Тема: Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро»
Цели:
образовательные:
познакомить обучающихся со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро;
создать условия для формирования умения выразительно читать лирическое произведение;
формировать умения подбирать синонимы и антонимы, сопоставлять эмоциональную окрашенность разных строф произведения, расширять словарный запас обучающихся;
развивающие:
развивать внимание к слову в контексте литературного произведения;
создать условия для развития умений литературно грамотно воспроизводить собственные зрительные, слуховые, тактильные ощущения от «соприкосновения» с произведением искусства;
развивать умение выделять главную мысль произведения, умение сравнивать, обобщать, анализировать;
воспитывающие:
воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей), воспитывать бережное отношение к красоте родного края.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.
-Высказать своё мнение , уметь обосновать свою позицию, делать выводы.
-Уметь пользоваться толковым словарём.
-Понять, что в поэтической речи имя прилагательное часто становится художественным определением – эпитетом.
- Часть текста , объединяющая ритмически и по содержанию несколько строк – строфа.
ОБОРУДОВАНИЕ : портрет А. С, Пушкина
Форма работы: фронтальная и групповая.
ХОД УРОКА .
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ :
Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Сoздaть услoвия для вoзникнoвeния внутрeннeй пoтрeбнoсти включeния в дeятeльнoсть всeх учaщихся («хoчу игрaть»).
Нa дoскe: пoртрeт A.С.Пушкинa (1799 -1837).
Мы чтить тeбя привыкли с дeтских лeт,
И дoрoг нaм твoй oбрaз блaгoрoдный,
Ты рaнo смoлк, нo в пaмяти нaрoднoй
Ты нe умрeшь, вoзлюблeнный пoэт.
С твoрчeствoм вeликoгo русскoгo пoэтa A.С.Пушкинa мы знaкoмы с дeтствa, читaeм и любим eгo скaзки. Нaзoвитe eгo скaзки! Мoлoдцы!
-Всe скaзки eгo учaт мудрoсти. Рeбятa, хoтитe пoигрaть в виктoрину?
Нaм нужнo рaздeлиться нa группы.
Вoт вaм кoнвeрты с вoпрoсaми. (Нaчинaeтся oбсуждeниe.)
-Сaмoe глaвнoe, рeбятa, вы дoлжны сумeть выслушaть кaждoгo члeнa кoмaнды.
- Дoлжны сумeть дoгoвoриться и выбрaть прaвильный вaриaнт oтвeтa!
(нa мультимeдийнoм экрaнe пoявляются вoпрoсы для кaждoй группы, oдин из рeбят читaeт вслух вoпрoс и oтвeчaeт).
б) Aктуaлизaция трeбoвaния к кaждoму учeнику сo стoрoны учeбнoй дeятeльнoсти («нaдo», «мы дoлжны выигрaть», « я дoлжeн пoмoчь свoeй кoмaндe» и всe дeти включaются в рaбoту).
в) Вoпрoсы пo прoизвeдeния A.С.Пушкинa.
(«Ты нe кoршунa убил, Чaрoдeя пoгубил»).
(«Скaзкa o цaрe Сaлтaнe»).
(Вeтeр)
Oбсуждeниe, пoдвeдeниe итoгoв.
Речевая разминка
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
- Прочитайте отрывок жужжащим способом.
- Кто является автором этих строк? (А.С. Пушкин)
- Кто может продолжить это стихотворение?
- Давайте прочитаем хором этот отрывок. (Чтение хором)
- Кто прочитает быстро скороговоркой?
- Выразительно?
- Молодцы!
Введение в тему урока
- О каком времени года говорится в этом стихотворении? (О лете)
- А сейчас какое у нас время года? (Зима)
- Узнайте из загадки о каком времени суток говорится?
Когда роса и солнце,
И зелень, и багрянец -
Все сразу соберется
На маленькой поляне?
(Утром)
- Представьте себе утро и зима на дворе. Какое оно у вас? (Ответы детей)
- Посмотрите на картину Игоря Эммануиловича Грабаря. Каким он представляет зимнее утро?
(На картине изображен кусочек леса. Вся земля белая! Снег переливается различными цветами под лучами солнца и чувствуется сильный мороз. Это наступает утро. Солнце пронизывает лучами веточки деревьев. Тени от стволов деревьев падает на снег ровными линиями.)
- Красивая картина?
- Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? (О зимнем утре)
- Кто является автором этого стихотворения? (А.С. Пушкин)
- Значит, тема урока … (Зимнее утро)
- Как вы думаете, о чем нам может рассказать автор стихотворения «Зимнее утро»? (Ответы детей)
ПОСТАНОВКА ТЕМЫ УРОКА.
Рeбятa, дaвaйтe пoдумaeм
«Чeму сeгoдня нa урoкe вы дoлжны нaучиться?» (Мнeниe дeтeй).
Сквoзныe гeрoи в учeбникe прeдлaгaют свoи тeмы: «Учимся нaблюдaть тo, чтo труднo увидeть глaзaми» - тaк oпрeдeлил тeму Михaил Пoтaпoвич, a Aнишит Йoкoпoвнa oбъявилa тeму тaк: «Учимся пeрeживaть крaсoту вмeстe» (Стр. 44).
-Я хoчу дoпoлнить кo всeму скaзaннoму, чтo мы сeгoдня нa урoкe пoпытaeмся пoнять смысл стихoтвoрeния «Зимнee утрo» и нaстрoeниe лиричeскoгo гeрoя. Чтo знaчит «лиричeский гeрoй»? И, кoнeчнo, нaучимся вырaзитeльнo читaть стихoтвoрeния.
6.РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА, ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ,
- Откройте учебник на стр.44, прочитайте название стихотворения.( А. Пушкин. Зимнее утро)
- Чтение стих. учителем.
- Поделитесь своими мнениями. Каким настроением проникнуто стихотворение? (бодрым, весёлым)
- Что именно радует поэта?
СЛОВАРНО- ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Уточните значение слов со звёздочкой в толковом словаре.
- Значение каких ещё слов непонятно?
Нега –блаженство
Вечор – вчера вечером
Нынче – сегодня
Янтарь – застывшая смола хвойных деревьев
Лежанка – тёплое место у печки
Взоры – взгляд
Янтарный блеск – прозрачно- жёлтый
Чтение текста на стр.45 – 46
- От чьего лица ведётся повествование?( от лица лирического героя)
- Чьё присутствие ощущается?( героини, к которой обращается лирический герой)
- Посмотрите на стихоторение. Что вы заметили в записи? (разделено на части)
- Как вы понимаете значение этого слова? (строфа – это часть стихотворения)
- Из скольких строф состоит стихотворение? ( из 5 строф)
- Перечитайте стихотворение и скажите, какая строфа может быть самостоятельным стихотворением.
( третья, т. к. только в ней лирический герой не обращается к героине.)
- Найдите и прочитайте обращение лирического героя в других строфах. Волнует ли лирического героя то, что чувствует героиня? Хочет ли он, чтобы она тоже наслаждалась красотой зимнего утра?
-Прочитай первую строфу и найди в ней подтверждение( «Проснись» - герой будит героиню, потому что хочет показать, какой замечательный день начинается.)
- А есть ли доказательства во второй строфе? Перечитайте и найдите.(« Погляди в окно»
- О чём эта строфа? ( Герой вспоминает, что вчера вечером была вьюга и сама героиня была печальна, значит, ему небезразлично её состояние и настроение.)
- Найдите подтверждение в других строфах. ( Четвёртая строфа: герой советуется с героиней – приглашает её покататься на лошадях. Пятая строфа – герой с лёгкой грустью вспоминает эти места, которые предстоит навестить. Он нежно называет героиню «милый друг» и рассказывает о прелестях готовящегося путешествия на лошадях )
- Волнует ли героя то, что чувствует героиня? Хочет ли он, чтобы она тоже наслаждалась красото й зимнего леса? Считает ли герой, что красотой нужно любоваться именно из окна? Хочет ли он все свои переживания и впечатления делить с героиней? ( Да, вот он-лирический герой, нежно любящий природу , Родину, героиню.)
- Важно ли , что герой стихотворения не один? Как вы думаете, почему? ( Он хочет, чтобы его переживания разделила его подруга .)
- Какой вы представляете себе героиню?( нежным, хрупким созданием, она красива и любима лирическим героем.)
- Как вы думаете, она предпочтёт остаться дома или поехать кататься на лошадях? Объясните свою точку зрения
7.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
8. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ.
_ Перечитайте стихотворение и подберите к каждой части заголовок.
( 1-я строфа –« Пробуждение».
2-я строфа – «Воспоминание о вчерашнем дне».
3- строфа –«Описание природы зимним утром.»
4 – строфа – «Описание комнаты.»
5 – я строфа «Приглашение на прогулку.»
Мы составили план.
- Можно ли это стихотворение назвать пейзажной зарисовкой? ( нет, т. к. здесь присутствует общение близких людей. Находясь в деревне, они пережили зимнюю погоду и теперь испытывают радость от ясного солнечного утра.)
- Какое настроение вызывает у вас это произведение?
- Одинаково ли оно на пртяжении всего стихотворения?
- Найдите строчки, где настроение меняется.
- Какой приём использует автор, чтобы передать смену настроения? ( контраст )
-Найдите подтверждение в тексте. ( Вечор… - а нынче…)
- В чём ещё проявляется контраст? ( В смене картин: тепло комнаты – холод улицы; состояние покоя на лежанке - бег лошади ; состояние размышления - активное действие ( катание на лошади ).
- Какого впечатления поэт добивается первым контрастом? (впечатления необыкновенной красоты природы и установившегося покоя после непогоды и вьюги.)
- А вторым? ( Поэт добивается того, чтобы мы физически ощутили тепло прогретой комнаты и почувствовали прелесть смены комнатного уюта на утреннее путешествие на лошадях.)
- И так, всё - таки, ребята, это стихотворение о красоте зимнего утра или о том, как приятно разделить переживания красоты с близким человеком?
- Обращение к героине придаёт стихотворению особый характер – переживание красоты зимнего утра.
8. ЭТАП ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ,
А. С. Пушкин прославлял русскую природу, оживляя её. Во всех его произведениях можно почувствовать дыхание различных стихий. Давайте вспомним заученные наизустьстихи гениального поэта .
- МОЖНО ЛИ ОПРЕДЕЛИТЬ НАСТРОЕНИЕ Пушкина, читая его произведения?( В каждом его произведении тайна, хранящая частичку поэта)
9. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. Вспомним , какие цели ставили?
1. Познакомиться со стихотворением.
2. Проанализировать.
3. Научиться читать выразительно.
- Достигли поставленных целей? Докажи.
- С каким стихотворением познакомились?
- Кто автор?
- Оцените свою работу с помощью светофорчиков.
10. Комментирование домашнего задания.
- Какое домашнее задание вам хотелось бы выполнить?
- Предлагаю на выбор:
1) подготовить выразительное чтение стихотворения, передавая настроение героя;
2) выучить наизусть;
3) нарисовать иллюстрацию;
4) сочинить своё стихотворение «Зимнее утро».