Предлагаю коллегам разработку урока по математике по учебнику Петерсон Л.Г. "Высказывания". На уроке учащимся предлагается распознавать и выражать речь различными способами высказываний разного рода.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по математике в 5 классе. Раздел "Логика""»
Разработка урока по математике. 5-й класс
(авт. Петерсон)
Тема «Высказывания»
Богданова Анна Николаевна, учитель математики
Разделы: Математика
![]()
Цели:
Тренировать способность к распознаванию и выражению речи различными способами высказываний разного рода.
Развивать логическое мышление.
Воспитывать чувство коллективизма.
Ход урока
1. Орг. момент (2 мин).
2. Актуализация опорных знаний.
Устно:
В результате устной работы выстраивается схема:

3. Работа в парах (с последующим изложением на доске)
Квалифицировать утверждения по видам.
На пару выдается таблица и набор высказываний (см. ниже), которые они квалифицируют в эту таблицу.
Утверждения | Не высказывания |
общие | хотя бы один |
– … (номер высказывания) – … – … – … | – … – … – … – … | – … – … – … – … |
У каждой реки есть исток.
Я иду по дороге.
Во всяком треугольнике сумма углов 1800.
В доме может быть больше 10 этажей.
Все реки впадают в Каспийское море.
Петя Иванов бросил мяч.
Все люди смертны.
Акулы плавают в море.
Некоторые птицы не умеют летать.
Иногда шторм длится более 5 дней.
Смотрю в книгу и ничего там не вижу.
Вороны иногда остаются зимовать в городе.
Блок-схемы задают последовательность операций в программе.
Некоторые медведи зимой не спят.
В комнате стоит телевизор.
В результате заполнения таблица должна принять вид:
Утверждения | Не высказывания |
общие | хотя бы один |
– 1 – 3 – 5 – 7 – 13 | – 4 – 9 – 10 – 12 – 14 | – 2 – 3 – 8 – 11 – 15 |
4. Фронтальная работа.
Повторить способы доказательства утверждений
“испытание” (испытываем все элементы по очереди)
используем документы или дополнительную литературу
контр-пример (пример, опровергающий данное утверждение)
Работа над доказательством утверждений. Утверждения записаны на лепестках “ромашки”; дети по очереди отрывают лепестки и доказывают или опровергают утверждения.
Муж и жена всегда имеют одинаковую фамилию.
Все натуральные числа больше единицы.
В школе все учителя – женщины.
Есть люди, которые не умеют плавать.
Высшим должностным лицом в России является президент.
В каждом месяце не меньше 30 дней.
Некоторые люди носят очки.
У правильной дроби числитель больше знаменателя.
Любое натуральное число делится на 2.
Сумма двух натуральных чисел не всегда делится на 3.
Рим – столица Испании.
Все кошки черные.
Всякое число, оканчивающееся на 5, делится на 5.
Квадрат является прямоугольником.
5. Физкультминутка.
Упражнение для глаз: Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем открыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Ветер дует нам в лицо. (махи руками в лицо)
Закачалось деревцо. (наклоны влево-вправо с поднятыми вверх руками)
Ветер тише, тише, тише, (приседание с опусканием рук вниз)
Деревцо все выше, выше (вставание с подниманием рук вверх, потянуться)
6. Самостоятельная работа (тест)
Каждому ученику раздается распечатка задания.
Задание: Определить истинность высказываний
1 вариант.
Некоторые натуральные числа являются делителем числа 36.
Все натуральные числа делятся на 7.
Названия городов записываются с прописной буквы.
Грибы не всегда съедобны.
В прямоугольном треугольнике все углы прямые.
2 вариант.
Любое натуральное число делится на себя и на единицу.
При умножении натурального числа и нуля получается это же натуральное число.
Все лошади белого цвета.
Не все люди умеют читать.
В квадрате все углы прямые.
7. Домашнее задание
Составить по 2 высказывания разного вида.
8. Итог урока
Учитель обобщает деятельность учащихся, выставляет, комментирует оценки за устную работу.
Литература:
1. Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон Математика, 5 класс. Часть 1: Уч. для 5 кл. – М.: ООО “Баланс”, ООО “С-инфо”, 1996.