Предмет | Литература. |
Учитель | Тлевцежева Мария Владимировна. |
Тема | А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». |
Цель | Понятие о балладе, роль жанра, использование фольклорных и литературных традиций в изображении героев и событий. Выразительное чтение фрагментов (в том числе и наизусть). Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей. Устное и письменное высказывание по плану. Выявление черт баллады в произведении. Анализ различных форм выражения авторской позиции. |
Планируемый результат | Предметные умения | Формировать УУД |
Научиться понимать, выразительно читать текст и выполнять устное рецензирование выразительного чтения | Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные |
Формирование мотивации к обучению и самосовершенствованию | Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт. | Уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения. | Узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием.
|
Основные понятия | Баллада. Старославянский текст. Обычаи. Традиции. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, речь, живопись. |
Ресурсы: | Методическое пособие, наглядный материал, учебник, презентация. |
Тип урока | Урок рефлексии. |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, групповая, парная. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты |
I.Орг.момент Цель. Включение в деят-ть. | Проверка готовности учащихся к уроку. Показываю на слайде иллюстрации. | Учащиеся комментируют Художник -Васнецов. Время-Древняя Русь | Включение в учебный процесс. |
II. Мотивация к учебной деятельности. Цель – определение содержательных рамок урока |
|
Зачем Пушкин, живя в 19 веке, обращался к столь давним временам? Проблемный вопрос. А.С. Пушкин в поисках доказательств правоты своих взглядов на явления и события современной ему жизни часто обращался в своём творчестве к истории. | Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: 1. Постановка и формулирование проблемы 2. Делать выводы, обобщения. |
III. Актуализация и углубление изученного. Цель – актуализация знаний |
Учитель. «Песнь о вещем Олеге», опираясь на летописные источники, воссоздаёт эпоху княжения Олега. Задание 1. Прочитать «Сказание о смерти Олега от коня». С какой целью Пушкин обратился к этой легенде? НАЙДИТЕ ОТВЕТ в ст. учебника стр 80. ( увлекательные предания и легенды, на основе которых создавали свои произведения). | Чтение стр. учебника 80. | Познавательные УУД: делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы. |
IV. Работа с текстом. Цель -развитие читательских умений. |
Чтение «Песни». Отметить средства поэтической выразительности: славянизмы, постоянные эпитеты. Можно ли назвать «Песнь» одой? Почему? Повторение жанров (кроссворд) на слайде. ОДОЙ НАЗВАТЬ НЕЛЬЗЯ: «Песнь» о человеке и его судьбе По вертикали: Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл. Вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя. Героико -патриотическая песня о богатырях и исторических событиях. Один из основных жанров древнерусской литературы, сообщение, описание событий, погодная запись исторических событий. Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов. Торжественное стихотворение, посвящённое какому-то историческому событию или герою. Род литературы, сюжетное художественное произведение в диалогической форме, предназначенное для постановке на сцене. | Работа в тетради (слушают и записывают славянизмы и эпитеты) Разгадай кроссворд, прочитаешь название жанра «Песни» Ответы: 1. Басня, 2) трагедия, 3) былина, 4) летопись, 5) рассказ, 6) ода, 7)драма, по горизонтали Баллада. Учащиеся работают коллективно. | Личностные результаты: 1 самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация Познавательные УУД: 1. работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций 3. преобразовывать и сохранять информацию . 4. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности |
V. Закрепление Цель – зафиксировать новые знания. Работа со словом. |
Слайд 4. Что такое баллада? Задание 1. В балладе часто поэты обращались к историческому прошлому? Найдите в «Песне» средства воссоздания княжения Олега? Другая особенность жанра баллады- таинственность, иногда фантастический ход событий. Найдите примеры в тексте. | Достоверность похода, обычаи и традиции (тризна, пиры, отношение дружинника к коню). Кудесник обладал таинственным чудесным даром предвидения. | Личностные результаты: 1. формирование уважительного отношения к традициям народа. Коммуникативные УУД: 1.Формирование умения определять вид сказки Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы. |
VI. Самостоятельная работа по тексту. Цель – тренировать способность к самоконтролю. | |
Приложение. Выдаётся группе. | Работа в группе: работа на соотнесение. | Коммуникативные УУД: 1. Освоение способов совместной деятельности Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные результаты1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.2. Формирование восприятия текста как произведения искусства. |
VII. Итог урока. Рефлексия. Цель – зафиксировать новое содержание. Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. |
Оцените работу в группе. «На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. | |
VIII. Домашнее задание. | Стр 81-82. Ответить на вопрос: какой смысл вкладывает А.С. Пушкин в пересказ легенды о смерти Олега? | Учащиеся учат наизусть отрывок из «Песни». | |