Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Горская средняя общеобразовательная школа»
Красненского района Белгородской области.
Конспект урока
по теме «Координаты на прямой»
Математика
6 класс
Подготовила:
учитель математики
МОУ «Горская СОШ»
Токорева Галина Петровна
с. Горки
2014 г.
Тема: Координаты на прямой
Цель: Обеспечить закрепление понятий координатная прямая, координата точки, положительные и отрицательные числа. Создать условия для закрепления умений обозначать рациональные числа точками на координатной прямой и находить координаты точки по ее изображению на координатной прямой. Создать условия для развития умений применять полученные знания в практической деятельности, развивать умения анализировать, обобщать, сравнивать, формулировать выводы. Содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности. Воспитывать внимательность, аккуратность, самостоятельность, ответственное отношение к учебному труду.
Тип урока. Закрепление новых знаний и способов деятельности
Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор
Ход урока
Оргмомент
Целеполагание и мотивация(слайд 2)
Я хочу узнать о новых …
Я хочу научиться записывать …
Я хочу узнать, где применяются …
Я хочу научиться отмечать на…
Актуализация опорных знаний и умений.
Устный счет
Задача 1. Белка вылезла из дупла и бегает по стволу дерева вверх и вниз. Где будет находиться белка, если она удалится от дупла на 3 метра. Сколько ответов можно дать на этот вопрос?(Слайд 3)
Что нужно знать, чтобы определить положение белки на дереве? Достаточно ли знать лишь расстояние от дупла?
Задача 2. «Метеор» вышел из Осы и идет со скоростью 40 км/ч. В каком месте он будет через 1 час, через 2 часа?(Слайд 4)
Достаточно ли знать только расстояние, чтобы определить точное положение «Метеора»?
(надо знать еще и направление)
Задача 3. Назовите сначала положительные числа, затем отрицательные:
-14; 234; -0,45;
1; -0.002.
-На какие группы можно разделит эти числа? (Слайд 5)
Задача 4. Какую температуру показывает каждый термометр? (Слайд 6)

Задача 5.Назовите координаты точек, изображенных на чертеже
(слайд 7)

Задача 6. Назовите среди этих прямых прямую, которая является координатной прямой (Слайд 8)

Подведем итоги:
-Так что же называется координатной прямой?
- Что называют координатой точки на прямой?
Организация деятельности учащихся по использованию знаний в стандартных и измененных ситуациях.
Фронтальная работа с классом:
Дети самостоятельно записывают координаты точек
А, В, С, Е, К, О, М. (Слайд 9)

Взаимопроверка (Слайд 10)
Игровой момент «Найди ошибку» (Слайд 11)
На координатной прямой отмечены точки А, В, С, D.
А (2), В (- 3), С (- 2), D (- 4).

Работа в группах: (класс делится на две группы, каждая группа выполняет свое задание, по окончании работы представитель от группы показывает на слайде, где будут расположены точки с заданными координатами, называет координаты отмеченных точек.)
1 группа: (Слайд 12)

2 группа: (Слайд 13)
1.


2. Запишите координаты точек, отмеченных на прямой

Физкультминутка (суперфизминутка, флешанимация) (Слайд 14)
Решение задачи, связанной со шкалой времени (Слайд 15)
№911 (стр.152)
После фронтального разбора ученики оформляют решение задачи самостоятельно.
-Прочитайте задачу.
-Кто из ученых родился раньше?(Плутарх)
-Я утверждаю, что данный ответ неверный. Почему? О чем мы забыли, решая эту задачу? Или на что вы не обратили внимания, когда читали задачу? (Даты жизни и смерти даны до н.э.)
-Так кто же родился раньше других ученых? (Пифагор)
-Как узнать, сколько лет прожил каждый ученый? (Из даты рождения вычесть дату смерти).
Запишите самостоятельно решение этой задачи.
Решение
384-322=64(г.) – прожил Аристотель
570 - 500=70 (лет) – прожил Пифагор.
127 – 46=81 (г.) – прожил Плутарх
Самопроверка (Слайд 16)
Контроль и самоконтроль.
Самостоятельная работа
Дети самостоятельно выполняют задания на карточках. Первые три задания выполняют все ученики, четвертое предназначено только для сильных учащихся.
После окончания работы самопроверка по ответам.(Слайд 17)
-Поднимите руки, у кого правильно выполнено задание 1.
-Поднимите руки, у кого правильно выполнено задание 2.
-Поднимите руки, у кого правильно выполнено задание 3.
-Поднимите руки, кто справился с дополнительным заданием.
Более точный анализ самостоятельных работ на следующем уроке.
1 вариант
Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок пять клеток тетради. Отметьте на этой прямой точки А (2), B (-3), C (-1), D (1,2), E (-2/5), F (-2,6), M (-1¼).
2. Запишите координаты точек A, M, K и P изображенных на рисунке:

3. Начертите горизонтальную прямую и отметьте на ней точку A. Правее точки A на расстоянии 3 см. отметьте точку B. Отметьте точку O – начало отсчета, если A (- 6), а B (- 3).
4. (Дополнительное задание)
Запишите все целые числа, расположенные на координатной прямой между числами -7,9 и 8,5
2 вариант
1. Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок длину четырех клеток тетради. Отметьте на этой прямой точки А (3), B (-2), C (2,5), D (1,5), E (-2,75), F (-3 2/5), M (-¼).
2. Запишите координаты точек M, N, K и D изображенных на рисунке:

Начертите горизонтальную прямую и отметьте на ней точки C и D так, чтобы D была правее точки C и CD = 5 см. Отметьте точку O – начало отсчета, если C (-2), а D (3).
4. (Дополнительное задание)
Запишите все целые числа, расположенные на координатной прямой между числами -5,3 и 10,1
Задание на дом (Слайд 18)
Повторить п. 26, вопросы стр. 154
Выполнить № 903, №906
Дополнительное задание:
Отметьте на «линии времени» следующие события из истории математики:
А) Книга «Начала» была написана в 3 веке до н. э.
Б) Теория чисел зародилась в древней Греции в 6 веке до н. э.
В) Десятичные дроби появились в Китае в 3 веке.
Итог урока
Учитель обращает внимание учащихся на достижение целей урока. Предлагает оценить результаты своей деятельности на уроке.
Рефлексия (метод неоконченных предложений) (Слайд 19)
Я узнал о новых …
Я научился записывать …
Я узнал, где применяются …
Я научился отмечать на…
Литература
Математика. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений [Текст] / Н.Я Виленкин, , В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд. –29-е изд., испр. - М. : Мнемозина, 2007. – 228 с. : ил. – ISBN 978-5-346-02178-0.
Выговская В.В. Поурочные разработки по математике: 6 класс [Текст] / В.В. Выговская – М : ВАКО, 2011. – 544 с. – (В помощь школьному учителю). - ISBN 978-5-408-00262-7.
Ерина Т.М. Рабочая тетрадь по математике: 6 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика: 6 класс» [Текст] / Т.М. Ерина. – 6-е изд., перераб. и доп. М : Издательство «Экзамен», 2013. – 205, [3] с. (Серия «Учебно – методический комплект»). – ISBN 978-5-377-060019-2.
Миндюк М.Б. Математика: Рабочая тетрадь для 6 класса [Текст] В 2-х ч. Ч. II. / М.Б. Миндюк, В.Н. Рудницкая. – М. : Издательский дом «Генжер», 2014. – 56 с. - ISBN 978-5-88880-278-6.