Тема: Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
Цель: Создание условий для открытия общего способа сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
Структура урока | Действия учителя | Предполагаемые действия ученика | Методические комментарии |
Психологический настрой. | Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день. -Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам всем хорошего рабочего настроения, творческих открытий. | Включаются в урок, во взаимодействие с одноклассниками, с учителем. | Эти упражнения проводятся в том случае, если урок по расписанию первый, для создания благоприятной рабочей обстановки в классе. Учитель встречается глазами с каждым ребенком. |
Целеполагание | На доске карточки с выражениями и схемами: 2+8 8+7 9+4 5+5 3+5 7+2 + = + =10 Учитель указывает на выражения, ( затем на схемы ) и спрашивает: - Что это?.. А это что? - Вычислите значения выражений и соотнесите каждое с соответствующей схемой. | Ученики отвечают: -Числовые выражения. - Схемы к выражениями Вычисляют и соотносят: + = + =10 7 + 2 = 9 2 + 8 = 10 5 + 3 = 8 5 + 5 = 10 | В процессе выполнения задания дети находят «лишние» выражения. |
Организация фиксации учебной задачи. | - Почему оставшиеся выражения нельзя отнести к данным схемам? -Составьте схему к этим выражениям. - Сформулируйте вопрос, ответ на который поможет решить эти выражения. -Как этот вопрос обозначить на схеме? | - В результате получается больше 10. + = + 10 - Как сложить два однозначных числа, когда результат больше десяти? Ученики отмечают: ? + 10 | Учитель подводит детей к формулировке темы урока. Знак на схеме служит «орудием» организации учебной деятельности школьников по освоению способа сложения однозначных чисел с переходом через десяток, помогает школьникам «удерживать» цель. |
Планирование учебных действий. Цель: создать условия для планирования работы по достижению учебной задачи. | Какой первый шаг по достижению цели? Какой следующий шаг? И так далее. | Думаю сам. Обсуждаю в паре. | На доске в увеличенном варианте фиксируется схема учебных действий по достижению учебной задачи. Учитель дает одну минуту на построение «лесенки». |
Реализация плана. Цель: поиск способа сложения. | Итак, мы готовы совершить открытие и поделиться своими знаниями с классом. У вас на партах наборное полотно с набором геометрических фигур. На какой вопрос будем искать ответ? | Как сложить два однозначных числа 9 и 4 ? Выдвигают предложения , слушают и понимают идеи одноклассников. Идеи: Прибавлять по одной фигуре. Расположить фигуры в один ряд и пересчитать. Представить второе слагаемое в виде двух множеств и прибавлять по частям: сначала 2, потом еще 2 или сначала 1, потом еще 3. | Учитель дает время на поиск способа сложения. Учитель фиксирует ответы детей на доске, называя автора. (На доске фигуры расположены так же, как у детей.) |
Поиск способа фиксации действий на схеме. Цель: создать условия для выбора нужной схемы. | Мы смогли решить задачу, пользуясь наборным полотном и геометрическими фигурами. А если надо будет объяснить дома, какие открытия вы сделали на уроке, а геометрических фигур уже нет. Что может помочь донести открытие до других людей? Переведем модель в схему, которую поместим в тетрадь. Преобразуем модель: изобразим вместо геометрических фигур числа. Как показать на схеме способ сложения, чтобы он был понятен для других учеников? Учитель предлагает авторам показать свои варианты на схеме у доски (используя индивидуальные доски). Организует обсуждение: «Как вы поняли мысль Вовы? Что вас порадовало в этих работах?» Создает условия переживания ребенком радости открытия собственного и одноклассника. | В паре договариваюсь, как лучше обозначить на схеме сложение однозначных чисел с переходом через разряд. Объясняю, почему так удобно изобразить. Предполагаемые ответы детей: 9 + 1 +1 +1 +1 = 13 9 + 2 + 2 = 13 Аргументируйте, почему так удобнее записывать?
| Все предложения детей фиксируются на доске. Обсуждение проводится, когда все версии высказаны, и дети не стоят у доски. Важно обсуждать не очень удачные предложения с точки зрения того, как их можно улучшить. Таким образом составляется схема способа решения учебной задачи, в основе которой лежит способ сложения однозначных чисел с переходом через десяток. |
Контроль схемы действия. | Попробуйте в паре, пользуясь схемой сложения проговорить алгоритм сложения однозначных чисел. Как распределить работу в паре? Повторяет текст. Обозначает время работы в паре. | Слушают задание и понимают его содержание, определяют способ работы в паре. Один ученик, водит пальцем по схеме, проговаривает: Представлю второе слагаемое в виде суммы удобных слагаемых Дополню первое слагаемое до десяти Прибавлю оставшиеся единицы Знаком показывают свою готовность. | Дети учатся: осуществлять обратный переход от схемы к реальной ситуации действовать, пользуясь схемой, и применять ее в конкретной ситуации контролировать найденный способ, действовать совместно, распределив функции |
Конкретизация области применения способа. | -Какая пара готова рассказать всем, как действовать по схеме? Молодцы! Вы сами открыли удобный способ сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Я рада, что вы проявили сообразительность. Выберите из учебника на странице… задания, для выполнения которых надо применить найденный способ решения. | Рассказывают и поясняют способ работы в паре. Слушают, сравнивая действия других со своими действиями. Задают вопросы на уточнение.
Выбирают из учебника выражения на сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Выполняют задания в паре, пользуясь схемой и меняясь ролями. | Можно организовать обсуждение: что помогало слушать, что затрудняло? |
| - Составьте сами подобные выражения. | Дети составляют выражения, учитель фиксирует их на доске. | Задания, составленные детьми, становятся практическими заданиями для класса. У ребенка появляется чувство соавтора урока, что поддерживает мотивацию. |