СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по обществознанию "Конституция Российской Федерации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по ФГОС

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обществознанию "Конституция Российской Федерации"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

им.А.А.Кузьмичёва с.Преполовенка

муниципального района Безенчукский



Урок обществознания в 9 классе

Составитель: Шашкова Алла Геннадьевна



Тема урока

Конституция Российской Федерации

Тип урока

Ознакомление с новым материалом

Цель урока

Создать условия для ознакомления учащихся со структурой и содержанием Конституции Российской Федерации

Образовательные

ресурсы

Текст Конституции Российской Федерации (распечатка с сайта…)

Словарь по обществознанию (распечатка с сайта : https://4ege.ru/obshestvoznanie/2794-slovar-terminov-po-obschestvoznaniyu.html).

План урока

  1. Структура Конституции РФ.

  2. Наши статусы.

  3. Конституция и мы (соотношение статей Конституции обозначенному статусу учащихся)

  4. Вывод


Личностно

значимая проблема

Подведение учащихся к пониманию связи основного закона страны с их жизнью.


Методы и формы

обучения

Методы: частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: фронтальная, групповая

Основные понятия

Конституция, статус человека и гражданина. Знать основные положения Конституции РФ. Использовать приобретенные знания для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей Умение работать с текстом, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии Основы статуса человека и гражданина.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: соотносить статьи Конституции РФ своему статусу, как человека и как гражданина; работать с текстом Конституции. Получат возможность научиться: анализировать юридический документ; составлять таблицы;

высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

Осмысливают ценности основного закона страны















ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА



Этапы урока




время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения



Деятельность учителя



Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия



Универсальные

учебные действия

(УУД)



Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности


2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы учащимися.

На уроках мы с вами говорим о системности нашего общества. Обозначьте на схеме обществознания понятие МЫ. Сегодня нам предстоит изучить связь главной составляющей политической сферы – основного закона нашего государства с понятием «МЫ». Итак, как может звучать тема нашего урока?

Конституция и мы.


Слушают, изображают на доске схему обществознания, выделяют на ней социальную и политическую сферу, пытаются самостоятельно сформулировать тему урока


Фронтальная

работа


Личностныестремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивныесамостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения


II.

Актуализация

знаний


7

1. Работа с документом (текстом Конституции)


1. Создает условия для самостоятельного формулирования учащимися актуальности темы урока, проблемы и цели.

Прочтение преамбулы Конституции РФ. организует беседу по в о п р о с а м: – Актуальна ли тема урока? Аргументируйте свой ответ.

– Сформулируйте проблему урока

- Сформулируйте цель и задачи урока.


1Знакомятся с преамбулой Конституции РФ.

2 Обсуждают и формулируют актуальность, проблему(не знаем содержание и связь Конституции с нашей жизнью), цели и задачи урока. записывают тему и план урока в тетрадь.






Фронтальная работа.

Личностные: имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться.

Познавательные: в устной форме высказываются о новом изучаемом предмете; осуществляют поиск необходимой информации

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

1. Работа

в тетради











2. Устные ответы

III.

Изучение

нового

материала




17

1Работа с источником.

2 Заполнение таблицы «Конституция РФ для моего и нашего статуса»

с сопутствую щей беседой и

прочтением текста (Приложение ).



3 Анализ высказываний.


















1Раздаёт текст Конституции и задания каждой группе.

2 Знакомит с примерной таблицей, помогает соотнести статус учащегося и статью Конституции 3Объясняет принцип оценивания работы в группе

(Приложение)

4. Нацеливает учащихся на анализ таблицы и самостоятельному формулированию вывода

5. Формулирует задание, организует самостоятельное прочтение текста для заполнения таблицы и формулировки вывода по ней. Записывает данные по таблицам и вывод учащихся на доске.


1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы.

2. Самостоятельно заполняют таблицу, приводят примеры.

3. Анализируют высказывания, делают самостоятельно выводы.
























групповая

работа.


Личностныеоценивают жизненные ситуации (поступки своих родных) с точки зрения статей Конституции РФ.

Регулятивныесовместно обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию из источника; дополняют знания статей к различным жизненным ситуациям; ориентируются в своей системе

знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты документа и при этом ведут диалог в группе. (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план текста Конституции.

Устные

ответы.













Проверка таблицы, устные ответы.











Устное задание

















Устные ответы.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

1. Задания по Конституции РФ (тест)

2.Решение ситуативных задач, составленных в группах.


По ситуации несколько вариантов 1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль.

2. Организует беседу по ситуативным заданиям

3. Решение теста https://socege.sdamgia.ru/test?a=catlistwstatСДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ

1. Выполнение заданий в тетради.

2. Рассуждают, отвечают на вопросы

1.Индивидуальная работа.

2.Групповая работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов документа, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентируются в тексте документа и тетради.

Проверка выполнения заданий в тетради

Устные ответы Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

– Структура Конституции РФ?

- Какова связь понятий «Конституция» и «Мы»?

Отвечают на вопросы. Определяют свое

эмоциональное состояние на уроке

Самооценка, аргумент.

Фронтальная работа


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2


Конкретизирует домашнее задание

1. конспект параграфа, ответ на вопрос 8

2.план пункта 2, вопрос 6

3. Эссе стр.119

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа











УМК.



  1. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2016.

  2. Обществознание. Поурочные разработки.9 класс. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Л.Н.Боголюбов, Е.И.Жильцова. М., «Просвещение», 2014г.

  3. Обществознание Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Жильцова Е.И. и др., учебник для 9 класса., АО «Издательство «Просвещение» 2017

  4. Обществознание: Полный справочник для подготовки к ОГЭ: 9 кл./ П.А. Баранов. Изд. Перераб. И доп.-Москва: АСТ: Астрель, 2016.

  5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.constitution.ru (дата обращения: 28.01.2020).

  6. [Электронный ресурс]. URL: https://gimnrussia.ru (дата обращения: 28.01.2020).

  7. Словарь по обществознанию.[Электронный ресурс]. URL https://4ege.ru/obshestvoznanie/2794-slovar-terminov-po-obschestvoznaniyu.html).

  8. [Электронный ресурс]. URL https://soc-ege.sdamgia.ru/test?a=catlistwstat СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ











Задания для первой группы1 группа Приложение 1

Какова связь понятий «Конституция» и «Мы»

1.В соответствии с предложенными статьями определите свой статус

2.Составьте задачу на применение содержания статей Конституции РФ для аргументации своего поведения в жизненных ситуациях

3.Вывод: _______________________________________________

Раздел первыйОсновные положения

Глава 1. Основы конституционного строя (ст. 1-16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (ст. 65-79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (ст. 80-93)

Глава 5. Федеральное Собрание (ст. 94-109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (ст. 110-117)

Глава 7. Судебная власть и прокуратура (ст. 118-129)

Глава 8. Местное самоуправление (ст. 130-133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137)

Раздел второйЗаключительные и переходные положения

Раздел первый. Основные положения

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 1

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.


Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Глава 3. Федеративное устройство

Статья 651. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;

Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург, Севастополь - города федерального значения;

Еврейская автономная область;

Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Лист оценивания



1 ГРУППА _______________________________________________

1. Оценка выполненного задания группой ___________ (см. рубрикатор)

3. Оценка собственного вклада в работу группы над продуктивным заданием.

Рефлексия:

Продолжите высказывание

1. На сегодняшнем уроке я узнал ______________________________.

2. Сегодня мне удалось ______________________________________.

3. Мне было сложно _________________________________________

Рубрикатор оценивания задания по составлению кластера

Оценка по 5-балльной шкале

Баллы по критериям

5

7-8

4

5-6

3

3-4

2

0-2



Критерий

Показатели

Баллы

Найдено соответствие статуса и содержания статьи Конституции


Определён статус не соответствующий содержанию предложенной статьи Конституции

1

Найдено соответствие

2

Составлена задача

Составлена задача с ошибкой

1

Составлена задача без ошибки

2

Верно сделан вывод

Вывод не сформулирован

0

Сформулирован вывод без аргументации

1

Сформулирован аргументированный и верный вывод

2







Конституция РФ 1993 г.

Мы-учащиеся

Мы –дети

Мы –собственники

Мы-путешественники

Мы- русские

Мы-православные

Мы-самарчане

Мы-преполовенцы

Мы-мирные жители

Мы-члены демократического общества

Раздел











Глава











Статья

























2 группа Приложение 2

Какова связь понятий «Конституция» и «Мы»

1.В соответствии с предложенными статьями определите свой статус

2.Составьте задачу на применение содержания статей Конституции РФ для аргументации своего поведения в жизненных ситуациях

3.Вывод: _______________________________________________

Раздел первыйОсновные положения

Глава 1. Основы конституционного строя (ст. 1-16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (ст. 65-79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (ст. 80-93)

Глава 5. Федеральное Собрание (ст. 94-109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (ст. 110-117)

Глава 7. Судебная власть и прокуратура (ст. 118-129)

Глава 8. Местное самоуправление (ст. 130-133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137)

Раздел второйЗаключительные и переходные положения

Глава 4. Президент Российской Федерации

Статья 80

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Глава 5. Федеральное Собрание

Статья 94

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Глава 6. Правительство Российской Федерации

Статья 110

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Лист оценивания



2 ГРУППА _______________________________________________

1. Оценка выполненного задания группой ___________ (см. рубрикатор)

3. Оценка собственного вклада в работу группы над продуктивным заданием.

Рефлексия:

Продолжите высказывание

1. На сегодняшнем уроке я узнал ______________________________.

2. Сегодня мне удалось ______________________________________.

3. Мне было сложно _________________________________________

Рубрикатор оценивания задания по составлению кластера

Оценка по 5-балльной шкале

Баллы по критериям

5

7-8

4

5-6

3

3-4

2

0-2



Критерий

Показатели

Баллы

Найдено соответствие статуса и содержания статьи Конституции


Определён статус не соответствующий содержанию предложенной статьи Конституции

1

Найдено соответствие

2

Составлена задача

Составлена задача с ошибкой

1

Составлена задача без ошибки

2

Верно сделан вывод

Вывод не сформулирован

0

Сформулирован вывод без аргументации

1

Сформулирован аргументированный и верный вывод

2



Конституция РФ 1993 г.

Мы-учащиеся

Мы –дети

Мы –собственники

Мы-путешественники

Мы- русские

Мы-православные

Мы-самарчане

Мы-преполовенцы

Мы-мирные жители

Мы-члены демократического общества

Раздел











Глава











Статья



















3 группа Приложение 3

Какова связь понятий «Конституция» и «Мы»

1.В соответствии с предложенными статьями определите свой статус

2.Составьте задачу на применение содержания статей Конституции РФ для аргументации своего поведения в жизненных ситуациях

3.Вывод: _______________________________________________

Раздел первыйОсновные положения

Глава 1. Основы конституционного строя (ст. 1-16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (ст. 65-79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (ст. 80-93)

Глава 5. Федеральное Собрание (ст. 94-109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (ст. 110-117)

Глава 7. Судебная власть и прокуратура (ст. 118-129)

Глава 8. Местное самоуправление (ст. 130-133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137)

Раздел второйЗаключительные и переходные положения

Открытость, доступность, предсказуемость правосудия

Глава 7. Судебная власть и прокуратура

Статья 118

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Глава 8. Местное самоуправление

Статья 130

1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Статья 134

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.



Лист оценивания



3 ГРУППА _______________________________________________

1. Оценка выполненного задания группой ___________ (см. рубрикатор)

3. Оценка собственного вклада в работу группы над продуктивным заданием.

Рефлексия:

Продолжите высказывание

1. На сегодняшнем уроке я узнал ______________________________.

2. Сегодня мне удалось ______________________________________.

3. Мне было сложно _________________________________________

Рубрикатор оценивания задания по составлению кластера

Оценка по 5-балльной шкале

Баллы по критериям

5

7-8

4

5-6

3

3-4

2

0-2



Критерий

Показатели

Баллы

Найдено соответствие статуса и содержания статьи Конституции


Определён статус не соответствующий содержанию предложенной статьи Конституции

1

Найдено соответствие

2

Составлена задача

Составлена задача с ошибкой

1

Составлена задача без ошибки

2

Верно сделан вывод

Вывод не сформулирован

0

Сформулирован вывод без аргументации

1

Сформулирован аргументированный и верный вывод

2



Конституция РФ 1993 г.

Мы-учащиеся

Мы –дети

Мы –собственники

Мы-путешественники

Мы- русские

Мы-православные

Мы-самарчане

Мы-преполовенцы

Мы-мирные жители

Мы-члены демократического общества

Раздел











Глава











Статья
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!