СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по математике в 5 классе. Раздел "Логика""

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю коллегам разработку урока по математике по учебнику Петерсон Л.Г. "Высказывания". На уроке учащимся предлагается распознавать и выражать речь различными способами высказываний разного рода.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по математике в 5 классе. Раздел "Логика""»

Разработка урока по математике. 5-й класс

(авт. Петерсон)

Тема «Высказывания»

Богданова Анна Николаевнаучитель математики

Разделы: Математика

Цели:

  1. Тренировать способность к распознаванию и выражению речи различными способами высказываний разного рода.

  2. Развивать логическое мышление.

  3. Воспитывать чувство коллективизма.

Ход урока

1. Орг. момент (2 мин).

2. Актуализация опорных знаний.

Устно:

  • дать определение высказывания;

  • что в высказывании можно определить;

  • что такое тема;

  • что такое рема;

  • виды утверждений;

  • общие, это какие?

  • хотя бы один.

В результате устной работы выстраивается схема:

3. Работа в парах (с последующим изложением на доске)

Квалифицировать утверждения по видам.

На пару выдается таблица и набор высказываний (см. ниже), которые они квалифицируют в эту таблицу.

Утверждения

Не высказывания

общие

хотя бы один

– … (номер высказывания)

– …

– …

– …

– …

– …

– …

– …

– …

– …

– …

– …

  1. У каждой реки есть исток.

  2. Я иду по дороге.

  3. Во всяком треугольнике сумма углов 1800.

  4. В доме может быть больше 10 этажей.

  5. Все реки впадают в Каспийское море.

  6. Петя Иванов бросил мяч.

  7. Все люди смертны.

  8. Акулы плавают в море.

  9. Некоторые птицы не умеют летать.

  10. Иногда шторм длится более 5 дней.

  11. Смотрю в книгу и ничего там не вижу.

  12. Вороны иногда остаются зимовать в городе.

  13. Блок-схемы задают последовательность операций в программе.

  14. Некоторые медведи зимой не спят.

  15. В комнате стоит телевизор.

В результате заполнения таблица должна принять вид:

Утверждения

Не высказывания

общие

хотя бы один

– 1

– 3

– 5

– 7

– 13

– 4

– 9

– 10

– 12

– 14

– 2

– 3

– 8

– 11

– 15

4. Фронтальная работа.

Повторить способы доказательства утверждений

  1. “испытание” (испытываем все элементы по очереди)

  2. используем документы или дополнительную литературу

  3. контр-пример (пример, опровергающий данное утверждение)

Работа над доказательством утверждений. Утверждения записаны на лепестках “ромашки”; дети по очереди отрывают лепестки и доказывают или опровергают утверждения.

  1. Муж и жена всегда имеют одинаковую фамилию.

  2. Все натуральные числа больше единицы.

  3. В школе все учителя – женщины.

  4. Есть люди, которые не умеют плавать.

  5. Высшим должностным лицом в России является президент.

  6. В каждом месяце не меньше 30 дней.

  7. Некоторые люди носят очки.

  8. У правильной дроби числитель больше знаменателя.

  9. Любое натуральное число делится на 2.

  10. Сумма двух натуральных чисел не всегда делится на 3.

  11. Рим – столица Испании.

  12. Все кошки черные.

  13. Всякое число, оканчивающееся на 5, делится на 5.

  14. Квадрат является прямоугольником.

5. Физкультминутка.

  1. Упражнение для глаз: Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем открыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  2. Ветер дует нам в лицо. (махи руками в лицо)

Закачалось деревцо. (наклоны влево-вправо с поднятыми вверх руками)

Ветер тише, тише, тише, (приседание с опусканием рук вниз)

Деревцо все выше, выше (вставание с подниманием рук вверх, потянуться)

6. Самостоятельная работа (тест)

Каждому ученику раздается распечатка задания.

Задание: Определить истинность высказываний

1 вариант.

  1. Некоторые натуральные числа являются делителем числа 36.

  2. Все натуральные числа делятся на 7.

  3. Названия городов записываются с прописной буквы.

  4. Грибы не всегда съедобны.

  5. В прямоугольном треугольнике все углы прямые.

2 вариант.

  1. Любое натуральное число делится на себя и на единицу.

  2. При умножении натурального числа и нуля получается это же натуральное число.

  3. Все лошади белого цвета.

  4. Не все люди умеют читать.

  5. В квадрате все углы прямые.

7. Домашнее задание

Составить по 2 высказывания разного вида.

8. Итог урока

Учитель обобщает деятельность учащихся, выставляет, комментирует оценки за устную работу.

Литература:

1. Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон Математика, 5 класс. Часть 1: Уч. для 5 кл. – М.: ООО “Баланс”, ООО “С-инфо”, 1996.