СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературному чтению "Зеркало и Обезьяна"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе на тему: Басни И.А. Крылова «Зеркало и обезьяна».

                  Тема: М.А.Крылова «Зеркало и  обезьяна»

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению "Зеркало и Обезьяна"»

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе на тему: Басни И.А. Крылова «Зеркало и обезьяна».

Тема: М.А.Крылова «Зеркало и обезьяна»

Тип урока: решение частых задач


Педагогические задачи: познакомить уч-ся с басней И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна»; учить читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам ; находить мораль в произведении; развивать внимание, мышление, наблюдательность; расширить поле зрения; воспитать нравственные качества, культуры работы группах, интерес к чтению басен.


Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

научаться пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя; учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения, знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы

Познавательные:сравнивают и сопоставляют произведения между собой , называя общее и различное в них (басню и рассказ);

Регулятивные:выбирают вместе с группой форму оценивания результатов; оценивают свои достижения и результаты сверстников;

Коммуникативные: осмысливают правила взаимодействия в группе (распределение обязанностей , составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях)

Понимают нравственные уроки , которые дает басня; анализируют причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делают на основе этого выводы

Оборудование:портрет И.А.Крылова, его книги: «Стрекоза и Муравей», «Лисица и Ворона», «Квартет»; аудио или видеозапись басни «Зеркало и обезьяна»; карточки (текст речевой разминки, групповые задания), слайд шоу, зеркало, мягкая обезьянка (игрушка).






План урока:

  1. Мотивация обучающихся к учебной деятельности. (1 мин.)

  2. Эмоциональный настрой на урок. (2 мин.)

  3. Самоопределение к цели. (5 мин.)

  4. Актуализация знаний. (5 мин)

  5. Работа над новой темой. (20 мин.)

а)Словарная работа.

б)Чтение текста учителем.

в) Чтение текста детьми.

  1. Физминутка. (2 мин)

  2. Работа по содержанию. (5 мин.)

  3. Рефлексия.Подведение итога урока.(3 мин.)

  4. Домашнее задание. (2 мин)































Конспект урока

Ход урока

  1. Мотивация обучающихся, к учебной деятельности.

Слайд 1 (под веселую музыку)

- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок, вы меня не знаете, и я вас не знаю.

- Но сегодня на уроке у нас есть гости, давайте с ними поздороваемся.

(Дети здороваются)

- Асейчас повернулись ко мне, меня зовут НурьянаГаджиевна, сегодня мы вместе с вами постараемся провести интересный, увлекательный урок.

- Прозвенел долгожданный звонок

Начинается урок.

На меня все посмотрели

Улыбнулись , тихо сели!

(Дети сидят в группах)

- Ребята сегодня мы с вами будем работать в группах.

- У каждой группы есть название.

- Как называется ваша группа?(Литераторы)

- А ваша группа? (Критики)

- А у вас? (Иллюстраторы)

Дети , а все ли вы понимаете значение названия своих групп?

(ответы детей)



Литераторы – писатель, человек, профессионально занимающийся литературным трудом.



Критики– человек, сферой деятельности которого является критика, то есть анализ, оценка какой либо деятельности человека, обычно сфере культуры.

Иллюстраторы – художник, который создает визуальный образ соответствующий содержанию текста или идеи.

2. Эмоциональный настрой на урок.

(под спокойную музыку)Слайд 2

- Человеческая доброта-самое удивительное явление в мире.

Каждая группа возьмитесь, пожалуйста, за руки, закройте глаза, давайте подумаем сейчас о чем-то очень теплом, добром и солнечном. Пусть тепло ваших сердец согреет друг друга дружбой и поможет вам думать, слушать и слышать друг- друга и во время обсуждения поможет найти единственно правильный ответ.

- Давайте повторим все вместе в полголоса.

- Я очень люблю читать!

Я сегодня постараюсь быть очень внимательным.

- Сегодня я постараюсь почувствовать слово МЫ!

- Я хочу быть сегодня лучшим!

- У меня все получиться!

- Спасибо!

III. Самоопределение к цели.

- Ребята вы читали произведения, в которых персонажи обычно животные, и в них всегда что-то высмеивают?

- А затем извлекают мораль?

(дети отвечают)

- Как называются эти произведения?

- Каков их жанр?

(Ответы детей)

- К какому роду литературы относится басня. Что лежит в основе басни?

(Аллегория)

- А что такое аллегория?



Слайд 3,4.

Аллегория – это художественное представление идей по средствам конкретного художественного образа.

Синонимы к слову аллегория – басня, намёк, иносказание, посмешище, указание.

- Изкаких частей состоит басня?

(основное повествование, мораль)



Слайд 5

Мораль – это начальная или заключительные строки басни с поучительным выводом.

Учитель: Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль!

Он, баснями себя прославил

И слава эта – наша быль.

- Как вы думаете, кому посвятил эти строки А.А.Вяземский?

(ответы детей)

- Кто является великим русским баснописцем?

( Ответы детей И.А.Крылов)


Слайд 6,7,8.

Портреты писателей, и Крылова. (Коллаж)

- Кто сможет показать И.А.Крылова среди русских писателей?

(Уч. показывают)

- Значит с творчеством, какого писателя мы сегодня познакомимся?

(Ответы детей)

- Чему посвятим наш урок?

(Ответы детей.Басням)

- Кто готов сформулировать тему нашего урока?

(Ответы детей)

И.А.Крылов и его басня.









Слайд 9

- А теперь подумайте, какую цель мы поставим перед собой.

- А как нам достичь это цели?

(отв. Слушать учителя, друг- друга, и выполнять все задания)

  1. Познакомиться с новой басней.

  2. Найти мораль басни.

  3. Что из этой басни мы извлекли урок.


IV. Актуализация знаний.

- Ребят, а вы уже знакомы с его баснями?

- А сейчас вы будете работать в группах.


1 группа. Литераторы.

- Записать без ошибок 4 строки басни И.А.Крылова «мартышка и очки».

- И написать в низу мораль басни.


2 группа. Критики.

- Вы должны вспомнить и записать творчество И.А.Крылова,выбрать и заклеить портрет.


3 группа. Иллюстраторы.

Вам такое задание. Выполнить две страницы иллюстрации к басне «Мартышка и очки», одну рисуете сами, а вторую должны вырезать и заклеить.

(Работы вывесить на доске)

- Ребята, а теперь давайте попробуем оценить себя.

Перед вами жетоны трех цветов.



Слайд 10

Красный – отлично

Желтый–хорошо

Зеленый – не очень хорошо

- Выберите ту, на какую вы справились и поднимите.

- Литераторы, какого цвета ваш жетон?

- Критики, а как ы себя оценили?

- согласны?

- А у вас какой цвет жетона Иллюстраторы?

- А с этим все согласны?

- Молодцы! Справились с заданием.

(Оцениваю, обращая внимание на их работу)

- Ребята, посмотрите, что у нас получилось?

(Это страницы книги)

- Я надеюсь, к концу урока у нас соберется целая книжка.


V. Работа над новой темой.

- Посмотрите на наш сюжет из басни, и попробуйте угадать название басни, с которой мы сегодня познакомимся.

- Кого вы видите? Что вы видите?

- А ну-ка попробуйте угадать.

(ответы детей)


Слайд 11 Название басни «Зеркало и обезьяна»


- Как вы думаете, о ком будет идти речь?

Посмотрите-ка, кто пришел к нам в гости? А что она делает?


VI. Словарная работа.

- Ребята в тексте могут встретиться сложные слова, поэтому мы с вами поиграем в «мямлики и шустрики».

- Вначале мы с вами прочитаем медленно по слогам как мямлики , а потом быстро как шустрики.


Слайд 12

Образ – вид, облик (упр. С зеркалом)

Ужимки – гримасы, рожицы.

Удавилась бы – то есть когда не хватает воздуха, человека давится и может умереть.

Оборотиться– то жесамое обернуться и посмотреть.

Сатира – это произведение, осмеливающее какой-нибудь недостаток.

Кум – крестный отец.

На руку нечист– нечестен, воровать.


- Ребята, а вы знаете, что это фраза является фразеологизм?
- А что такое фразеологизм?

- Кто может ответить на этот вопрос?

Слайд 13

Фразеологизм – устойчивый оборот речи, крылатые выражения, которыми люди пользуются, чтоб украсить свою речь.



Слайд 14

VII. Чтение текста учителем.

(Наизусть)

Зеркало и обезьяна


Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
"Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть". -
"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" -
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра.


VIII. Чтение текста детьми.

- А теперь ребятки вы читаете сами про себя, если при чтении встретятся ещё сложные слова, подчеркните простым карандашом.

- Мы разберём.

- Встретились ещё незнакомые слова?

- Давайте разберём.

(Или же)

- Как хорошо, что все понятно, дальше тоже мы с вами все преодолеем.

- Ребята о ком идёт речь в этой басни?

- За время вашего чтения к нам в гости пришла обезьянка со своими друзьями и хотят, чтоб мы отдохнули.


IX. Физминутка.


Слайд 15

Припев:

Мы веселые мартышки,

Мы играем громко слишком,

Мы в ладошки хлопаем,

И ногами топаем.

Надуваем щёчки,

Скачем на носочках.


И друг другу тоже,

Язычки покажем.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесём к виску.

Оттопырим ушки,

Хвостик на макушке.

Припев тот же:

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я цифру три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три.

- А сейчас не двигаясь посмотрите друг на друга.

-Вам нравятся ваши гримасы?

- А почему не нравиться?

(Ответы детей)

- Садитесь, а теперь давайте прочитаем басню вслух внимательно.

- А остальные следят.

(Чтение вслух детьми)

- Понравилась вам басня?

- Почему?

- А почему не понравилась?


X. Работа по содержанию.

- А теперь давайте попробуем разобрать, что хотел показать, сказать нам Крылов в этой басни.

- Критики,пожалуйста, прочитайте первый вопрос? На странице 136.

- А вы подготовьте ответ на этот вопрос.

1. вопрос: Понравилось ли обезьяне её отражение в зеркале?

Узнала ли она себя в нём?

(Ответы детей)

- Ну, давайте, кто ответит, литераторы, пожалуйста.

- Кто дополнит?

- Ага, вы согласны Критики?

Может у вас есть дополнение?

(ответы детей)

- Иллюстраторы читайте второй вопрос.

2. вопрос. Рассмотрите рисунок к басне, и найди в тексте строки, соответствующие ему.

- Перед вами рисунки, найдите строки в тексте к этим рисункам.

- Нашли? Читайте, пожалуйста.

- Вы согласны с ними Иллюстраторы?

(Ответы детей)

1 рисунок: Мартышка, в зеркале уведя образ свой.

2 рисунок: Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться.


Слайд 16

- Ребята посмотрите и сравните слова из басни, и народную пословицу «Других не суди, на себя посмотри»

- Что вы можете сказать?

- Каково значение этих строк?

(Ответы детей)

- А сейчас вы Литераторы, прочитайте, пожалуйста, третий вопрос.

3. вопрос: Чем обезьяна из басни похожа на мартышку из басни «Мартышка и очки»?







Слайд 17

- Ага, давайте сравним этих обезьян?

- Посмотрите на экран.

- Пожалуйста, Критики?

- Кто дополнит?

- Вы согласны Литераторы, есть дополнение?

(Ответы детей)

- Молодцы, правильно!

- Они оба стараются кого-то обвинить, но только не в себе находят причину.

- молодцы! Вы справились, оцените себя, пожалуйста.

- Обсудите в группах, в ком легче найти недостатки, в себе или в других.

- Возьмите зеркала в руки и посмотрите в него и покривляйтесь, сделайте рожицы.

- Нравитесь себе?

- А теперь посмотрите пожалуйста добрым ,теплым взглядом.

- А теперь нравитесь?

(Ответы детей)

- Значит, что получается?

- Никто не хочет видеть свои недостатки. Так и обезьяна не захотела узнать себя.

- Хотите вы, быть похожими на этих обезьян?

- Почему?

- А встречаются в жизни такие люди?

- Можно быть такими? Почему?

- А что надо делать, чтоб не быть такими?

(Ответы детей)

- Какие строки басни стали крылатым выражением?

(Ответы детей)

Читает учитель.

Кто не слыхал его .живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился, свей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые Крыловские слова.


Писал о нём М. Исаковский.


- Давайте же ответим на такой вопрос, чему учит нас эта басня?

- Какая у этой басни мораль?

(ответы детей)


Слайд 18. Не любит узнавать ни кто себя в сатире.


Медведь указал Обезьяне на её невежество, но та готова увидеть недостатки всех своих подружек, но только не свои. Именно такие крылатые выражение встречаются. Оцените себя, в каждой его басни?

- А почему Крылов обратился жанру басни?


Слайд 19 Памятник.

Учитель читает.

Он был непримирим к недостаткам человеческой жизни, а открыто высказываться, об этом было нельзя. Басня помогала ему высмеять скупость, лживость, лицемерия на примере животных.

- Вот эту непримиримость он хотел высказать через басни, а человеческие образы воплощал в образы животных. Когда в 1844 году умер И.А.Крылов, в Петербурге решили воздвигнуть памятник «Дедушке Крылову».

Памятник решили поставить в летнем саду.

Скульптор Клод был очень ответственным человеком, и чтобы украсить памятник Крылову персонажами басен, он прочитал все басни Крылова. Лепил он животных с натуры. Говорят, во время работы в мастерской, у Клода был целый зоопарк. Его старания оправдали себя: животные, украшают пьедестал памятника Крылову, выглядит очень естественно.




Слайд 20 «Доска объявлений»


Угадай басню.

- Ой что это? Доска объявлений.

- А что интересно хотят объявить?

- А угадай басню.

- Ребята, а ну-ка давайте попробуем отгадать.

- Критики читайте.

1 группа: Ищу пособие по правильному использованию очков. Пишите, крупнее я плохо вижу.

- Из какой басни? Что понравилось, а что нет?

- Литераторы вы теперь прочитайте второй.

2 группа: Срочно сниму, квартиру теплую до весны!

- Из какой басни мораль?

- А теперь вы Иллюстраторы.

3 группа: Потеряла сыр, пока пела. Просьба, тому, кто нашел. Верните, пожалуйста, на ель.

- Как называется басня?

- Чему учит?

- Отгадали басни?

- А теперь вы попробуйте собрать персонажей, к своей басни и склеить.

- Напишите мораль, чему учит что поправилось, а что нет.

Задание не простое будьте внимательны.


Слайд 21 ( Работают под музыку)

Так кто готов, давайте выставим на доске.

- А группа оценивает себя.

- Посмотрите, что у нас получилось?

- А как можно назвать нашу книжку?

- Дайте название.

- А что нам еще не хватает собрать книжку


XI. Рефлексия.

Подведение итога урока.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- С какой басней познакомились?

- Кто такой И.А.Крылов?

- Чему учит эта басня?

- Захотелось вам увидеть памятник?


- Докончите, пожалуйста.

- Я сегодня узнал……..

- Мне было………

- Я рад что………..

- Ну что ж вы все сегодня молодцы!

- Но я хотела подвести итоги в группах, давайте посчитаем, сколько красных жетонов.


Слайд 22

Кому понравился урок. Покажите так…………..

Кому не очень вот так…………………………….

Кому вообще не понравился урок вот так…………………………………….

- Все молодцы! Но сегодня очень хорошо работали……………………

- Молодцы!

- А от нашего сегодняшнего урока вам на память останется эта книжка- малышка. Эта вам в вашу классную библиотеку.



XII.Домашнее задание.

  1. Вам литераторам читать по ролям.

  2. А вам иллюстраторам по одной иллюстрации к басне.

  3. Вам критики ответить на первые 3 вопроса.

И хотелось бы чтоб вы попытались инсценировать эту басню.


Вы все молодцы! Спасибо за урок.

- Ребята подойдите помогите собрать книжку.