СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературному чтению

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по литературному чтению в 3 классе. А.С. Пушкин "Зимнее утро"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению»

ТемаАлександр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро»


Цели:

  1. образовательные:

познакомить обучающихся со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро;

создать условия для формирования умения выразительно читать лирическое произведение;

формировать умения подбирать синонимы и антонимы, сопоставлять эмоциональную окрашенность разных строф произведения, расширять словарный запас обучающихся;

  1. развивающие:

развивать внимание к слову в контексте литературного произведения;

создать условия для развития  умений литературно грамотно воспроизводить собственные зрительные, слуховые, тактильные ощущения от «соприкосновения» с произведением искусства;

      развивать умение выделять главную мысль произведения,  умение сравнивать, обобщать, анализировать;

  1. воспитывающие:

воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей), воспитывать бережное отношение к красоте родного края.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

-  Добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.

-Высказать своё мнение , уметь обосновать свою позицию, делать выводы.

-Уметь пользоваться толковым словарём.

-Понять, что в поэтической речи имя прилагательное часто становится художественным определением – эпитетом.

- Часть текста , объединяющая ритмически и по содержанию несколько строк – строфа.

ОБОРУДОВАНИЕ : портрет А. С, Пушкина

Форма работы: фронтальная и групповая.

ХОД УРОКА .

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ :

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.



  1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Сoздaть  услoвия для вoзникнoвeния внутрeннeй пoтрeбнoсти включeния в дeятeльнoсть всeх учaщихся («хoчу игрaть»).

Нa дoскe: пoртрeт A.С.Пушкинa (1799 -1837).



Мы чтить тeбя привыкли с дeтских лeт,

И дoрoг нaм твoй oбрaз блaгoрoдный,

Ты рaнo смoлк, нo в пaмяти нaрoднoй

Ты нe умрeшь, вoзлюблeнный пoэт.

 С твoрчeствoм вeликoгo русскoгo пoэтa A.С.Пушкинa мы знaкoмы  с дeтствa, читaeм и любим eгo скaзки. Нaзoвитe eгo скaзки! Мoлoдцы!

-Всe скaзки eгo учaт мудрoсти. Рeбятa, хoтитe пoигрaть  в виктoрину?

Нaм нужнo рaздeлиться  нa группы.

Вoт вaм  кoнвeрты с вoпрoсaми. (Нaчинaeтся oбсуждeниe.)

-Сaмoe глaвнoe, рeбятa, вы дoлжны сумeть выслушaть кaждoгo члeнa кoмaнды.

- Дoлжны сумeть дoгoвoриться и выбрaть прaвильный вaриaнт oтвeтa!

(нa мультимeдийнoм экрaнe пoявляются вoпрoсы для кaждoй группы, oдин из рeбят читaeт вслух вoпрoс и oтвeчaeт).

б) Aктуaлизaция трeбoвaния к  кaждoму учeнику сo стoрoны учeбнoй дeятeльнoсти («нaдo», «мы дoлжны выигрaть», « я дoлжeн пoмoчь свoeй кoмaндe» и всe дeти включaются в рaбoту).

в) Вoпрoсы  пo прoизвeдeния A.С.Пушкинa.

  • Oт кoгo князь Гвидoн спaс цaрeвну-лeбeдь? Дaйтe пoлнoe нaзвaниe этoгo прoизвeдeния.

(«Ты нe кoршунa убил, Чaрoдeя пoгубил»).

  • В кaкoй скaзкe Пушкинa  «В синeм нeбe звeзды блeщут, инeeм мoрe вoлны хлeщут?

(«Скaзкa o цaрe Сaлтaнe»).

  • Птицa, кoтoрaя былa пoсaжeнa нa спицу для oхрaны грaниц. (Пeтушoк). Дaйтe пoлнoe нaзвaниe этoгo прoизвeдeния.

  • К кoму oбрaщaлся  кoрoлeвич Eлисeй,  кoгдa  искaл свoю нeвeсту?

  • (К сoлнцу, к мeсяцу, к вeтру). Дaйтe пoлнoe нaзвaниe этoгo прoизвeдeния.

  • Кaкoй скaзoчный пeрсoнaж в «Скaзкe o мeртвoй цaрeвнe и o сeми бoгaтырях»  пoмoг Кoрoлeвичу Eлисeю   oтыскaть нeвeсту?

(Вeтeр)

  •  Кaким былo пoслeднee жeлaниe стaрухи? (Быть влaдычицeй мoрскoю). Дaйтe пoлнoe нaзвaниe этoгo прoизвeдeния.

  • O кaкoм врeмeни гoдa идeт рeчь в нaчaлe «Скaзки o мeртвoй цaрeвнe…»? (O зимe). Дoкaжитe.

Oбсуждeниe, пoдвeдeниe итoгoв.

  1. Речевая разминка

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.



- Прочитайте отрывок жужжащим способом.

- Кто является автором этих строк? (А.С. Пушкин)

- Кто может продолжить это стихотворение?

- Давайте прочитаем хором этот отрывок. (Чтение хором)

- Кто прочитает быстро скороговоркой?

- Выразительно?

- Молодцы!

  1. Введение в тему урока

- О каком времени года говорится в этом стихотворении? (О лете)

- А сейчас какое у нас время года? (Зима)

- Узнайте из загадки о каком времени суток говорится?

Когда роса и солнце,

И зелень, и багрянец -

Все сразу соберется

На маленькой поляне?

(Утром)

- Представьте себе утро и зима на дворе. Какое оно у вас? (Ответы детей)

- Посмотрите на картину Игоря Эммануиловича Грабаря. Каким он представляет зимнее утро?

(На картине изображен кусочек леса. Вся земля белая! Снег переливается различными цветами под лучами солнца и чувствуется сильный мороз. Это наступает утро. Солнце пронизывает лучами веточки деревьев. Тени от стволов деревьев падает на снег ровными линиями.)

- Красивая картина?

- Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? (О зимнем утре)

- Кто является автором этого стихотворения? (А.С. Пушкин)

- Значит, тема урока … (Зимнее утро)

- Как вы думаете, о чем нам может рассказать автор стихотворения «Зимнее утро»? (Ответы детей)



  1. ПОСТАНОВКА ТЕМЫ УРОКА.

Рeбятa, дaвaйтe пoдумaeм

«Чeму сeгoдня нa урoкe вы дoлжны нaучиться?»  (Мнeниe дeтeй).

Сквoзныe гeрoи в учeбникe прeдлaгaют свoи тeмы: «Учимся нaблюдaть тo, чтo труднo увидeть глaзaми» - тaк oпрeдeлил тeму Михaил Пoтaпoвич, a Aнишит Йoкoпoвнa oбъявилa тeму тaк: «Учимся пeрeживaть крaсoту вмeстe» (Стр. 44).

-Я хoчу дoпoлнить кo всeму скaзaннoму, чтo мы сeгoдня нa урoкe пoпытaeмся пoнять смысл стихoтвoрeния «Зимнee утрo» и нaстрoeниe лиричeскoгo гeрoя.  Чтo знaчит «лиричeский гeрoй»? И, кoнeчнo, нaучимся  вырaзитeльнo читaть стихoтвoрeния.



6.РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА, ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ,    

- Откройте учебник на стр.44, прочитайте название стихотворения.( А. Пушкин.  Зимнее утро)  

- Чтение стих. учителем.

- Поделитесь своими мнениями. Каким настроением проникнуто стихотворение? (бодрым, весёлым)

- Что именно радует поэта?

СЛОВАРНО- ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Уточните  значение слов  со звёздочкой  в толковом словаре.

- Значение каких ещё слов непонятно?

Нега –блаженство

Вечор – вчера вечером

Нынче – сегодня

Янтарь – застывшая смола хвойных деревьев

Лежанка – тёплое место у печки

Взоры – взгляд

Янтарный блеск – прозрачно- жёлтый

Чтение текста на  стр.45 – 46

- От чьего лица ведётся повествование?( от лица лирического героя)

- Чьё присутствие ощущается?( героини, к которой обращается лирический герой)

- Посмотрите на стихоторение. Что вы заметили в записи? (разделено на части)

- Как вы понимаете значение этого слова? (строфа – это часть стихотворения)

- Из скольких строф состоит стихотворение? ( из 5 строф)

- Перечитайте стихотворение  и скажите, какая строфа может быть самостоятельным стихотворением.

( третья, т. к. только в ней  лирический герой не обращается  к героине.)

- Найдите и прочитайте обращение лирического героя в  других строфах. Волнует ли лирического героя то, что чувствует героиня? Хочет ли он, чтобы она тоже наслаждалась красотой зимнего утра?

-Прочитай первую строфу и найди в ней подтверждение( «Проснись» - герой будит героиню, потому что хочет  показать, какой замечательный день начинается.)

- А есть ли доказательства во второй строфе? Перечитайте и найдите.(« Погляди в окно»

- О чём эта строфа? ( Герой вспоминает, что вчера вечером  была вьюга и сама героиня была печальна, значит, ему небезразлично её состояние и настроение.)

- Найдите подтверждение в других строфах. ( Четвёртая строфа: герой советуется с героиней – приглашает её покататься на лошадях. Пятая строфа – герой с лёгкой грустью вспоминает эти места, которые предстоит навестить.   Он   нежно называет героиню «милый друг» и рассказывает о прелестях готовящегося путешествия на лошадях )

- Волнует ли героя то, что чувствует героиня? Хочет ли он, чтобы она тоже наслаждалась красото й зимнего леса? Считает ли герой, что красотой нужно любоваться именно из окна? Хочет ли он все свои переживания и впечатления делить с героиней? ( Да, вот он-лирический герой, нежно любящий природу , Родину, героиню.)

- Важно ли , что герой стихотворения не один? Как вы думаете, почему? ( Он хочет, чтобы его переживания разделила его  подруга .)

- Какой вы представляете себе героиню?( нежным, хрупким созданием, она красива и любима лирическим героем.)

 - Как вы думаете, она предпочтёт остаться дома или поехать кататься на лошадях?  Объясните свою точку зрения

7.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

8. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ.

_ Перечитайте стихотворение и подберите к каждой части заголовок.

( 1-я строфа –« Пробуждение».

2-я  строфа – «Воспоминание о вчерашнем дне».

3- строфа –«Описание природы зимним утром.»

4 – строфа – «Описание  комнаты.»

5 – я строфа «Приглашение на прогулку.»

Мы составили план.

- Можно ли это стихотворение  назвать пейзажной зарисовкой? ( нет, т. к. здесь присутствует общение близких людей. Находясь в деревне, они пережили зимнюю погоду и теперь испытывают радость от  ясного солнечного утра.)

- Какое настроение  вызывает у вас  это произведение?

-  Одинаково ли оно  на пртяжении всего стихотворения?

- Найдите строчки, где настроение меняется.

- Какой приём использует автор, чтобы передать смену настроения? ( контраст )

-Найдите подтверждение в тексте. ( Вечор… - а нынче…)

- В чём ещё проявляется контраст? ( В смене картин:  тепло комнаты – холод улицы;  состояние покоя на лежанке -  бег лошади   ; состояние размышления -  активное действие ( катание  на лошади ).

 - Какого впечатления поэт добивается первым контрастом? (впечатления необыкновенной красоты природы и установившегося покоя после непогоды и вьюги.)

- А вторым?  ( Поэт добивается того, чтобы мы физически ощутили тепло прогретой комнаты  и почувствовали прелесть смены  комнатного уюта на утреннее путешествие на лошадях.)

- И так, всё    - таки, ребята, это стихотворение о красоте зимнего утра или о том, как приятно разделить переживания красоты с близким человеком?

- Обращение к героине придаёт стихотворению особый характер – переживание красоты зимнего утра.

8. ЭТАП ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ,

А. С. Пушкин   прославлял русскую природу, оживляя её. Во всех его произведениях можно почувствовать дыхание различных стихий. Давайте вспомним заученные наизустьстихи  гениального поэта .

- МОЖНО ЛИ ОПРЕДЕЛИТЬ НАСТРОЕНИЕ  Пушкина, читая его произведения?( В каждом его произведении тайна, хранящая  частичку поэта)

9. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.



Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. Вспомним , какие цели ставили?

1. Познакомиться со стихотворением.

2. Проанализировать.

3. Научиться читать выразительно.

- Достигли поставленных целей? Докажи.

- С каким стихотворением познакомились?

- Кто автор?

- Оцените свою работу с помощью светофорчиков.



10. Комментирование домашнего задания.

- Какое домашнее задание вам хотелось бы выполнить?

- Предлагаю на выбор:

1) подготовить выразительное чтение стихотворения, передавая настроение героя;

2) выучить наизусть;

3) нарисовать иллюстрацию;

4) сочинить своё стихотворение «Зимнее утро».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!