Учитель начальных классов I квалификационной категории Бутакова Наталья Александровна
Тема | Деление суммы на число |
Тип урока | Открытие нового знания |
Деятельностная цель | Формировать у обучающихся умения делить сумму на число |
Дидактическая цель | Создать условия для обеспечения усвоения учащимися навыка деления суммы на число |
Задачи урока: | Формировать умение применять правило деления суммы на число. Развивать у обучающихся внимание, память, наблюдательность, умение обобщать, сравнивать, делать выводы, навык поиска информации в учебниках. Воспитывать чувство патриотизма, готовность прославить свою Родину хорошими делами и поступками. |
Планируемый результат |
Личностные умения: - Проявлять интерес к изучению темы. - Способствовать воспитанию культуры учебного труда. | Метапредметные умения Познавательные умения: - Знакомство с правилом деления суммы на число. Регулятивные умения: - Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. - Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях. - Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Коммуникативные умения: - Развивать коммуникативные навыки в процессе фронтальной работы, групповой работы и работы индивидуально. - Адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Предметные умения: - Формировать умение применять правило деления суммы на число, умение определять наиболее рациональный способ применения правила. |
Методы обучения | Деятельностный, словесные (эвристическая беседа, фронтальный опрос), наглядные, аналитический. |
Форма организации познавательной деятельности | Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Средства обучения для учителя | Математика. 4 класс. В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева «Математика 2-я часть, Методическое пособие для учителя, Демонстрационный материал |
Средства обучения для учащихся | Математика. 4 класс. В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева «Математика 2-я часть, карточки с заданиями для индивидуальной работы и работы в группах, конверты для рефлексии, ключ для разминки, «боевые листки». |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Цель: включение в деловой ритм. | Создает условия для положительной мотивации учащихся. Есть о математике молва, Что она в порядок ум приводит Потому хорошие слова Часто говорят о ней в народе. Ты нам, математика, даешь Для победы важную закалку. Учится с тобою молодежь Развивать и волю, и смекалку. - Сегодня мы будем работать под девизом «Тяжело в учении, легко в бою» А.В. Суворов -Командирам экипажей доложить о готовности к уроку! | Настраиваются на работу-«открытие» нового знания. Включаются в деловой ритм. Класс делится на 4 экипажа: «Разведчики», «Танкисты», «Лётчики» и «Моряки». | Личностные: самоопределение к действию. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель: подготовка мышления учащихся к применению имеющихся знаний в изменённой ситуации. | Начнем наш урок с разминки, но не с физической, а с математической! Первое боевое задание на развитие внимания. -Сколько раз цифра 8 встречается в таблице?(10 раз) -Найдите сумму чисел в восьмой строке.(43) -Найдите произведение чисел в пятой строке.(0) - С какими высказываниями мы познакомились? -Почему их так называют? -Математический диктант. Составные высказывания. Пользуясь ключом, отмечайте, истинные они или ложные. 1)Март – зимний и третий месяц весны; 2)50 делится на10 и на5; 3)35 делится на7 или делится на 8; 4)Если поезд прошёл 120 км со скоростью 60 км/ч, то он был в пути 2 часа; 5)В сутках 12 часов или 36 часов; 2. Самопроверка, анализ ошибок. - А сейчас запишите и найдите значения следующих выражений: - Сумму 20 и 80 разделить на 10. (20+80):10 = 10 - Сумму 40 и 8 разделить на 6. (40+8) : 6 =8 - Сумму 30 и 27 разделить на 3. (30+27) : 3 = ? (Последний пример должен вызвать затруднение) Проблемный диалог: 1. Ребята, смогли решить все примеры? - В чем затруднение? - Чем вычисления не похожи на другие? - Определите тему урока! Исходя из темы, определите для себя задачи на уроке. А моя цель - вам помочь в этом. Примечание: Проблемная ситуация не срабатывает, тогда: 2. Некоторые ученики решили. - Ребята, смогли решить? - Хорошо, посмотрим у вас (кто решил) потом. - А остальные ребята, в чем у вас затруднение? - Чем вычисления не похожи на другие? 3. Все решили. - Ребята, смогли решить все примеры? - Решили, а пример - то новый! Ну, молодцы! - Все ли примеры решали одинаково? - Чем вычисления не похожи на другие? - А сколько у вас получилось? - А как же так? Задание одно, а результаты разные? - Почему так получилось? Чего мы не знаем? | Оформляют «боевой листок» Работают по индивидуальным карточкам-таблицам. -Составные высказывания -Они состоят из пары высказываний, соединенные союзами И, ИЛИ, ЕСЛИ,ТО Сверяют результаты с образцом, отмечают ошибочные ответы, самооценка. Л И И И Л Работают на «боевом листке» Определяют затруднение - Нет - Сумма не делится - А в других сумма делилась -Деление суммы на число 1)познакомиться с правилом деления суммы на число). 2)научиться находить удобный способ вычислений. - Да - Сумма не делится - А в других сумма делилась - Да - В последнем примере сумма не делится на число Дети называют разные ответы Решили неправильно -Как делить сумму на число | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков Регулятивные: целеполагание. |
3.Выявление места и причины затруднений. Цель: обеспечение мотивации и принятия цели учебно- познавательной деятельности. | Я предлагаю вам с нашими героями учебника решить задачу №1 на 53-ей странице. - Прочитайте. - Рассмотрите, какое решение предлагает волк, а какое - заяц. Объясните, как рассуждал каждый из них. -- Вычислите значения выражений и сравните полученные результаты (устно считают) - Какой способ верный? (оба верны). -Как можно разделить сумму на число? -Итак, задача у нас была одна? (да) А способы решения? (разные). - Составим алгоритм деления суммы на число (работа в группах) - Так как же надо было решить наш пример? (30+27):3 = 19 Кто не смог решить его, запишите правильный ответ. Физ.пауза. - Руки, ноги и спина – Все на месте у меня. Сяду прямо – не согнусь, За работу возьмусь. | Учащиеся читают задачу Ответы учащихся: -Волк: 30+60 – всего туристов; 90:3 – кол-во человек в одном автобусе. -Заяц: 30:3 –сколько чел-к из 1-й группы попадает в один автобус; 60:3 –сколько чел-к из 2-й группы попадает в один автобус; 10+20 – кол-во чел-к в одном автобусе. Ответ: в каждом автобусе по 30 человек. Результаты одинаковые. 1. Можно вычислить сумму и разделить на число. 2. Можно каждое слагаемое разделить на число и полученные результаты сложить. Составляют алгоритм с помощью опорных слов. Деление суммы на число (а + b) : с 1.Разделить первое слагаемое на число. 2.Разделить второе слагаемое на число. 3.Полученные результаты сложить. Проверяют правильность осанки. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Коммуникативные: принимать участие в общеклассной работе; следить за действиями других участников учебной деятельности; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
4.Построение проекта выхода из затруднения. Цель: организовать «открытие» детьми способа действий. | -А может быть это решение подходит только к данному выражению? -Чтобы проверить, решим выражения. (14 +28):7 и 14:7 +28:7 (40+16):8 и 40:8+16:8 -Как можно разделить сумму на число? -Делится ли каждое слагаемое на данное число? -Прочитайте вывод в учебнике стр. 54 и сравните с нашим алгоритмом. -Какое условие надо выполнить? | Высказывают свои предположения. Индивидуально объясняют каждое выражение у доски. Учебник с.53 №2. -выражения равны друг другу Работают на «боевом листке» 1. Можно вычислить сумму и разделить на число. 2. Можно каждое слагаемое разделить на число и полученные результаты сложить. Приходят к выводу: Необходимо, чтобы «каждое слагаемое делилось на данное число». | Познавательные: анализ, с целью выделения главного, доказательство, знакосимволические действия Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка Личностные: широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач |
5. Реализация построенного проекта. Цель: установление оптимального варианта для решения исходной задачи | -Проверим правило деления суммы на число Физминутка Мы празднуем Победу! (шагают на месте) Салют! Салют! Салют! (руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем) Кругом цветы весенние (руки на пояс, повороты туловища) Цветут, цветут, цветут! (руки развести в стороны) Все люди пляшут, празднуют, (приседания с выставлением ног вперёд) Поют, поют, поют! Пусть в мире страны разные (Вдох, круговое движение руками, изображая) Живут, живут, живут! (земной шар) | Учебник стр.54 №3. Записывают в «боевых листках» Взаимопроверка в парах Снимают усталость. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: Общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала. | -А сейчас решим задачу на карточке. 1 ученик работает у доски. | Работают на «боевом листке» 1 корабль – 24 м. 2 корабль – 48 м. Сели – в ? лодок по 8 чел. Решение: (24+48):8=24:8+48:8=3+6=9(л.) Ответ: потребовалось 9 лодок. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. | - Вставьте пропущенные числа (48+54):6=48: ? + 54: ? (72+63):9= ? : 9 + ? : 9 (500+150):5= ? : ? + ? : ? | Для слабых карточки: соедини пары выражений (40+32):4 (45+5):5 (28+12):2 40:4+32:4 45:5+5:5 28:2+12:2 Самопроверка по эталону. | Познавательные: умение структурировать знания, осознанно строить речевые высказывания Регулятивные: контроль, коррекция, саморегуляция Коммуникативные: Владение монологической и диалогической речью |
8.Включение в систему знаний и повторение. Цель: | -А сейчас мы с вами поиграем в игру «Вопрос на засыпку». Я буду вам читать задачи, а вы постарайтесь найти ответ к ним. Если всё правильно сделаете, то у вас получится слово. 24 курсанта танкового училища и 15 курсантов лётного училища отправились на военные сборы. Их разместили в палатках по 3 человека. Сколько палаток заняли курсанты? 2) На парад отправились 35 десантников и 40 артиллеристов. Их построили по 5 человек в колонну . Сколько колонн образовалось? 3)На спортивное районное мероприятие «Малая Олимпиада» приехали 24 мальчика и 16 девочек. Они разделились на команды по 4 человека в каждой. Сколько получилось команд? | Дети решают и находят выражения на данных листочках. Называют ответ. (24+15):3=8+5=13 ПО (35+40):5=7+8=15 БЕ (24+16):4=4+6=10 ДА | П: анализ объектов Регулятивные:контроль, осознание количества и уровня усвоения Коммуникативные: владение монологической речью |
9.Рефлексия учебной деятельности (итог урока) Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | С каким новым правилом мы познакомились на уроке? -Повторите правило. -Какие задачи поставили в начале урока? Справились мы с ними? Где мы учились использовать новое правило? А в жизни пригодится нам это правило? Как вы считаете, достаточно одного урока, чтобы научиться пользоваться новым правилом? | - С правилом деления суммы на число Научиться делить сумму на число; Научиться находить удобный способ вычисления Да в примерах, в задачах Да Наверное, нет | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью высказывать свои мысли. Личностные: оценивание усваиваемого содержания |
Самооценка работы | Ребята, а сейчас, оцените свои знания и работу на уроке. 1) если вам сегодня было всё понятно, вы считаете, что справились со всеми задачами на «5», то возьмите конверт с зеленым кружком. 2) если вам было легко, но остались сомнения, то возьмите конверт с желтым. 3) если сегодня вам было немного трудно, то с красным. | Выбирают соответствующий конверт, переворачивают его. 1.Молодец! 2.Нужно повторить правило! 3.Выучи правило и поупражняйся! |
Домашнее задание Комментирование оценок | Учебник, прочитать правило стр. 54 Оценивает учащихся | Задания по выбору Зеленый: стр.54 №5, стр.55 №10. Желтый: стр.54 №4 Красный: №6, стр.54 |