. Поэзия пробуждается в Пушкине, стихи живут в нем, он их слышит – «…минута – и стихи свободно потекут…»
Но жизнь поэта не была легкой, безоблачной, и он, конечно, имел право и на другое настроение, печальное, грустное, которое тоже нашло отражение в его стихах. Помните ли вы такие стихи?
(Дети называют «Зимний вечер», «Зимняя дорога».)
4-й ученик. Я прочитаю стихотворение «Зимняя дорога». Пушкину приходилось много путешествовать; ездили в то время на лошадях; дорога, особенно зимой, когда рано темнеет, порой была скучной и однообразной. И я думаю, что во время одного из таких путешествий Александр Сергеевич сочинил эти строчки.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег…Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…
И еще я хочу добавить. Хотя это стихотворение грустное, но оно очень красивое, так и представляешь зимние поляны, залитые серебряным лунным светом.
Учитель.
После стихотворения, которое прочитала Патимат, я хочу вам показать портрет Пушкина кисти другого художника – Ореста Адамовича Кипренского. Вглядитесь внимательно в этот портрет, в выражение лица поэта и попытайтесь объяснить, почему я решила показать вам его после прочтения такого довольно грустного стихотворения.
(Учащиеся говорят о том, что на этом портрете поэт выглядит печальным, задумчивым, серьезным.)
Кипренский сумел понять Пушкина, он угадал его печаль, его мысли о свободе, его мечты. Об этом портрете сам Пушкин в одном из своих стихотворений сказал: «Себя, как в зеркале, я вижу…»
Итак, сравнивая эти два портрета, мы видим, как Тропинин и Кипренский сумели отразить в них, каждый по-своему, сложный и богатый духовный мир поэта.
Чтобы завершить тему, связанную с изобразительным искусством, хочу обратить ваше внимание на то, что на полях своих рукописей Пушкин сам постоянно рисовал своих персонажей. (Учитель демонстрирует иллюстративный материал.) Рисовал он и самого себя. Когда Пушкин чувствовал себя одиноким, автопортрет получался грустным. А если ему было весело, он рисовал себя в каком-нибудь смешном виде – в огромном картузе, всадником в бурке, мчавшимся во весь опор. Однажды Пушкин нарисовал себя счастливым – это прекрасный автопортрет. (По ходу рассказа учитель демонстрирует автопортреты Пушкина)
5- й ученик. Мое любимое стихотворение посвящено городу на Неве – Петербургу. Может быть, потому, что я и сам был в этом удивительном городе, бродил по его улицам, паркам, набережным. Стихи Пушкина как бы вновь возвращают меня в памятные места чудесного города, помогают представить себе его величие, строгость, гордую красоту.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск
безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса ,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса…
Учитель. Спасибо. Ты помог нам увидеть прекрасный город на Неве, увидеть безлунные белые ночи.
Настал черед другой странички.
6-й ученик. Мое стихотворение посвящено няне великого поэта – Арине Родионовне. Долгими зимними вечерами она рассказывала маленькому Саше сказки, пела русские народные песни. Она стала другом Пушкина на всю жизнь. И когда поэт жил в Москве, Петербурге, он часто вспоминал Арину Родионовну, скучал по ней и посвящал ей свои стихи. Одно из таких стихотворений я и прочитаю. Оно так и называется «Няне»:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
Учитель. То, что вспомнили о няне Пушкина, замечательно. К своей няне Арине Родионовне Пушкин испытывал особую привязанность. Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Именно она пробудила в будущем поэте любовь к устному народному творчеству, желание подарить людям свои сказки. Итак, мы открываем новую главу нашего журнала, посвященную сказкам Пушкина.
Здесь, я думаю, вы большие знатоки, и все примите активное участие в викторине по сказкам великого поэта.
Из какой сказки эти слова?
Бедненький бес под кобылу подлез,
Понатужился, понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул.
(«Сказка о попе и о работнике его Балде»).
А теперь назовите эту сказку.
Ты волна моя, волна,
Ты гульлива и вольна,
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,-
Подымаешь корабли. («Сказка о царе Салтане, о князе Гвидоне и о прекрасной царевне лебедь»).
Из какой сказки эти строчки?
«Свет мой, зеркальце! Скажи
да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?» («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).
Какая сказка заканчивается словами?
С колесницы пал Дадон –
Охнул раз, - и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок. («Сказка о золотом Петушке»).
Сколько лет жил старик со старухой в землянке у самого синего моря? (33 года).
Каковы были желания старухи? (получить новое корыто, избу, стать столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою)
Из трех девиц одна стала царицей, вторая – ткачихой. А третья? (поварихой)
Кто помог Елисею найти невесту? (ветер)
Что потребовал у царя Дадона мудрец за чудесного петушка? (Шамаханскую царицу)
Я прочту начало самой большой сказки Пушкина. Послушайте и назовите ее.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…
Да, действительно, это сказка – поэма «Руслан и Людмила».
- Кто читал эту поэму всю?
Тогда ответьте на такие вопросы:
Кто первый раз похитил невесту Руслана? (Черномор.)
Кто похитил невесту во второй раз? (Фарлаф.)
Кто убил Руслана? (Фарлаф.)
Кто оживил его? (Старец.)
Где нашел Руслан Людмилу? (В Киеве, у князя Владимира.)
Что сделал князь Владимир с Фарлафом? (Простил его.)
Учитель. Все ли известные вам сказки Пушкина назвали? ( Нет. Забыли сказку « О золотой рыбке»
Кто вспомнит строчки из этой сказки? ( Несколько учеников читают строчки из этой сказки)
Вот и вспомнили мы самые известные сказки Пушкина, а теперь поразмышляйте, обсудите ваше мнение в «четверках» и скажите, какая из сказок показалась вам смешной и почему.
-Какая самая поучительная?
-А самая красивая, волшебная?
-В какой сказке Пушкин учит нас прощать даже тех, кто когда-то причинили нам зло?
( Каждый вопрос учащиеся обсуждают в «четверках», затем выбирают одного, кто должен выразить и обосновать их мнение. Учитель выслушивает разные точки зрения, делает выводы, комментарии)
Каждый из вас из нашей сказки научился чему-то. Я не спрашиваю потому, что у каждого это – свое. Но главное хочется сказать всем: чтобы творить – надо много знать. Гений – это не только творчество и талант, но и огромный труд. Стремитесь к творчеству, познавайте бесконечно прекрасный мир вокруг нас! Творите добро – и мир вокруг нас станет добрее!
Настало время музыкальной страницы.
Вы уже знает, что многие стихи, поэмы и даже повести Пушкина легли в основу музыкальных произведений. И нам не хватило бы и всего урока только перечислить их.
Как вы думаете, почему великие композиторы и наши современники обращаются в своем творчестве к Пушкину?
(Его стихи очень музыкальны. Они красивы. Стихи Пушкина пробуждают в человеке высокие мысли и чувства.)
Сегодня я познакомлю вас с музыкой к сказкам Пушкина великих русских композиторов Михаила Ивановича Глинки и Николая Андреевича Римского-Корсакова (демонстрируются портреты композиторов).
Михаил Иванович Глинка по поэме «Руслан и Людмила» создал одноименную оперу. Мужество, сила, благородство, готовность к подвигу звучат в арии героя оперы Руслана.
Николай Андреевич Римский-Корсаков написал музыку к «Сказке о царе Салтане».
Прослушайте фрагмент арии одной из героинь сказки, назовите ее.
(Прослушивание грамзаписи, ария Царевны Лебедь).
-Какой вам помогла увидеть ее музыка?
А теперь прослушайте еще один фрагмент. По характеру музыки вы должны определить, кого она изображает.
(Прослушивание грамзаписи «Полет шмеля»)
Прослушивание фрагмента «Песня белочки».
-Догадайтесь, какого героя изображает музыка?
Прослушивание фрагмента «33 богатыря».
-А это какие герои?
-Чем отличается музыка по характеру? (Одна спокойная, веселая; другая – марш.)
Учитель. Настал черед и моей странички. Свое восприятие творчества Пушкина я решила выразить в стихотворной форме.
Мой Пушкин.
Что Пушкин для меня?
Средь дней однообразных вереницы
Он для меня как дивная жар-птица,
Как дар волшебный счастья и добра.
Мой Пушкин – море красоты,
Волшебных грез очарованье.
Он факел на моем пути,
Несущий свет, добро и состраданье.
В минуты радости, тоски или печали
Он рядом, он со мной.
Утешит, усладит пленительной строфой
И позовет в неведомые дали.
Чем дольше жизнь,
Тем Пушкин мне родней,
Милей, дороже, ближе и понятней.
Быть русской, как и он,
Читать его стихи.
Что может быть
И слаще, и приятней?
Перевернув последнюю страницу нашего журнала, мы говорим Пушкину: «До скорого свидания».
Вас ждет еще много прекрасных встреч с великим поэтом. Вы прочтете его стихи о дружбе, о свободе, о любви к родной Отчизне, его романы, повести, поэмы.
Я вас всех благодарю за участие в нашем разговоре о поэзии Александра Сергеевича Пушкина.