Тема: Деление суммы на число
Цели: познакомить с приемом деления суммы на число, каждое слагаемое которой делится на это число; развивать умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление суммы на число; решать задачи изученных видов; читать равенства, используя математическую терминологию; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Математический диктант
(Учитель читает высказывания. Если учащиеся согласны, они ставят цифру 1, если не согласны — 0.)
1. От перестановки множителей произведение не изменяется. (1.)
2. Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель. (7.)
3. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо к сумме прибавить известное слагаемое. (ft)
4. Чтобы умножить сумму на число, можно на это число сначала умножить первое слагаемое, потом к результату прибавить второе слагаемое, (ft)
5. Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель. (7.)
(Самооценка.)
— Посмотрите на цифры, которые вы записали. Кто может прочитать получившееся число?
2. Минутка для любознательных (работа по учебнику)
№ 1 (с. 12).
(Можно выполнить чертеж.)
Как узнать, сколько сантиметров кружева понадобится для того, чтобы обшить уголки? (1-4 = 4 (см).)
- Как узнать, сколько кружева останется для обшивки сторон? (84 - 4 = 80(см).)
- Сколько сторон у платка? Какие они? (Платок квадратной формы, поэтому стороны одинаковые, их 4.)
- Как узнать, сколько кружева пойдет на одну сторону квадратного платка? (80: 4 = 20(см).)
№3(с.12).
- Какие фигуры вы видите на рисунке?
- Какой из прямоугольников является квадратом?
- Вспомните, как найти периметр фигуры. (Учитель закрепляет на доске таблицу с формулами.)
- Измерьте стороны первой фигуры. Вычислите периметр устно. Запишите ответ. (4см.)
- Запишите самостоятельно по порядку периметры следующих трех фигур. (6см, 8см, 10см.)
- Как вы думаете, чему равен периметр пятого прямоугольника? (12 см.)
- Какими должны быть стороны у следующего прямоугольника? (6см и 1 см.)
- Каким должен быть периметр? (14 см.)
- Проверьте свои предположения. Начертите прямоугольник и найдите его периметр.
№ 4 (с. 12).
(Устное выполнение.)
III. Самоопределение к деятельности
(Учащиеся работают со счетными палочками на местах, учитель - на полотне.)
- Выложите на парту 4 палочки одного цвета и 6 палочек другого цвета.
- Сколько палочек вы выложили? (4 + 6= 10.)
- Как разделить эти палочки на 2 части? (Можно сложить их вместе и разделить на 2.)
- Проиллюстрируйте этот способ.
- Запишите соответствующее выражение и вычислите результат.
— По сколько палочек получилось в каждом ряду? (По 5.)
— Как еще можно разделить эти палочки на 2 части? (Можно сначала 4 палочки разделить на 2, а потом — 6.)
— Проиллюстрируйте этот способ.
— Запишите выражение и вычислите результат. ((4 + 6) : 2 = = 4:2 + 6:2 = 2 + 3 = 5.)
— Что мы с вами сейчас делали? (Целили сумму на число.)
— Как можно разделить сумму на число? (Можно вычислить сумму и разделить на число. А можно каждое слагаемое разделить на число и полученные результаты сложить.)
— Сформулируйте тему и задачи урока.
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
— Рассмотрите рисунок на с. 13. Прочитайте текст рядом с красной чертой.
— Как выполнили деление суммы на число?
— Верны ли были ваши предположения?
№ 1 (с. 13).
(Устное выполнение с комментированием. При решении примера (11 + 13): 6 необходимо обратить внимание учащихся на то, что в данном случае слагаемые по отдельности не делятся на 6, поэтому можно воспользоваться только одним способом выполнения вычислений.)
№2 (с. 13).
— Прочитайте задачу.
— О какой величине говорится в задаче? (О длине.)
— Как удобнее записать задачу кратко? (С помощью таблицы.)
— Сколько в ней будет столбцов? Сколько строчек?
— Что такое 15 м? (Расход ткани первой закройщицы.)
— Что такое 12 м? (Расход ткани второй закройщицы.)
— Что такое 3 м? (Расход ткани на одно платье.)
— Как назовем второй столбец? (Количество платьев.)
| Расход ткани на одно платье | Количество платьев | Общий расход ткани |
Первая закройщица | 3 м | 1 | 15м |
Вторая закройщица | | ? | 12 м |
— Какими способами можно узнать, сколько платьев скроили? (Можно вычислить, сколько всего ткани было у обеих закройщиц (15 + 12), и результат разделить на 3. А можно вычислить, сколько платьев скроила каждая закройщица, и полученные результаты сложить.)
— Запишите решение задачи двумя способами.
V. Физкультминутка
Мы захлопали в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударим —
Тише - раз, два, три,
Наши ручки, поднимайтесь
Выше - раз, два, три.
Наши ножки закружились,
Наши ножки закружились
И остановились.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№3(с. 13). (Устное выполнение.)
№4 (с. 13).
(Коллективное выполнение с комментированием.)
Выполнение задания в рабочей тетради
№44 (с. 19).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях учебника (с. 13).)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 13). Самостоятельное выполнение. Один ученик работает на откидной доске. Взаимопроверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— С каким новым вычислительным приемом мы познакомились сегодня на уроке?
— Какими способами можно разделить сумму на число?
— Кто доволен своей работой?
— Какое задание было самым интересным?
Домашнее задание