СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по обществознанию 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока "Рыночная экономика"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обществознанию 8 класс»


Класс: 8

Тема: Рыночная экономика

Цель: Познакомить учащихся с экономическими отношениями в обществе, создать условия для формирования представления о рыночном механизме регулирования экономики.

Задачи:

Образовательные:

  1. Научить определять условия функционирования рынка.

  2. Подвести к пониманию положения: конкуренция – двигатель рынка.

  3. Подвести к пониманию, что рыночный механизм – механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка.

Развивающие:

  1. Развивать способность формулирования собственного мнения и позиции

  2. Развивать способность выстраивать логическую цепочку рассуждений

Воспитательные:

  1. Развивать познавательный интерес.

  2. Формировать основы экономической и информационной культуры учащихся.


Развитие компетенций: учебно –познавательных, коммуникативных.

Глоссарий: конкуренция, спрос, предложение, равновесная цена.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: практикум

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Знакомство с темой, целями и планом урока

Мотивация:

- Как называется тип рынка, который определяет цены, а продавцы и покупатели вынуждены принимать их как данное? (конкурентным)

Изучение нового материала.

- Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о рыночной экономике, рыночном механизме регулирования экономики.

- Вспомните, каковы основные черты рыночной экономики? (частная собственность, на базе которой возникает экономическая обособленность товаропроизводителей;

свобода выбора экономической деятельности; личный интерес, конкуренция товаропроизводителей и т.д.).

Задание: Найдите в учебнике определение рынка и выпишите его в тетрадь.

Рынок – это система экономических отношений, проявляющаяся в сфере обмена.

Работая с учебником на стр.168-169, составьте кластеры:1) «Характерные черты рыночной экономики»; 2) Условия функционирования рынка

Рыночная экономика






Свободный обмен

Материальная ответственность за результаты

Частная собственность



Условия функционирования рынка



Свобода предпринимательской деятельности

Конкуренция

Свободное ценообразование



Свободное


Задание: прочитайте пункт «Конкуренция» на стр. 168-169 и ответьте на вопросы:

- Что такое конкуренция? (борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле)

- Почему конкуренцию считают главным мотором рынка?

Вывод:

  • Конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, давая возможность производителю свободу принятия экономических решений;

  • Конкуренция устраняет попытки отдельных участников рыночного процесса контролировать цены и влиять на них, обеспечивая свободное ценообразование;

  • Конкуренция стимулирует выпуск более дешёвых и качественных товаров;

  • Государство заинтересовано в поддержке и развитии конкуренции.

- Как вы считаете, если конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, то почему в экономике не воцаряется анархия и беспорядок?

Учитель: Для того, чтобы понять, как рождается рыночная цена, и как она помогает согласовать поведение участников рынка, необходимо познакомиться с понятиями «спрос» и «предложение».

- Как вы думаете, что такое спрос и предложение? А какие определения даются в учебники? Выпишите их в тетрадь.

Спрос – это желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте.

Предложение – это желание и возможности продавца продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте.

Задание: прочитайте текст на стр. 169--173 и поясните на различных примерах из жизни следующие положения: а) спрос находится в обратной зависимости от цены; б) предложение находится в прямой зависимости от цены.

Проблема: можно ли каким-либо способом влиять на формирование или изменение спроса?

Учитель: между спросом и предложением существует следующая зависимость: когда спрос растёт, то растёт и предложение, но когда растёт предложение, не всегда растёт спрос. Дело в том, что предложение, т.е. выброс на рынок всё большего числа товаров, определяется, главным образом, производственными факторами: много сырья, высокая производительность, низкая себестоимость. А у потребителя всегда ограниченный спрос, который определяется:

  1. Размерами индивидуального дохода;

  2. Потребностями, необходимыми сегодня;

  3. Модой;

  4. Ценами на товары –заменители.

Следовательно, ещё одним условием функционирования рынка является свободное ценообразование. Цены выполняют две основные функции.

Функции цен

Ограничивают потребление ресурсов


Ресурсов

Мотивация для производства




На рынке происходит невидимая глазу сложнейшая работа по выравниванию цен.

- Как это происходит? Поясните на примерах.

Например, на рынке продают зелень – у одних пучок черемши стоит 30 рублей, у других – 50 рублей (но он более свежий).

- А какую цену можно установить, чтобы продать зелень всю? (установить среднюю цену)

Это и есть равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате конкуренции.

Таким образом, каков главный принцип рынка? Сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.

Задание: вам всем приходилось бывать на рынках. Вспомните, торговались ли вы по поводу цен? Если да, то каков итог, и как это происходило? Если нет, то почему? (стеснялись, не умели, считали ниже своего достоинства или не было нужды)

- Каково влияние рынка на различные стороны жизни общества?

Вывод: рынок является одним из эффективных способов регулирования экономической жизни общества.

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Установите соответствие между понятиями и определениями:

Понятия

Определения

  1. Спрос

А) сумма денежных средств, которую покупатель может выделить из своих доходов для приобретения конкретного товара

  1. Конкуренция

Б) желание и возможность продавца продать конкретный товар(услугу) в определённое время и в конкретном месте

  1. Платежеспособность

В) борьба производителей за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров

  1. Предложение

Г) желание и возможность потребителя приобрести конкретный товар (услугу) в определённое время и в конкретном месте


  1. Выполните задание №2 на с. 174.


Домашнее задание: параграф 20, выполнить задания 3,4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!