СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературе "Песнь о Вещем Олеге"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературы в 7 классе на тему "Песнь о Вещем Олеге". Технологическая карта урока.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе "Песнь о Вещем Олеге"»

Предмет

Литература.

Учитель

Тлевцежева Мария Владимировна.

Тема

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

Цель


Понятие о балладе, роль жанра, использование фольклорных и литературных традиций в изображении героев и событий. Выразительное чтение фрагментов (в том числе и наизусть).

Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей. Устное и письменное высказывание по плану.

Выявление черт баллады в произведении. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

Научиться понимать, выразительно читать текст и выполнять устное рецензирование выразительного чтения


Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Формирование мотивации к обучению и самосовершенствованию


Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт.


Уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.


Узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием.

Основные понятия

Баллада. Старославянский текст. Обычаи. Традиции.

Межпредметные связи

Окружающий мир, речь, живопись.

Ресурсы:

Методическое пособие, наглядный материал, учебник, презентация.

Тип урока

Урок рефлексии.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

I.Орг.момент

Цель. Включение в деят-ть.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Показываю на слайде иллюстрации.

Учащиеся комментируют

Художник -Васнецов.

Время-Древняя Русь

Включение в учебный процесс.


II. Мотивация к учебной деятельности. Цель – определение содержательных рамок урока


Зачем Пушкин, живя в 19 веке, обращался к столь давним временам? Проблемный вопрос.

А.С. Пушкин в поисках доказательств правоты своих взглядов на явления и события современной ему жизни часто обращался в своём творчестве к истории.


Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1. Постановка и формулирование проблемы

2. Делать выводы, обобщения.

III. Актуализация и углубление изученного. Цель – актуализация знаний

Учитель. «Песнь о вещем Олеге», опираясь на летописные источники, воссоздаёт эпоху княжения Олега.

Задание 1. Прочитать «Сказание о смерти Олега от коня». С какой целью Пушкин обратился к этой легенде?

НАЙДИТЕ ОТВЕТ в ст. учебника стр 80. ( увлекательные предания и легенды, на основе которых создавали свои произведения).

Чтение стр. учебника 80.

Познавательные УУД: делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы.

IV. Работа с текстом. Цель -развитие читательских умений.

Чтение «Песни». Отметить средства поэтической выразительности: славянизмы, постоянные эпитеты.

Можно ли назвать «Песнь» одой? Почему?

Повторение жанров (кроссворд) на слайде.

ОДОЙ НАЗВАТЬ НЕЛЬЗЯ: «Песнь» о человеке и его судьбе

По вертикали:

  1. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.

  2. Вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.

  3. Героико -патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.

  4. Один из основных жанров древнерусской литературы, сообщение, описание событий, погодная запись исторических событий.

  5. Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.

  6. Торжественное стихотворение, посвящённое какому-то историческому событию или герою.

  7. Род литературы, сюжетное художественное произведение в диалогической форме, предназначенное для постановке на сцене.

Работа в тетради (слушают и записывают славянизмы и эпитеты)

Разгадай кроссворд, прочитаешь название жанра «Песни»


Ответы: 1. Басня, 2) трагедия, 3) былина, 4) летопись, 5) рассказ, 6) ода, 7)драма, по горизонтали Баллада.

Учащиеся работают коллективно.

Личностные результаты:

1 самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация

Познавательные УУД:

1. работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций

3. преобразовывать и сохранять информацию .

4. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

V. Закрепление Цель – зафиксировать новые знания. Работа со словом.

Слайд 4. Что такое баллада?

Задание 1. В балладе часто поэты обращались к историческому прошлому?

Найдите в «Песне» средства воссоздания княжения Олега?

Другая особенность жанра баллады- таинственность, иногда фантастический ход событий. Найдите примеры в тексте.

Достоверность похода, обычаи и традиции (тризна, пиры, отношение дружинника к коню).



Кудесник обладал таинственным чудесным даром предвидения.

Личностные результаты:

1. формирование уважительного отношения к традициям народа.

Коммуникативные УУД:

1.Формирование умения определять вид сказки

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы.

VI. Самостоятельная работа по тексту. Цель – тренировать способность к самоконтролю.


Приложение. Выдаётся группе.


Работа в группе: работа на соотнесение.

Коммуникативные УУД:

1. Освоение способов совместной деятельности

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные результаты1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.









VII. Итог урока. Рефлексия. Цель – зафиксировать новое содержание.

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

  1. Оцените работу в группе.

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.


VIII. Домашнее задание.

Стр 81-82. Ответить на вопрос: какой смысл вкладывает А.С. Пушкин в пересказ легенды о смерти Олега?

Учащиеся учат наизусть отрывок из «Песни».











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!